Теему Селянне: "Ротенберг предлагал перейти в "Йокерит". Но я устал от хоккея"
Игорь РАБИНЕР
из Торонто
Мы столкнулись с главной легендой финского хоккея, MVP Олимпиады в Сочи в коридоре Air Canada Center во втором перерыве матча Северная Америка – Россия. На мое счастье, к Финской Вспышке вначале подошел Игорь Куперман, работавший вместе с ним в "Виннипеге" 1990-х – том самом, где Селянне забил фантастические 76 шайб в регулярке заодно с Александром Могильным из "Баффало". Представить себе такую результативность в сегодняшней НХЛ с ее вратарями-монстрами – за гранью возможного...
Селянне обрадовался Куперману как родному. За несколько минут они успели переговорить обо всем. О том, попадет ли на драфт НХЛ сын Теему, играющий в любительской лиге США; о том, какую роль в штабе сборной России играет партнер Селянне по звену "Джетс" Алексей Жамнов, с которым они несколько лет на выездах жили в одном номере; о том, как изрядно прибавил в весе третий член их суперзвена – Кейт Ткачук... Это была настоящая встреча друзей, и абсолютно не заносчивый, веселый и легкий Селянне произвел на меня по ее ходу очень приятное впечатление.
Куперман представил меня финской легенде, и несколько минут, пока не начался третий период, мы побеседовали с Селянне для "СЭ".
ПОСЛЕ СОЧИ Я УЖЕ БЫЛ "ПЕНСИОНЕРОМ"
– Теему, чем вы занимаетесь после ухода из хоккея? – спрашиваю Селянне.
– Живу в Калифорнии. Владею стейкхаусом, сотрудничаю с "Анахайм Дакс", делаю для них определенную работу в области пиара. У меня четверо детей, занимаюсь их воспитанием. Активно играю в гольф, теннис. В общем, веду такой образ жизни, который не предполагает каждодневной рабочей загрузки. Пока я к ней не готов.
– А в России, признаться, все были готовы – и очень даже ждали – что после триумфа в 42 года на Олимпиаде в Сочи вы отправитесь заканчивать карьеру игрока в свой родной "Йокерит". В КХЛ.
– Вы знаете, а у меня было оттуда предложение. Мы разговаривали на эту тему с Романом Ротенбергом, и даже много раз. Предложение "Йокерита" было хорошим, и некоторое время я сомневался. Это продолжалось несколько месяцев. Но в конце того сезона, после Олимпиады, я все-таки решил, что мой настрой уже далек от продолжения хоккейной карьеры. Морально я уже был "пенсионером", а не действующим игроком. Устал от хоккея – и не смог себя переломить.
– Кстати, поддерживаете ли отношения с тренером, который в 80-е годы в "Йокерите" во многом дал толчок вашей карьере, – россиянином Борисом Майоровым?
– Да, периодически мы встречаемся. Майоров очень многое для меня сделал. Уверен в одном: если он в эти две недели доберется до Торонто, то мы обязательно найдем возможность встретиться, вспомнить былое и поговорить о том, как кто из нас живет сегодня.
– Каким образом вам удалось в таком возрасте стать MVP не чего-нибудь, а олимпийского турнира, соревнования с участием всех сильнейших игроков в мире?
– Мне самому до сих пор в это трудно поверить. Я знал, что, скорее всего, провожу последний сезон в карьере. И уж точно – последний большой турнир за Суоми. Мне даже в голову не могло прийти что-то подобное. Что ж, это и есть хоккей, потрясающая игра, в которой может произойти все, что угодно.
– В четвертьфинале сочинского турнира ваша команда уверенно обыграла сборную России, забили и вы. Можете объяснить секрет стабильного успеха финской команды против нашей на крупнейших турнирах? Ведь не только в Сочи, но и в полуфинале Турина российскую сборную останавливали именно финны.
– Да нет никакого секрета (смеется). Хоккей – такая штука, что в ней от одной вовремя забитой шайбы нередко зависит исход всей игры. И от того поколения, которое есть у той или иной страны на данный момент. Вспомните, какое у нас было во времена Турина. Саку Койву, Нумминен, Лехтинен, Сало, я... Сейчас все мы ушли, и настало время строить что-то новое. Поэтому здесь, в Торонто, у нас совсем молодая команда.
РОССИЯ ВЫШЛА С НАСТРОЕМ "ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ"
– Все говорят о ее главной юной звезде – 18-летнем Патрике Лайне. Это – будущий Селянне?
– Не знаю, как насчет Селянне, но мы все ждем от него очень многого (улыбается). Классный габаритный игрок, и очень надеюсь, что Лайне действительно многого в карьере добьется.
– Какую роль в штабе сборной Финляндии играете вы?
– У нас с Койву и Нумминеном сформировалась этакая группа поддержки национальной команды. Нас пригласили на роль консультантов сборной. Нет, мы не говорим им, что делать, не навязываем свою точку зрения. Высказываемся только в тех случаях, когда нас о том спрашивают. Мы должны понимать, что у сборной есть тренерский штаб, и не наше дело лезть без спроса в его работу.
Занимаюсь скаутингом некоторых матчей наших соперников. Вот сейчас просматриваю матч Северная Америка – Россия. Но, если честно, не только как бывший игрок, который может поделиться видением каких-то игровых нюансов, но и как человек, который просто любит хоккей.
– Как оцениваете то, как на данный момент играют в Торонто финская и российская команды?
– Обе команды начали турнир с трудом. Да что там говорить – плохо начали. Не знаю, как оправится от поражения от молодых североамериканцев наша команда, зато вижу, что Россия в матче с Северной Америкой – это уже совершенно другая команда, чем со Швецией. Видно, что, в отличие от первого матча, россияне сегодня получают настоящее удовольствие от хоккея! А получать удовольствие – обязательное условие успеха. Когда команда выходит на лед и всего лишь делает тяжелую работу, вряд ли что-то у нее получится. Так вот, если против шведов у вас была не более чем работа, то сегодня я вижу игру. И какую! Вообще, хоккей в этом матче великолепен.
– Мы беседуем при счете 4:2 в пользу России. Говорит ли это о том, что и финны на этом турнире могут кардинально изменить свою судьбу?
– Безусловно. На Кубке мира все еще может произойти все, что угодно – и в отдельном матче, и в целом. Видите, Россия вышла на матч с Северной Америкой с настроем "жизнь или смерть" – и это дало эффект. Надеюсь, то же самое произойдет и с нами...
...Тут-то мы и разошлись по своим ложам – смотреть третий период. Спустя полчаса Россия с огромным трудом спасет победу над Северной Америкой, на следующий день Финляндия не оправдает надежд Селянне и проиграет в принципиальной северной "зарубе" шведам – 0:2. И теперь очень многое будет решаться для нас как раз в матче с финнами.
Слава богу, что, в отличие от Турина и Сочи, в их составе больше нет Селянне. Хотя очень жаль, что жизнь самых великих хоккеистов в игре однажды завершается, и они сосредоточиваются на стейкхаусах, теннисе и гольфе...