«Крытый ледовый каток в Москве стоит порядка 100 млн рублей. Его ежемесячная выручка в среднем — 4,5 млн рублей»
Количество ледовых арен в России постоянно растет. Согласно последним данным отчета IIHF, с 2011 года прирост крытых катков в нашей стране составил 80%. Строят новые, оптимизируют действующие в соответствии с международными требованиями, оборудованными к приему многих тысяч болельщиков и гостей.
Совсем необычный, но очень перспективный вид бизнеса, недавно стал предлагать Газпромбанк Лизинг. Речь идет о малых каркасных ледовых аренах, которые компания готова строить на условиях лизингового финансирования.
«СЭ» поговорил с директором по стратегическому развитию компании Артемом Кохтачевым о хоккее и финансировании строительства малых арен.
О нехватке льда
— Артем, почему компания, занимающаяся финансированием покупки, к примеру, автомобилей, решила заняться ледовыми аренами?
— Мы не планируем заниматься большими ледовыми аренами. Их сегодня строят и, надо отметить, строят на века в соответствии с международными стандартами. По сравнению с 2011 годом в России стало больше на 272 катка — это впечатляет. Мы занимаем третье место по количеству крытых катков в мире. Впереди — Канада и США, а вот Швеция и Финляндия, несмотря на активное развитие ледовой индустрии, на четвертом и пятом местах соответственно.
Наша компания планирует финансировать строительство малых ледовых арен по типу каркасников, где могут тренироваться корпоративные команды и дети. Такое строительство могут себе позволить представители малого и среднего бизнеса, решившие расширить сферу бизнеса, частные инвесторы и корпорации, преследующие корпоративную и социальную миссию.
— Что повлияло на ваше решение?
— Все просто. Популярность ледовых видов спорта растет день ото дня. Увеличивается количество детей, занимающихся хоккеем и фигурным катанием, появляется все больше любительских команд, в том числе корпоративных. Этому, конечно, способствуют многочисленные победы наших знаменитых спортсменов как в хоккее, так и в фигурном катании. Алина Загитова, Евгения Медведева, Кирилл Капризов и другие наши юные звезды, по следам которых идут наши дети, а родители атакуют спортивные школы и тренеров. По данным наших аналитиков в целом по России насчитывается более 600 тысяч хоккеистов-любителей и это довольно много. А заниматься им негде.
— У нас более 600 крытых ледовых арен, это не считая уличных катков, которые заливают зимой.
— Да, но на эти арены приходится примерно 232 тысячи человек. В это же время на один каток в Канаде приходится 11 тысяч человек, в Финляндии — 20 тыс., в Швеции — 29 тыс. Разница велика и дефицит льда очевиден. Поэтому зимой найти свободную площадку для занятий крайне проблематично: детям приходится заниматься до начала уроков в школе, взрослым — арендовать лед вечером. Отсюда — нехватка именно малых ледовых катков, которые вмещают до нескольких сотен человек за раз, включая трибуны. На таких аренах как раз учатся кататься и проводят время всей семьей.
О финансах
— Вы предлагаете финансировать ледовые объекты на условиях лизинга. Поясните, что это, и чем отличается от лизинга автомобилей, к примеру?
Лизинг — это, по сути, финансовая аренда. Мы финансируем приобретение любого транспорта, оборудования и, с недавнего времени, ледовых арен, с возможностью выкупа объекта по остаточной стоимости в конце срока договора финансового лизинга. Залоговое обеспечение при этом не требуется.
Аналогов нашего предложения в России сегодня не существует, только в Финляндии были такие проекты. Газпромбанк Лизинг ориентировался на финский опыт, беря в расчет сезонность, климатические и иные условия. Мы готовы не только профинансировать проект, но и помочь нашим клиентам с бизнес-планом, разработкой внешнего облика ледовой арены, сметной и проектной документацией.
— Поговорим о цене. Какова приблизительная стоимость такого проекта?
— Если говорить о стандартном поле размером 56 на 26 метров, с четырьмя раздевалками, зоной кафе, административными кабинетами, залами ОФП и гимнастики, комнатой заточки коньков, химчисткой и ресепшн, то подобный проект будет стоить в Москве порядка 100 миллионов рублей. Время строительства — 10-12 месяцев. Сам срок лизингового договора — 60 месяцев. Авансовый платеж — 20%, т. е. около 20 миллионов рублей. Таким образом, ежемесячный платеж, который клиент будет выплачивать лизинговой компании — порядка двух миллионов рублей. Мы прекрасно понимаем, что такая арена приносит выручку при загрузке 75-80% - до 4,5 миллионов рублей.
Строительство и подбор подрядчиков мы берем на себя. Клиент получает готовый объект для эксплуатации.
— Экономика проекта понятная.
Это действительно так. Мы смотрим и ориентируемся только на те проекты, бизнес-план которых позволяет вовремя делать лизинговый платеж и покрывать операционные расходы. При этом, важно, чтобы клиент получал доход от арены, потому что, как и любой бизнес он должен быть ориентирован на достижение прибыли. После окончания договора лизинга мы передаем эксплуатируемый объект в собственность нашему клиенту.
О спросе и преимуществах
— Как вы считаете, какой спрос можно ожидать?
— Мы заявили о нашем новом продукте сравнительно недавно, но уже отмечаем спрос. Это и частные инвесторы, и люди, которые вообще не связаны со льдом. Их интересует игровые виды спорта под крышей. И хоть наша география ничем не ограничена, мы стараемся работать в городах-миллионниках. Именно там можно обеспечить должную загрузку такой арены и, как следствие, быструю окупаемость проекта.
— Какие преимущества можно обозначить у каркасного типа ледовых арен?
— Для строительства некапитальных каркасных строений не требуется дополнительных согласований и разрешений соответствующих служб. Цена, исходя из примера выше, также для бизнеса является приемлемой. Пожалуй, можно остановится на этом, т.к. остальные выгоды носят технический характер.
— Регион имеет для вас значение?
— Конечно. Мы должны финансировать только те объекты, которые будут окупаемы, т. е. подкрепляются платежеспособным спросом. При этом мы не фокусируемся на одной локации.
О стратегии и планах
— Ледовый спорт все-таки зимний вид спорта. Это учтено в стратегии?
— Позвольте не согласиться. Сегодня, после многочисленных побед наших фигуристов на международных чемпионатах, ажиотаж вокруг фигурного катания, например, достиг пика. Дети уже с трех-четырех лет отдаются в спортивные школы. То же самое с хоккеем. Конечно, есть небольшой спад в июне-июле, но это не критично.
Кроме того, убежден, что любая, даже малая крытая ледовая площадка, может быть универсальной. Газпромбанк Лизинг уже профинансировал такой универсальный объект в Москве, совмещающий и каток для фигуристов и хоккеистов, и теннисный корт. Это решает вопрос с посещаемостью в любое время года. Кроме того, лето у нас все холоднее и холоднее, спрос на крытые арены для летних видов спорта возрастает. Пляжный волейбол, пляжный футбол, допустим, можно развивать даже в северных регионах.
— Кто подбирает будущую локацию для ледовой арены?
— Наш потенциальный клиент должен обладать правами на земельный участок: либо правом собственности, либо арендой. Если участок в собственности, то на период договора лизинга мы оформляем договор аренды на лизинговую компанию, чтобы было законное основание для строительства. Если участок в аренде у клиента, то на срок договора лизинга мы попросим ее в субаренду. То есть на время договора лизинга у нас есть права на некапитальное строение и на земельный участок. После окончания договора лизинга право собственности/аренды возвращается клиенту.
— Почему вы рассматриваете размер арены именно 56 на 26 метров?
— Это типовой пример, чтобы показать экономику проекта. Размер арены может быть любым.
— Можно ли в процессе пользования переоборудовать помещения для других нужд в случае такой необходимости?
— Можно и мы готовы предусмотреть эти вопросы как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации.
— Есть ли у вас глобальные планы по этому бизнесу?
— После того, как Газпромбанк Лизинг выпустил пресс-релиз о начале финансирования строительства ледовых арен, наблюдается неподдельный интерес к нашему продукту. Рассчитываем, что в этом году мы подпишем контракты на строительство двух ледовых объектов, а в 2020 году увеличим объемы в два раза.
Столичный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Нью-Джерси | 19 | 11 | 8 | 24 |
2 | Каролина | 15 | 11 | 4 | 22 |
3 | Вашингтон | 15 | 10 | 5 | 21 |
4 | Рейнджерс | 14 | 9 | 5 | 19 |
5 | Айлендерс | 16 | 6 | 10 | 16 |
6 | Питтсбург | 18 | 6 | 12 | 15 |
7 | Филадельфия | 16 | 6 | 10 | 14 |
8 | Коламбус | 15 | 5 | 10 | 12 |
Атлантический дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Флорида | 16 | 11 | 5 | 23 |
2 | Торонто | 18 | 10 | 8 | 22 |
3 | Бостон | 17 | 8 | 9 | 18 |
4 | Оттава | 15 | 8 | 7 | 16 |
5 | Тампа-Бэй | 14 | 7 | 7 | 15 |
6 | Детройт | 15 | 7 | 8 | 15 |
7 | Баффало | 16 | 7 | 9 | 15 |
8 | Монреаль | 16 | 5 | 11 | 12 |
Центральный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Виннипег | 16 | 15 | 1 | 30 |
2 | Миннесота | 15 | 10 | 5 | 23 |
3 | Даллас | 14 | 9 | 5 | 18 |
4 | Колорадо | 17 | 9 | 8 | 18 |
5 | Юта | 16 | 7 | 9 | 17 |
6 | Сент-Луис | 16 | 7 | 9 | 14 |
7 | Чикаго | 16 | 6 | 10 | 13 |
8 | Нэшвилл | 16 | 5 | 11 | 12 |
Тихоокеанский дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Вегас | 16 | 10 | 6 | 22 |
2 | Лос-Анджелес | 18 | 9 | 9 | 21 |
3 | Ванкувер | 14 | 8 | 6 | 19 |
4 | Калгари | 17 | 8 | 9 | 19 |
5 | Эдмонтон | 16 | 8 | 8 | 17 |
6 | Сиэтл | 16 | 7 | 9 | 15 |
7 | Сан-Хосе | 17 | 5 | 12 | 13 |
8 | Анахайм | 15 | 5 | 10 | 12 |
14.11 | 03:30 |
Вашингтон – Торонто
|
3 : 4 ОТ |
14.11 | 03:30 |
Питтсбург – Детройт
|
2 : 3 ОТ |
14.11 | 05:00 |
Юта – Каролина
|
4 : 1 |
14.11 | 06:00 |
Анахайм – Вегас
|
2 : 3 |
14.11 | 06:00 |
Колорадо – Лос-Анджелес
|
4 : 2 |