3 апреля 2020, 17:00

«Нам сказали, что из-за коронавируса НХЛ уже потеряла миллиард 200 миллионов долларов». Большое интервью Сергея Гончара

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Тренер «Питтсбурга», трехкратный обладатель Кубка Стэнли (однажды в роли игрока, дважды — тренера) — о коронавирусе, шансах НХЛ доиграть сезон, возрождении Малкина и их общей с Джино мечте об Олимпиаде-2022

Великолепный защитник 90-х — 2000-х, второй россиянин в НХЛ по числу проведенных матчей (с 1301 матчем занимает второе место в истории после Алексея Ковалева — 1316) и наш самый результативный защитник лиги всех времен (811 очков), четырехкратный участник Олимпийских игр, Сергей Гончар уже несколько лет работает ассистентом главного тренера «Питтсбурга». В штабе Майка Салливана он отвечает, что логично, за оборону и игру в большинстве, спецом по которой был на протяжении всей славной карьеры.

И нет сомнений, что присутствие Гончара среди тренеров «Пингвинз» воодушевляет Евгения Малкина, для которого Сергей в 2006 году стал не просто партнером по команде, а наставником и старшим (на 12 лет) другом, дома у которого он жил два года. Недаром и сам Малкин любит говорить о важной роли Гончара в его становлении в НХЛ, и отец Джино Владимир Анатольевич однажды сказал мне: «Когда Женя приехал в Питтсбург, Сергей Гончар стал ему как папа. Очень хорошо, что он встретился на его пути. Я перед ним преклоняюсь. Это очень хороший человек, таких мало».

Я позвонил Гончару, чтобы узнать, как он спасается от коронавируса, и обсудить сезон «Питтсбурга». И обнаружил его не в Стальном городе, а в Далласе.

В Техасе все спокойно. Только в первые два дня разобрали туалетную бумагу

— Как обстоят дела с эпидемией коронавируса в Далласе, где живет ваша семья, и в Питтсбурге — городе вашего клуба? О беде в Нью-Йорке, серьезных проблемах в Калифорнии и штате Вашингтон мы слышали, а вот Техас и Пенсильвания в сводках новостей не фигурируют.

— В Далласе, где я сейчас нахожусь, слава богу, обстановка получше. Домашний карантин люди соблюдают сами — никаких ограничений по передвижению нет, как нет и полиции на улицах. Пожалуйста — выходи, гуляй. Погода у нас сейчас отличная, вчера было под 30 градусов. На улице много народу — единственное, все стараются близко друг к другу не подходить. Если даже остановились поговорить, стоят друг от друга на расстоянии в пару-тройку метров, чтобы, не дай бог, друг друга не заразить.

— А что закрыто?

— Закрыты торговые центры, кинотеатры. Дети в школу не ходят, занимаются по компьютеру дома. Эпидемия началась как раз во время каникул, и школьникам сказали просто с них не возвращаться. Кафе и рестораны закрыты, уже недели две — только в режиме доставки.

Продуктовые магазины работают. Какого-то сумасшедшего ажиотажа, связанного с коронавирусом, нет. Может, разве что в самом начале, когда пошла первая информационная волна, не то чтобы в магазинах ничего не было, — но пропали определенные продукты и товары. Почему-то разобрали туалетную бумагу. Но это было один-два дня, не более.

А сейчас все спокойно. Все приходят и покупают в нужных количествах все, что нужно. Единственное — у входа в магазина стоит полицейский и контролирует, чтобы совпадало число одновременно входящих и выходящих оттуда. Цель — чтобы в магазине было не очень много народу.

— Вы из дома, кроме как в магазины, куда-то выходите?

— Стараемся побольше гулять, дышать воздухом. Дома сидеть — тоже ведь с ума сойдешь. С детьми на роликах катаемся, с собаками гуляем. Бегаю, на велосипеде езжу.

— В Калифорнии собираются ввести один утренний час — вроде с семи до восьми — когда в продуктовых магазинах будут обслуживать только людей старше 65 лет. В Техасе такого нет?

— По крайней мере, в Далласе — нет.

— А где находятся ваши родители?

— В Челябинске. Там вроде достаточно спокойно. Папа жены — в Москве.

— Когда еще не было мировой пандемии, а события развивались только в Китае — могли представить, что все примет такие масштабы, и свернут весь спорт в мире, включая НХЛ?

— Ужас того, что происходит в Китае, представлял, потому что там живет мой товарищ, который меня информировал. Поэтому понимал: все, что говорят в новостях, — правда. А о том, что такое начнется в Штатах, если честно, не думал. Мне казалось, заболеют несколько человек — но уж точно не случится такого, что сейчас происходит в Нью-Йорке.

— С кем-то из Нью-Йорка или Калифорнии поддерживаете связь?

— О событиях в Нью-Йорке узнаю по телевизору. А о том, что происходит в Калифорнии, на днях говорили с Женей Набоковым. Там ситуация сложнее, чем в Техасе, но паники тоже нет. Люди, пусть с определенными ограничениями, стараясь максимально сидеть дома, но все-таки живут своей жизнью. Жесткого карантина там тоже нет. По крайней мере, не было на момент нашего разговора с Женей. Сейчас все меняется быстро.

— Как думаете — правильно ли Дональд Трамп отказался от изоляции Нью-Йорка, из-за чего много народу оттуда ломанулось во Флориду?

— Мне тяжело судить. Не нахожусь в Нью-Йорке, не знаю ситуацию изнутри. Чтобы давать такие комментарии, надо изучить вопрос намного лучше, чем я. Но о том, что могут ограничить или вообще исключить передвижения между штатами, разговоры идут до сих пор.

Думаю, дедлайн по возобновлению сезона — начало июля

— В какой момент впервые возникла мысль, что в НХЛ могут прервать сезон? Обсуждалась ли такая перспектива в команде, пока шли матчи?

— Все случилось, когда мы поехали на выезд, в Коламбус. Прилетели — и тут как раз пошли разговоры, что НБА будет закрываться, а наша игра с «Блю Джекетс» состоится при пустых трибунах. С утра в день игры проснулись, нам сказали, что матч точно пройдет без зрителей. Потом пошли во дворец — и услышали, что раскатку отменили. Тогда мы поняли, что и самой игры, скорее всего, не будет. Так и произошло.

— Когда коронавирус диагностировали у баскетболиста «Юты Джаз» Руди Гобера, вы уже поняли, к чему дело идет?

— Да. Многие клубы НБА играют на тех же аренах, что и НХЛ. Опасность заражения была слишком велика. Когда вернулись из Коламбуса, тренировки отменили сразу же. Сказали сидеть дома и ждать дальнейших указаний. Первой контрольной датой объявили, по-моему, 27 марта, потом — 8 апреля.

— Легко ли было во всей этой обстановке достать авиабилет и вернуться из Питтсбурга к семье в Даллас?

— Вот это как раз было очень легко. Вообще без проблем! Потому что никто сейчас не летает, самолет был пустой.

— Ваш прогноз — будет ли вообще доигран сезон? И если да, то в какой момент лига вернется к жизни? И будет ли это только плей-офф — а именно такое пожелание на днях высказал Александр Овечкин?

— Все будет зависеть от развития ситуации в США и Канаде в целом. Думаю, что, если все ограничится шестью-восемью неделями общего карантина, то, скорее всего, мы еще и регулярку сможем доиграть. Если затянется чуть дольше — только плей-офф. О полной отмене сезона не хотелось бы и думать, но предсказать что-то сейчас невозможно.

— Каков, на ваш взгляд, дедлайн, после которого сезон уже не возобновится?

— Начало июля.

— При этом у НХЛ виден четкий настрой все-таки довести сезон до конца. В отличие от КХЛ, спешно объявившей о его досрочном окончании.

— У двух этих лиг совсем разные финансовые модели. Два дня назад у нас был конференц-звонок со всем тренерским штабом «Питтсбурга». Обсуждали свои дела и ситуацию в целом. Нам сказали, что на данный момент лига уже потеряла 1 миллиард 200 миллионов долларов! Поэтому сравнивать КХЛ с НХЛ в этом плане еще рановато. Когда речь идет о таких деньгах, понятно, что будет сделано все, чтобы сезон доиграли до конца.

— Перенос Олимпиады в Токио может спасти сезон НХЛ — ведь, по условиям телевидения, с 24 июля, когда начинаются Игры, в хоккей играть было бы уже нельзя.

— Согласен на сто процентов. Если бы Олимпиада состоялась в срок, шансы возобновить наш сезон были бы минимальны. Не забудьте еще и о том, что должен начаться сезон в МЛБ — Главной лиге бейсбола. «Переварить» одновременно Олимпиаду, бейсбол и хоккей телевидение точно не смогло бы. Да и болельщикам было бы тяжело разрываться.

Сергей Гончар и Евгений Малкин. Фото Reuters
Сергей Гончар и Евгений Малкин. Фото Reuters

Считаю, что травматизм увеличило появление «бай-уик»

— Каждый день на связи с главным тренером «Пингвинз» Майком Салливаном?

— Раз в несколько дней.

— А с Евгением Малкиным созванивались?

— Да, у него все нормально. Он с семьей во Флориде.

— Есть ли у игроков персональные задания по работе «на земле» во время отсутствия общих тренировок?

— Да, наши тренеры по физподготовке с ними в контакте. Они делают все зависящее, чтобы хоккеисты не выходили из формы.

— В последний месяц вас обогнала «Филадельфия», у вас был неудачный отрезок в конце февраля. Может, «Питтсбургу» остановка регулярки с турнирной точки зрения была выгодна?

— Можно выразиться и так, хотя нельзя утверждать, что у нас совсем все было плохо. В последнее время одержали несколько побед, получше стали играть. То, что не все складывается идеально, можно сказать и о многих других командах. А сколько травм у нас было в этом сезоне! Наверное, вот с этой точки зрения нам с этой остановкой повезло. Ребята, которые не играли, или выходили на лед с травмами, получили дополнительное время для восстановления.

— Есть ли у вас какое-то объяснение такому травматизму? Сначала изрядный отрезок пропустил Евгений Малкин, затем Сидни Кросби, а Джейк Гюнтцель вообще выбыл до конца сезона. Плюс еще 7-8 травм.

— У меня есть своя версия. На мой взгляд, повлияло новое расписание. Когда была введена «бай-уик», плюс пауза на Матч звезд — получилось так, что команды постоянно играют по три-четыре раза в неделю. Увеличилось число «бэк-ту-бэк» — двух матчей за два дня.

Бедные ребята просто не успевают восстанавливаться. При том, что в современной НХЛ увеличись скорости, нагрузки на игроков, — все это и приводит к такому результату. Хоккеистам все время приходится играть с какими-то мелкими травмами. Много, слишком много матчей подряд! Считаю, что если бы убрали эту «бай-уик», и просто играли через день, травм стало бы намного меньше.

— С самими хоккеистами на этот счет не говорили? У них какое мнение?

— У меня сейчас немного другая ситуация (улыбается). Я же тренером стал, а они относятся к профсоюзу игроков. Профсоюз как раз и стал инициатором введения «бай-уик». Так что я высказываю лишь свою точку зрения.

— Сидни Кросби и Малкин, играя поодиночке, когда второй травмирован, в этом сезоне выглядели лучше, чем в те моменты, когда оба были здоровы. Как это объяснить?

— Возможно, когда одного нет на льду, второй понимает, что на его плечи ложится чуть больше ответственности. Мне кажется, в такой ситуации ведущий хоккеист еще больше собирается и выкладывается. Не то чтобы они не делали этого, когда на льду оба, — но тут еще эта ответственность проявляется в еще большей степени. И игра у них, соответственно, с увеличением игрового времени получается еще лучше. И для Сида, и для Жени это становится дополнительным стимулом.

2010 год. Сергей Гончар. Фото Reuters
2010 год. Сергей Гончар. Фото Reuters

Раст — молодец. Но у любого, кто выходит с Малкиным, улучшается статистика

— Малкину в июле 34, и у него прекрасный сезон. Приходится ли ему адаптировать свою манеру игры под возраст, как это сделал в последние годы, например, Овечкин? И если да, то в чем?

— Думаю, что любой игрок, если он хочет долго выступать на высоком уровне, должен адаптировать свою игру под возраст. Потому что физиология у любого человека меняется, каким бы атлетом он ни был. Потихоньку делает это и Женя. Но вдаваться в детали и раскрывать секреты вам не буду (улыбается).

— Евгений сам говорил, что в этом сезоне стал уделять намного больше внимания вбрасываниям — и в итоге у него лучший показатель за всю карьеру. Это была его личная инициатива или Салливана?

— Наверное, сначала тренеры ему подсказали обратить внимание на этот элемент. А потом уже была его работа над собой. Это заняло месяц-другой — такие изменения не происходят сразу. Прямо после разговора с тренерами лучше стать не может.

— При Салливане Малкин дважды выиграл Кубок Стэнли, и вот сейчас после неудачного прошлого сезона он опять возродился. Есть у главного тренера какая-то кнопка специально для Евгения?

— Майка у нас в России, к сожалению, не особо знают. И, думаю, недостаточно точно оценивают его роль в успехах «Питтсбурга». А я вижу, как он старается каждый день развиваться как тренер, поскольку работаем бок о бок. Изучает психологию, ищет общий язык с каждым игроком.

Поэтому и их отношения с Женей по мере узнавания друг друга становятся, как мне кажется, все лучше. Однажды дошло до того, что обсуждали какой-то игровой момент, и Женя начал выражаться словами Майка. Получилось, как будто он его невольно пародирует, хотя Малкин просто использовал его термины. Салливан по этому поводу долго смеялся.

— На первых порах работы с «Питтсбургом» он много спрашивал вас о Малкине?

— Конечно, Майк задавал о нем вопросы. Сейчас их уже меньше.

— Многие считают, что игре Джино пошел на пользу уход в «Аризону» его бывшего партнера по звену Фила Кессела, у которого карьера явно идет на спад, и он ничего не показывает теперь уже в «Аризоне». Согласны?

— Может быть, да.

— В этом сезоне у Брайана Раста, прежде такой результативности и близко не показывавшего, больше очка за игру. Можно ли это связать с тем, что он играет в звене с Малкиным?

— Можно. Но в первую очередь нужно отдать должное самому Расту. Он очень здорово подготовился и выходит на лед с великолепным настроем. Молодец, снимаю шляпу перед ним. С другой стороны, надо реально смотреть на вещи. У всех крайних, которые начинают играть с Женей, улучшается статистика. Он хоккеист такого уровня, который и сам, понятно, хорошо играет, и выводит на другой уровень людей рядом с собой.

Евгений Малкин и Сергей Гончар. Фото AFP
Евгений Малкин и Сергей Гончар. Фото AFP

— Почему, по-вашему, не получилось в «Питтсбурге» у Гальченюка?

— Сам до конца этого не понимаю. Думаю, одной из главных причин стала травма в начале сезона. До того она у него уже была, и он с ней играл. Когда приходишь в новую команду, и нужно себя зарекомендовать, травмы — это худший возможный сценарий.

Думаю, если бы он пришел в «Пингвинз» здоровым, провел нормальный лагерь без травм, то и вписаться ему было бы полегче. Тогда бы он сразу почувствовал уверенность в себе, чего сейчас не получилось. В новом коллективе ты хочешь себя проявить — но сначала травмы не позволяют играть на полную, а потом начинаешь нервничать, и это сказывается на игре. В этом плане, может, ему было бы проще вписаться в игру и в команду, если бы он пропустил чуть-чуть вначале, но затем вышел на лед совершенно здоровым.

— Чему команда научилась в результате прошлогоднего сухого вылета от «Айлендерс» в первом круге Кубка Стэнли?

— Это стало для нас большим уроком. Не раскрою секрета, сказав, что «Айлендерс» — не такая талантливая команда, как многие другие в лиге. Но ее коллективная игра, самоотдача, то, как игроки выкладывались и вели борьбу, — это и стало причиной их уверенной победы. Нам же этих качеств, думаю, хватало не всегда.

Не знаю, насколько вы на это обратили внимание, но в этом сезоне наша команда прибавила именно в этом. В Северной Америке отмечают, что, несмотря на травмы, мы стали играть как единый коллектив, помогать друг другу. Это и есть ответ на ваш вопрос, чему мы научились в той серии.

— В штабе «Пингвинз» вы отвечаете за игру в обороне и большинство. Было ли чему научиться у «Айлендерс» в этих компонентах?

— Если брать игру в обороне — то, как они ловили шайбу на себя. То есть речь опять же о самоотдаче, сумасшедшем настрое и командном хоккее. Говоря о том, что мы чему-то могли у них научиться в чисто игровых компонентах, касающихся действий в большинстве или в защите, — наверное, нет. Каких-то откровений в этом плане не было.

— После той серии многие решили, что чемпионское «окно» «Питтсбурга» закрылось. Но в этом сезоне команда совсем не выглядит безнадежной. Хотя и особой стабильности нет — но при таком количестве травм ее, наверное, и не могло быть?

— Сезон нельзя назвать плохим. Наверное, не соглашусь со словами о нестабильности — ее было меньше, чем стабильности. В конце — да, это немножко было. Но до того у нас шел стабильный сезон на хорошем уровне. Действительно, несмотря на аномальное количество травм. Если посмотреть по статистике, мы сыграли только один период за весь сезон (!) полным составом. При таких обстоятельствах говорить о закрывающемся «окне», нельзя — ведь мы все равно идем недалеко от первого места в дивизионе. Да и в конференции ненамного отстаем от лидеров.

Не согласен с теми людьми, которые говорят, что наше «окно» закрылось. Как раз, мне кажется, более молодые ребята поднабрались опыта, а наши ветераны играют на очень высоком уровне. Женя в этом сезоне по-настоящему хорошо провел те игры, в которых участвовал. И обмены были сделаны правильные, команда усилилась на тех позициях, где это было нужно. По большому счету, считаю, что у нас все нормально с шансами.

2007 год. Сергей Гончар и Евгений Малкин. Фото Александр Вильф
2007 год. Сергей Гончар и Евгений Малкин. Фото Александр Вильф

Малкин очень хочет поехать в Пекин-2022 и выиграть золото. А я был бы рад поработать там тренером сборной по защите

— Довольны ли тем, как развивается ваша собственная тренерская карьера? Не считаете ли, что уже настала пора самому становиться главным тренером — и вообще, есть ли такие амбиции?

— У меня не совсем простая ситуация в том плане, что семья живет в Далласе, и я летаю туда-сюда. Чтобы становиться главным тренером, надо куда-то всем вместе переезжать, оседать, заниматься работой по полной программе. Но дети здесь ходят в школу, а у них такой возраст, что не хочется их оттуда выдергивать и куда-то перевозить. Поэтому думаю, что в силу этих семейных обстоятельств сейчас мне будет тяжеловато сделать такой скачок в карьере. Но это может случиться в будущем.

— «Питтсбург», как я понимаю, дает вам возможность ездить в Даллас и проводить часть времени с семьей.

— Да, у меня с клубом в этом плане очень хорошее взаимопонимание. В среднем получается в месяц две недели с командой, две недели дома. «Питтсбург» позволяет мне строить расписание, отталкиваясь от детей, их школы, каникул, каких-то мероприятий.

— Сейчас в первых командах клубов НХЛ работают два российских тренера — вы и Евгений Набоков. Вы же много общаетесь, верно?

— Да. Часто созваниваемся, а когда наши клубы встречаются, стараемся видеться.

— В этом сезоне его повысили с тренера «Шаркс» по развитию до тренера вратарей первой команды.

— Скажу больше. Сейчас с ним продлили контракт, и по новому соглашению Женя будет отвечать в организации вообще за все, что касается вратарей. И за первую команду, и за общее развитие голкиперов в системе «Шаркс». У него будет очень большая нагрузка и ответственность.

— В прошлом году в Зал хоккейной славы в Торонто приняли Сергея Зубова. Дает ли это больше надежды, что однажды туда включат и вас? Больше 1300 матчей в НХЛ, Кубок Стэнли как у игрока, больше всех очков из всех российских защитников в истории — заслужили ведь!

— Было бы здорово. Но, если честно, об этом не думал (улыбается).

— Лига вернулась к переговорам с МОК и ИИХФ насчет участия в Олимпиаде-2022 в Пекине. Решится ли, по-вашему, этот вопрос? И как относитесь к возможности работать на этом турнире тренером сборной России по защитникам?

— Буду только рад — и в одном, и в другом случае! Если игроки НХЛ, сильнейшие хоккеисты мира, смогут участвовать в Олимпиаде, престиж турнира будет совершенно другим. Основная часть энхаэловцев, особенно европейцы, с особым удовольствием едут играть за свои сборные, для них Олимпиада много значит.

— С Малкиным на эту тему говорили?

— Мы с ним на эту тему постоянно говорим! Конечно, он очень хочет поехать в Пекин и выиграть золотую медаль Олимпийских игр. Женя практически все в жизни выиграл — как раз кроме Олимпиады.

Положение команд
Футбол
Хоккей
Столичный дивизион И В П О
1 Нью-Джерси 36 22 14 47
2 Вашингтон 32 22 10 46
3 Каролина 32 20 12 41
4 Питтсбург 35 15 20 35
5 Филадельфия 34 15 19 34
6 Рейнджерс 32 16 16 33
7 Айлендерс 34 13 21 33
8 Коламбус 34 13 21 32
Атлантический дивизион И В П О
1 Торонто 34 21 13 44
2 Флорида 34 21 13 44
3 Бостон 35 18 17 40
4 Тампа-Бэй 30 18 12 38
5 Оттава 33 18 15 38
6 Монреаль 33 14 19 31
7 Детройт 33 13 20 30
8 Баффало 34 11 23 26
Центральный дивизион И В П О
1 Виннипег 35 24 11 49
2 Миннесота 34 20 14 44
3 Колорадо 35 20 15 40
4 Даллас 32 19 13 38
5 Юта 32 16 16 37
6 Сент-Луис 35 15 20 34
7 Нэшвилл 34 10 24 27
8 Чикаго 34 12 22 26
Тихоокеанский дивизион И В П О
1 Вегас 33 22 11 47
2 Лос-Анджелес 33 19 14 43
3 Эдмонтон 33 20 13 42
4 Ванкувер 33 16 17 39
5 Калгари 34 16 18 39
6 Сиэтл 35 15 20 32
7 Анахайм 31 12 19 28
8 Сан-Хосе 36 11 25 28
Результаты / календарь
12.12
13.12
14.12
15.12
16.12
17.12
18.12
19.12
20.12
21.12
22.12
23.12
24.12
28.12
29.12
30.12
22.12 00:00
Калгари – Чикаго
6 : 4
22.12 00:00
Эдмонтон – Сан-Хосе
3 : 2 ОТ
22.12 03:00
Торонто – Айлендерс
3 : 6
22.12 03:00
Филадельфия – Коламбус
5 : 4 ОТ
22.12 03:00
Виннипег – Миннесота
5 : 0
22.12 03:00
Бостон – Баффало
3 : 1
22.12 03:00
Монреаль – Детройт
5 : 1
22.12 03:00
Нью-Джерси – Питтсбург
3 : 0
22.12 06:00
Вегас – Сиэтл
6 : 2
22.12 06:00
Ванкувер – Оттава
4 : 5 ОТ
22.12 20:30
Рейнджерс – Каролина
- : -
Все результаты / календарь

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости