Устал ли Брагин от работы с молодежкой?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БОЛЬШИНСТВОМ?
– Каким вам видится поражение от сборной США в четвертьфинале (2:4) через две недели, когда все эмоции давно улеглись?
– В моральном плане в такую ситуацию я попал в первый раз. Она очень неприятна, до сих пор на меня давит, и сердце по-прежнему ноет. По возвращении домой спастись от этих переживаний помогает только семья. Но если смотреть на произошедшее в Баффало сейчас, то со стороны тренерского штаба в плане подготовки было сделано все.
– Что случилось с большинством (худший процент реализации среди всех участников чемпионата мира - 1 из 20) ведь на предыдущих турнирах с данным компонентом особых проблем не возникало?
– На этот раз оно не сработало. Мы искали разные варианты, надеялись на одних ребят – у них ничего не пошло. Тогда решили упростить схему розыгрыша. Забили один гол и все. (После паузы.) Наверное, весь турнир надо будет оценить позднее, когда все внутри остынет.
– Может, проблема в уровне игроков?
– Главная сложность заключалась в том, что никто из ребят за исключением травмированного Дронова, который не смог поехать в Баффало, не играет в КХЛ на постоянной основе. Год назад в сборной были Капризов, Воробьев, Полунин. Они не просто выходили в своих клубах на несколько минут за матч. Им давали возможность играть в большинстве, и такой опыт никакими тренировками не заменишь. У представителей нынешней сборной его не хватало. Мы все максимально упростили, просили действовать по трафарету, откидывать шайбу на синюю линию, бросать и активнее работать под воротами.
– Со стороны казалось, что как и в прошлые годы, команда прибавляет по ходу турнира. Почему прежние методы не сработали в нужный момент?
– Надо было забивать американцам при счете 2:2. Вот и все. Забрось в той ситуации мы, то выиграли бы. Сборная США тоже очень серьезно готовилась к матчу, выложилась в эмоциональном и физическом планах до такой степени, что в полуфинале, который я смотрел, шведы их без проблем победили. Шансов у американцев не было.
У РЕБЯТ БЫЛО МАЛО ОПЫТА ИГРЫ В КХЛ
– Два года назад российская сборная 1998 года рождения была лучшей в мире. Что с игроками этого возраста произошло за это время?
– Сходу сложно сказать, что с ними случилось. Но самый главный показатель для меня – это сколько игроков молодежной сборной регулярно выходят в своих клубах в КХЛ. Много? Вот и весь ответ.
Есть еще один момент. Почти все ребята 1998 года пропустили юниорский чемпионат мира из-за дела с мельдонием. Международного опыта им не хватило. Только Костин, Свечников и Саморуков сыграли. Не случайно, что первые двое хорошо проявили себя сейчас.
– Но челябинец Кравцов, стабильно играющий в "Тракторе", на чемпионат мира не попал.
– Надо не забывать, что турнир проходил на маленьких площадках, где меньше пространства и больше борьбы. Говорить о недостатках конкретного игрока мне бы не хотелось, но Кравцов не попал в окончательный состав по объективным причинам.
– КХЛ должна помогать российскому хоккею радикальными методами, заставляя клубы больше доверять молодежи?
– Квота на молодежь ведь есть и сейчас. Еще ее увеличить? Сложный вопрос. Сейчас молодые ребята оказываются в КХЛ 19-м и 20-м по счету игроками. Часто их просто держат на лавке в ответственные моменты. Перед этим сезоном в ВХЛ тоже ввели хорошее правило, касающееся молодежи. Но еще надо, чтобы эти парни были 17-м и 18-м игроками. Тогда у них появится больше шансов вырасти, что в конечном итоге пойдет на пользу молодежной сборной.
– В советские времена было принято разговаривать с тренерами клубных команд и о чем-то их просить, например, дать больше шансов кандидатам в молодежку. Сейчас это реально?
– Ребята в КХЛ выходили, но всего на несколько минут в четвертом звене. Номинально опыт игры с мужиками они имеют, как Манукян, Алтыбармакян. Но для сборной нужен совсем другой опыт. Хотя у того же Манукяна на чемпионате мира было много моментов. Почти в каждой игре. Увы, он ничего не забил. Что касается разговоров, то я общался, например, с Дмитрием Квартальновым. Он в "Локомотиве" ставил и Каюмова, и Иванова, давая им много игрового времени. Пошел навстречу не только клубным интересам, но и тем самым сборной помог. Хотя эти нападающие нравятся самому Квартальнову, и он доволен тем, как они себя проявили на тренировках и в матчах. Каюмова немного выбила травма. И всегда был на связи с Олегом Знарком. Много обсуждали с ним молодых игроков, и он, в интересах молодежной сборной давал больше игрового времени Мальцеву и Алтыбармакяну.
КОСТИН И СВЕЧНИКОВ
– Правда, что по Костину были сомнения и решающим в его попадании в сборную стал ваш голос?
– Он из-за операции на плече пропустил полгода. Я смотрел игры с его участием в начале нынешнего сезона и перед Суперсерией с канадцами в ноябре. Он был совсем разным, что легко объяснимо. После долгой паузы Костин начал играть хорошо на эмоциях, но потом с ним случился ожидаемый провал. Я ему позвонил в Северную Америку и сказал, что если хочешь попасть на чемпионат мира, то должен самостоятельно подготовиться по конкретной программе. Он ответил, что все понял. И когда Костин присоединился к команде на последнем сборе в Рочестере, то выглядел более-менее. Мы в тренерском штабе всегда спорим по каждой кандидатуре, оцениваем "за и против", но остро вопрос по Климу не стоял. Мы дали ему сыграть в двух контрольных матчах. Первый дался ему тяжело, во втором выглядел уже получше. Было видно, что у него есть и габариты, и мастерство, и понимание игры.
– Костина можно сравнить с Гурьяновым – одним из лидеров прошлогодней молодежки, который сейчас затерялся в АХЛ?
– Клим, как игрок, – потоньше.
– Вы видели слова Костина в интервью "СЭ" о том, что до отъезда в АХЛ полгода в "Динамо" из него делали клоуна?
– Я не могу комментировать их, поскольку не владею ситуацией.
– Свечников для 17-летнего хоккеиста выглядел неплохо. Не было мысли дать ему больше игрового времени, например, в большинстве?
– Он приехал в сборную после травмы, успев сыграть всего несколько матчей за клуб после возвращения в строй. Неизвестно, как бы Свечников показал себя в условиях повышенной нагрузки. Мы могли его загнать. Со своей стороны пытались искать разные варианты, чтобы разбудить тех, от кого ждали хорошей игры до начала турнира. Я не умаляю таланта Свечникова. Он и Костин – самые одаренные ребята в этой команде. Но ведь в 17 лет играть на равных с теми, кто старше тебя – очень тяжело. Вспомните, как выглядели на первых для себя молодежных чемпионатах мира Сидни Кросби и Коннор Макдэвид? Их никто не кидал в пекло и не требовал сразу результата. Два года разницы – это много.
– Если брать тех, кто проходил через ваши руки – от Малкина с Радуловым до Кузнецова с Капризовым, то Свечников стоит с ними по задаткам в одном ряду?
– По своему таланту – да. Но за полгода все может в таком возрасте поменяться как в одну, так и в другую стороны. Мне нравится отношение Свечникова к делу. Не детское, а уже профессиональное. Он все время сосредоточен на хоккее, внимательно слушает старших и старается делать на совесть любой элемент. То же самое могу сказать и про Костина. Это обучаемые ребята, что в их возрасте очень важно.
– Через год на них стоит рассчитывать или оба уже заиграют в НХЛ?
– Тяжелый вопрос. Если Свечникова высоко выберут на драфте, то могут сразу дать возможность попробовать свои силы в НХЛ.
ЕСТЬ ВОПРОСЫ К ПОДГОТОВКЕ НАШИХ ЗАЩИТНИКОВ
– Какие вещи необходимо поменять в молодежном хоккее, чтобы наши игроки и сборная были конкурентоспособными по сравнению с другими командами?
– Основная головная боль – защитная линия. Из год в год эта проблема остается. Появляются иногда отдельные игроки. Но в целом ничего не меняется. Я не понимаю, как так может быть. Посмотрите на канадских и шведских защитников. Они действуют как нападающие: двигаются, могут пройти соперника один в один, творят невероятные вещи на чужой синей линии. Нашим форвардам против них тяжело играть!
– Что делать?
– Я уже не в первый раз говорю, что в клубах должны больше индивидуально заниматься с защитниками. Еще в советское время после каждой тренировки 10-15 минут у нас шла работа над отдельными элементами. С разворотами, ускорениями, передачами на синей линии и так далее. Как для нападающих, так и для защитников.
– Будь в сборной России условный Расмус Далин или Кайл Макар, то команда бы играла по-другому?
– Конечно! Если игрок с шайбой оказывается на чужой синей линии, то от него многое зависит. Такой человек способен управлять действиями всей пятерки: и пас может отдать, и бросить сам, и на ложном замахе обыграть опекуна, создав численное преимущество на определенном участке, и к дальней штанге спуститься. Вариантов масса. В этом и плюс команды, у которой есть защитники данного плана.
– Почему российская система подготовки молодежи уступает другим странам?
– У нас слишком рано начинают играть на результат. Это нонсенс! Какая игра на результат может быть в восемь лет?! Дети закрепощаются, находясь под давлением и постоянно бояться совершить ошибку. Как можно научиться играть защитнику на чужой синей линии, если ему запрещают рисковать? Тогда как тот же швед имеет возможность в такой ситуации отрабатывать катание, технические элементы, владение клюшкой. Насколько я знаю, в нашем детском хоккее запрещено использование силовых приемов до определенного возраста. Посмотрим, как это со временем поможет прибавить ребятам. Ведь в ситуации, когда тебя никто не толкнет в спину на борт, проще работать над техникой, выходя из борьбы у борта за счет рук и работы ног.
– Стоит ли ввести в детских школах специалистов по работе с защитниками? Вратарям это помогло.
– Не готов дискутировать на эту тему развернуто. Но в клубах такие люди быть обязаны. Согласитесь, что это же смешно, когда за две-три недели в сборной человека надо научить разворотам, приему шайбы, передаче "подкидкой" по воздуху? Мне бы в такой срок успеть более-менее командную игру отладить и тактику разжевать.
– В нынешней сборной было много игроков, не умеющих делать "подкидку"?
– Проблемы с исполнением технических элементов присутствовали. Иногда шайбу правильно не получалось остановить. Что я могу в такой ситуации сделать?
ИГРОКИ, ВЫСТУПАЮЩИЕ В КАНАДЕ, НА МЧМ СЫГРАЛИ БЛЕДНО
– Давайте немного о позитиве. Кто в этой сборной вас приятно удивил?
– Костин. Я не думал, глядя его последние матчи в АХЛ, что он так здорово сыграет на чемпионате мира. Молодец! Правильно воспринял мои слова и как следует себя подготовил. В плане "физики" по ходу турнира Костин вышел на хороший уровень. Чувствовалось, что он становится лучше с каждой игрой. Остальные? Выше головы никто не прыгнул. Получилось очень средне.
– Не было по окончании турнира сомнений, что не взяли кого-то другого?
– Ни единого. Мы собрали всех сильнейших, проведя серьезный анализ по каждому кандидату – как тех, кто выступает в России, так и среди "легионеров" из Северной Америки.
– Нас некоторые ребята, играющие в юниорских лиги Канады, сильно разочаровали.
– Меня – тоже. Они у себя в клубах лидеры, бомбардиры. Только вот на чемпионат мира сыграли бледно. Хотя мы на них очень рассчитывали. Но оказалось, что на турнире все проходит быстрее, больше контактной борьбы и, к сожалению, к этому многие оказались не готовы.
– Вы хвалили вратаря Бердина, но шанс сыграть он так и не получил. Почему?
– У нас есть тренер вратарей Владимир Куликов, который постоянно с ними работает. Он говорил, что Сухачев на сегодняшний день выглядит лучше, увереннее. Хотя, на начальной стадии суперсерии мы дали время Мельничуку, и он выглядел неплохо.
– Вас удивило, что канадцы выиграли у шведов?
– Ничего удивительного в этом нет. Соперники равные. Ну и судей немножко поддушили шведов. В нужный момент.
– Как вам швед Далин?
– Он очень здорово выглядел на предварительной стадии. В плей-офф немножко затерялся. То, что это большой талант – видно невооруженным глазом. Никто этого не отрицает. Просто он на два года младше, чем все остальные. Ему надо добавить физически.
МОЛОДЕЖЬ ПИТАЕТ МЕНЯ ЭНЕРГИЕЙ
– У тренеров молодежки есть традиция: на обратном пути с МЧМ в самолете обсуждать состав на следующий год. Вы уже прикидывали, какой может быть команда?
– Мы хорошо знаем состав 99-го и 2000 годов рождения. 2000-му года предстоит домашний чемпионат мира среди юниоров в Челябинске и Магнитогорске. Мы пристально следим за выступлениями. Убежден, что кто-то из 2000-го года обязательно себя проявит.
– После выступления на МЧМ в прошлом году вы сказали, что 98 год рождения слабее 97-го. А 99-й и 2000-й сильнее него?
– Сейчас сказать что-либо тяжело. Полгода в этом возрасте – очень серьезный промежуток времени, после которого в игре молодого хоккеиста может очень многое поменяться. За полгода он может сделать очень большой скачок. А может и не сделать. По потенциалу в следующем наборе много хороших игроков. Те же Костин, Свечников. Липанов, который не закрепился в составе в этом году, но на которого мы очень рассчитывали. В этот раз он приехал до такой степени уставшим, что от матча к матчу по физическим кондициям показывал результаты хуже и хуже. Слишком много сил отдал в игре за клуб. Я ему сказал: "Как же так? Мы на тебя рассчитывали". В общем, мы его не взяли только из-за плохих физических кондиций.
– У вас нет ощущения, что вы устали от этой работы. Все-таки впервые не удалось завоевать медали. Или это просто новый опыт?
– Новый опыт, все верно. Ощущение после поражения не из приятных. Но еще раз повторюсь: мне очень интересно работать с молодыми. Тот контакт, который налаживается между мной и командой – он взаимный. Они меня питают своей энергией, а я делюсь с ними опытом, знаниями, рассказываю, как правильно играть в хоккей, как быстрее вырасти в хороших игроков. Поэтому "устал" – это неправильное слово.
– Победы окрыляют. Про поражения такого не скажешь.
– До сих пор внутри меня еще сидит неприятное ощущение. Каждый раз вертятся мысли: где, что почему так случилось. Вроде бы все делали правильно.
– Есть ли у вас тренерская мечта, которую вы еще не осуществили?
– Даже не знаю.
– Просто очень многие говорят, что вы хотели бы поработать в клубе.
– Пока рано об этом говорить. На дворе лишь январь.
ФЕДЕРАЦИЯ СОЗДАЛА НАМ ВСЕ УСЛОВИЯ
– Очень многие игроки, будучи в молодежной сборной под вашим руководством, выдавали сумерматчи или даже суперигру на всем турнире. А потом уходили в тень, и их карьера получалась не столь яркой. О Кицыне говорили много, то же самое можно сказать о Двуреченском. Из последнего примера – Гурьянов.
– Гурьянов меня удивил тем, что полностью поменял отношение к хоккею. У него стала очень серьезной подготовка к тренировкам, послетренировочные процессы. Не могу точно сказать, почему сейчас у него не все получается. Потенциал у него очень высокий. Денис – взрывной, тем более при его габаритах. И он умеет забивать. Наверное, надо поменять что-то внутри, переключить мысли на что-то.
– Контакт не поддерживаете?
– С днем рождения вот меня поздравил. А больше пока не общались. Для того, чтобы отвечать на вопрос, почему у кого-то не идет, надо пообщаться с человеком, постоянно контактировать с человеком. Может, девушка у него появилась?
– Которая вьет из него веревки?
– Да. Ну а как? Поэтому я всегда говорю ребятам: "Главное – хоккей. Девушки никуда не денутся. Если вы будете себя наверху держать – тем более. А вот если упадете вниз, про вас забудут, никого рядом и не будет".
– Были какие-то посторонние факторы, которые помешали показать результат? Может быть, быт, условия?
– Вот тут – точно ничего не могло помешать. Федерация нам создала все условия для успешного выступления. Руководители были постоянно на связи, интересовались, нужно ли что-то еще. Поддержка ощущается все дни. У нас в сборной, как и во всех остальных, есть аналитики. Они постоянно нарезают видео со всеми нужными моментами, как по нашей команде, так и по соперникам. У ребят были планшеты, они все без исключению смотрели свою игру. Причем сами просили прислать дополнительные моменты. Это большой плюс в работе. Это все влияет на отношение игроков к делу. В сборной у нас всегда нужный антураж. Все раздевалки, гостиницы красиво оформлены нашей символикой. Куда не придешь, в любой стране – везде Россия. Когда это есть, ты понимаешь, что находишься у себя дома.
– Были годы, когда в молодежке играло до 40 процентов представителей МХЛ. Сейчас об этом можно только мечтать.
– Лигу резко омолодили. Раньше в ней выступали игроки до 22 лет. Сейчас – до 20 лет. Вот и ответ на вопрос. Несколько лет назад ребята играли, фактически, против мужиков. Вот и ответ на вопрос. Качество резко упало. Для юниорской лиги такой состав нормальный, для более высокого уровня – слабоват. Осенью мы набрали два состава, взяв лучших из МХЛ, но требованиям они не соответствовали. Зато омолодилась Высшая лига.
– Заметили, что сейчас молодежь стала более ответственно подходить к своему будущему. Многие ребята стали больше тренироваться индивидуально, меньше нарушать режим.
– Я их вижу только в редкие моменты, когда собирается команда. Мне сложно судить. Но то, что поколение меняется – согласен. Их подход более профессионален. Они понимают, что без заминок и разминок, дополнительных тренировок уже нельзя.
– Что скажете об общем уровне МЧМ?
– Он очень выровнялся. Каждая игра – очень напряженная.
– Если послушать мнение обывателей, то оно будет неутешительным: у наших игроков пропала техника, мы играем в "бей-беги", в хоккейных школах – только блатные и дети богатых родителей, будущего у нас нет. Так ли это?
– Ну конечно же, нет. Хоккей у нас развивается, в России всегда были, есть и будут таланты. Просто никогда нельзя останавливаться на достигнутом и постоянно развиваться, совершенствоваться. Но помимо талантов, нужно подтягивать и средний уровень игроков. Сейчас ФХР составила грамотную программу развития для детей и юношей, по которой будут работать все хоккейные школы. Она как раз направлена на то, чтобы средний уровень игроков был выше нынешнего, чтобы каждый, кто заканчивал хоккейную школу, выходил из нее подготовленным, чтобы в командах мастеров молодого игрока не приходилось доучивать или переучивать. Это очень важный шаг, который принесет нам пользу в ближайшем будущем. Программа рассчитана для всех возрастов, и в каждом нужно давать определенные знания и навыки. Не стоять у борта, покрикивая, а четко знать, чему ты учишь. И основное – не требовать с маленьких игроков результат. В советское время детский тренер ценился чем? Количеством воспитанников. Если больше трех человек из его года попадало в команду мастеров, значит, он классно провел работу.
КАК СБОРНАЯ БРАГИНА ИГРАЛА НА МЧМ
Год |
Страна |
Место |
Призеры |
||
1-е |
2-е |
3-е |
|||
2011 |
США |
1-е |
РОССИЯ |
Канада |
США |
2012 |
Канада |
2-е |
Швеция |
РОССИЯ |
Канада |
2015 |
Канада |
2-е |
Канада |
РОССИЯ |
Словакия |
2016 |
Финляндия |
2-е |
Финляндия |
РОССИЯ |
США |
2017 |
Канада |
3-е |
США |
Канада |
РОССИЯ |
2018 |
США |
5-е |
Канада |
Швеция |
США |
БОЛЬШИНСТВО НА МЧМ-2018
1. Канада |
44,83 (13/29) |
7 |
2. Чехия |
36,36 (8/22) |
7 |
3. Белоруссия |
32,00 (8/25) |
6 |
4. США |
28,12 (9/32) |
7 |
5. Швеция |
23,08 (6/26) |
7 |
6. Финляндия |
18,18 (4/22) |
5 |
7. Швейцария |
15,38 (2/13) |
5 |
8. Дания |
9,52 (2/21) |
6 |
9. Словакия |
6,67 (1/15) |
5 |
10. РОССИЯ |
5,00 (1/20) |
5 |