Трагедия с оптимизмом. Как оценивать для России серебряный МЧМ и катастрофу с Канадой?
Никогда за 20 лет работы в журналистике не приходилось оказываться в положении, когда и после нескольких часов по окончании матча смертельно не хочется даже смотреть в монитор и стучать по клавишам. Ни олимпийские Ванкувер-2010 и Сочи-2014, ни Прага-2015 со скандальным уходом части команды до исполнения канадского гимна, ни поражение 0:1 в овертайме финала МЧМ-2012 в Калгари, которые довелось лицезреть лично, не приводили меня в такое состояние.
Иметь солидное преимущество в счете, вести игру и разбазарить все нажитое огромными усилиями в считанные минуты — разве это вообще про российскую сборную по хоккею? В голове не укладывается. Раньше все было наоборот. За долгие годы наши команды в полном соответствии с национальным менталитетом приучили к взлетающему до небес уровню драматизму, ядерному взрыву эмоций и почти былинному героизму.
Ими сопровождались самые громкие успехи российского хоккея — Пхенчхан-2018, Баффало — 2011, Берн-2009, Квебек-2008. Разве что Стокгольм-Хельсинки-2012 при Зинэтуле Билялетдинове выбиваются из этой цепочки, хотя и тогда был запоминающийся камбек в матче с мощной по составу сборной Швеции на групповом этапе. Провалы получались громкими и, как правило, россияне терпели катастрофы без малейших шансов на спасение.
В нынешнем поражении можно углядеть оптимистическую трагедию. В решающих матчах, несмотря на угробленные безвозвратно нервы, команда Валерия Брагина постоянно действовала с позиции силы. Нагло лезла вперед, не отсиживалась лишний раз в обороне, продемонстрировала ощутимый прогресс, если говорить о текущих тенденциях современного хоккея: скорость, превосходство в единоборствах, агрессивный отбор, навязывание соперника собственного плана на игру. Общее направление зарождает осторожную веру в светлое будущее, о чем после матча с Канадой говорили и первый вице-президент ФХР Роман Ротенберг, и сам Брагин, и его ассистент Игорь Ларионов.
О доминировании говорить можно лишь применительно к отдельным случаям, вспоминая рекордный разгром Канады в матче группового этапа. Это уже неплохо, несмотря на убийственную развязку финала.
Российские игроки нашли в себе силы выйти в смешанную зону в достаточно большом количестве и почти все без исключения винили за произошедшее самих себя. Брагин в свою очередь наотрез отказался от предложенной мной точки зрения, что развитие сюжета в третьем периоде зеркальным образом напомнило произошедшее девять лет назад в легендарном финале МЧМ в Баффало. Позволю себе заочно поспорить с Валерием Николаевичем. Сам прекрасно помню, что тогда написал ведущий хоккейный журналист, инсайдер и аналитик Канады Боб Маккензи. Он подчеркнул, что у молодежной сборной его страны нет монополии на золотую медаль. Другие страны тоже научились готовить талантливую молодежь и создавать классные команды.
Почему-то вчера никто публично из российских представителей не захотел признать, что в случившем на льду Ostravar Arena в третьем периоде есть огромная заслуга соперника. У канадцев гораздо меньше опыта игры на взрослом уровне, что для пацанов в 18-19 лет имеет существенное значение. В голове у них наверняка сидело позорное поражение в группе. Их лидер Лафренье в том матче повредил левую ногу и пропустил несколько матчей. Канадский капитан Хэйтон, опозорившийся на всю страну из-за инцидента с не снятым шлемом во время исполнения российского гимна, из-за проблем за 15 минут до финала получил «добро» на участие в нем и отличным броском сделал счет 3:3 в третьем периоде. Жаль, что в ключевой момент матча характер проявили именно канадцы, показавшие, что у них имеются большие тестикулы.
Нашим парням характера, как и умения терпеть, не хватило. Обвинять всерьез их в чем-то после в целом очень классного турнира могут только недалекие люди. Нынешнее серебро со стратегической точки может оказаться очень важным результатом. В признании объективной картины реальности, где Канада заслужила чемпионство, нет ничего постыдного. Особенно, если ты хочешь поработать над собственными недочетами и стать сильнее.
?Слушая, с каким жаром объяснил мне и моим коллегам свое видение различных процессов в российском хоккее Ларионов, хочется ему поверить. Он готов работать и, судя по словам Романа Ротенберга, получит шанс реализовать себя. В том случае, если уроки Остравы-2019 станут отправной точкой для дальнейших созидания и прогресса, то грустить о втором месте никто долго не станет.