Эксклюзив

24 января 2020, 17:00

«Неужели в день финала МЧМ миллион россиян столько выпили, что смотрели повтор 2011 года?» Большое интервью Каспарайтиса

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Легендарный защитник, участник четырех Олимпиад в составе сборной России прокомментировал обозревателю «СЭ» все самые актуальные текущие темы НХЛ, а заодно сообщил, что обдумывает возможность вновь выступить за сборную Литвы на чемпионате мира. В 47 лет!

Второй раз за последние четыре года Дарюс Каспарайтис, постоянно проживающий в Майами и воспитывающий шестерых детей, поехал в качестве менеджера проекта на стажировку в клубы Северной Америки с группой студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. В начале 2016 года это была Канада — Торонто, Монреаль и Оттава, теперь Калифорния — Лос-Анджелес, Анахайм, Сан-Хосе и Сан-Франциско.

Четыре года назад мы с Дарюсом увлекательно поговорили о его хоккейной судьбе. Теперь же — в течение часа езды в автобусе по живописным калифорнийским холмам записывали на видео интервью обо всех самых актуальных текущих событиях и героях НХЛ. И немного — о нем самом. Ведь за это время Каспарайтис в 45 лет успел стать веганом, а также осуществить давнюю мечту и сыграть за родную Литву на домашнем чемпионате мира-2018 в группе В первого дивизиона (и литовцы, выиграв, поднялись в группу А, откуда, впрочем, в следующем же году уже без Дарюса вылетели обратно). Оказалось, он подумывает о том, чтобы в 47 провернуть эту невероятную штуку еще раз!

Ковальчук очень любит хоккей и еще не готов вешать коньки на гвоздь

— Ковальчук здорово заиграл за «Монреаль». Сразу в овертайме. Как оцениваете его перспективы в команде? Корректно ли с ним расстались в «Лос-Анджелесе»?

— Не знаю всех подробностей, хоть мы и общались все это время. Не хочется спрашивать игроков про больные темы. Но, знаю, он был очень доволен, что «Монреаль» был в нем заинтересован. Возможно, Илья хотел бы играть за другие команды. Но «Канадиенс» — клуб с историей и большим именем. Когда он забил первый гол, было видно, как он радовался. Илья очень любит хоккей и еще не готов вешать коньки на гвоздь. Думаю, он принесет команде только положительные эмоции.

— Разрыв контракта с «Лос-Анджелесом» — это совместное решение?

— Думаю, да. Они договорились разойтись дружно и не могут сказать ничего плохого друг о друге. Возможно, Илья даже поедет жить в Лос-Анджелес после окончания карьеры.

— На попадание в какой клуб Илья рассчитывал? Очень много разговоров шло вокруг «Бостона».

— Конечно, ему хотелось выиграть Кубок Стэнли. Но никто же не может гарантировать, что чемпионом станет «Бостон». Никогда не угадаешь. Это не ЦСКА 80-х и не «Динамо» 90-х. Любая команда может преподнести сюрприз в плей-офф.

— Как думаете, возможен ли обмен Ковальчука в команду-претендент на Кубок Стэнли перед дедлайном?

— Думаю, на это он и рассчитывает. Хотел поехать в «Монреаль», показать, насколько сильно он может играть, чтобы его заметили и обменяли в команду-претендент. Марк Бержевен не зря подписал Илью, думаю, может получить за него какой-нибудь драфт-пик. Думаю, Илюха поехал в «Монреаль» именно из-за Кубка Стэнли. Он хочет, чтобы «Канадиенс» попали в плей-офф, но, если не получится, то было бы неплохо, если бы его взяла команда, претендующая на Кубок.

Думаю, Кучеров не сильно расстроился, что его не пригласили на Матч звезд

— Никита Кучеров играет похуже по сравнению с прошлым сезоном — только в последние пару недель начал здорово прибавлять.

— Тяжело каждый год играть на высочайшем уровне. Иногда игра идет, иногда нет. Это могут делать только суперодаренные хоккеисты, как Макдэвид, Лемье, Гретцки. У «Тампы» другие задачи на этот сезон: им нужно выйти в плей-офф и достичь большего, чем в прошлом году.

— Кучерова даже не позвали на Матч звезд в этом году. Есть ли тут связь с тем, что он очень закрытый и крайне скупо дает интервью?

— Думаю, он не сильно расстроился, что его не пригласили. Каждый имеет право давать или не давать интервью. Только не все понимают, что карьера и слава хоккеиста — не вечная. Общение — часть профессионального спорта, нравится тебе это или нет. Когда я играл в «Рейнджерс», нас учили общаться с журналистами.

— Что говорили?

— Нам рассказали, что одна страница рекламы в «Нью-Йорк Таймс» стоит 20 тысяч долларов. А про вас пишут бесплатно. Игрок должен понимать, что это бесплатная реклама твоего имени.

— Многие сравнивают сегодняшнюю «Тампу» с «Детройтом» в чемпионский сезон. Они перестали бить рекорды регулярки, зато в плей-офф все сложилось хорошо.

— Согласен с этим. Очень сложно оставаться весь сезон на верху турнирной таблицы, все время выигрывать. На это уходит много энергии, и на плей-офф ничего не остается. Обычно команды, которые еле-еле попали туда, выходят очень злые и всех рвут.

— Кто в этом году может выиграть Кубок Стэнли?

— Думаю, «Бостон». Он здорово играет. На «Западе» отлично выступает тот же самый «Сент-Луис». Но пока в этом году сложно назвать какого-то явного лидера.

— «Вашингтон» — один из лидеров на данный момент. Похож ли уровень их игры на тот, что они показывали в чемпионском плей-офф?

— Безусловно, это очень сильная команда. У них остался тот же костяк, что и в год, когда они взяли Кубок. Они понимают, что чемпионство дается нелегко. Тоже могу назвать их претендентами. «Тампа», «Бостон» и «Кэпиталз» — фавориты Востока.

— Видите потенциал в ком-то из аутсайдеров?

— Даже не знаю. Если только «Флорида» сможет как-то зацепиться, если пройдет в плей-офф. Плюс у нее хороший вратарь.

— Кстати, что происходит с Сергеем Бобровским? В его классе сомнений нет, две «Везины» тому порукой — но пока он выдает не лучший сезон.

— Такое часто случается, когда переходишь в новую команду. Он еще и живет во Флориде. Там тяжело думать о хоккее. Сереже просто нужно собраться силами, если они попадут в плей-офф, и затащить команду, как он сделал это в прошлом году с «Коламбусом».

— Вам не предлагали работу в тренерском штабе «Флориды», места, где вы живете?

— Пока нет. Тяжело попасть обратно в лигу. Там своя кухня. Нужно пытаться, разговаривать. Может быть, со временем кто-то предложит что-нибудь.

— Как относитесь к приходу Сергея Зубова на работу в «Даллас»? Можно ли ему ждать какого-то серьезного прогресса по службе в дальнейшем? Все-таки в КХЛ он работал главным тренером.

— Все возможно. Многое зависит от Сереги. Самое главное — иметь терпение и ждать своего момента.

Неужели в день финала МЧМ миллион человек в России столько выпили, что смотрели повтор 2011 года?

— Как оцениваете игру молодежной сборной на чемпионате мира в целом и перспективы вашего коллеги по амплуа Александра Романова в частности?

— Я заметил Сашу еще год назад. Мы говорили о нем с генеральным менеджером «Монреаля» Марком Бержевеном. Наконец-то в новом поколении у нас стали воспитываться нормальные защитники. Думаю, у него есть все шансы стать звездой в этой лиге. Что же касается игры сборной, в третьем периоде в финале в команде случился небольшой развал. Ребята еще неопытные. Играли на эмоциях.

— Хороших защитников чуть постарше тоже у нас все больше и больше. И Владислав Гавриков уверенно дебютировал в «Коламбусе», и Михаил Сергачев с Иваном Проворовым продолжают прогрессировать.

— Они все здорово играют. Никита Задоров тоже очень хорош. Мне нравится Дмитрий Орлов, он напоминает того же Зубова. Раньше сложно было собрать и шесть россиян в НХЛ, которые могли бы играть на Олимпиаде. Сейчас такие защитники уже есть.

— Сейчас есть две крайности оценки игры молодежки. Одни безудержно хвалят ее, другие ругают за концовку финала. Как надо оценивать это выступление?

— Иногда на первый план выходят эмоции и недостаток опыта, ошибки. Потом со стороны говорят, что это провал. Однако эта боль остается с ребятами на всю жизнь. Думаю, они выступили хорошо, бились до конца, дошли до финала. Если бы они немного по-другому сосредоточились по ходу игры, то могли достичь другого результата.

Всякое бывает. Помню, мы в Канаде проиграли чемпионат мира за 30 секунд. До сих пор эта боль остается, на всю жизнь, хоть я на следующий год и победил на МЧМ. Все думают, что это легкий турнир, но это совсем не так. Сейчас все команды сильные, не то что раньше, когда были Швеция, Канада и Россия или СССР.

— Когда вы узнали, что запись финала МЧМ-2011 по «Матч ТВ» во время реального финала смотрели более миллиона человек, — смеялись или плакали?

— Показали бы финал 1992 года (в котором сборная СНГ заняла первое место, а Каспарайтиса признали лучшим защитником турнира, — Прим. И.Р.), было бы еще лучше. Некоторые тоже бы не поняли. Наверное, люди много выпили и не поняли, какой канал смотреть. Неужели миллион человек в России пили в этот день? Конечно, смешно, можно про это книги писать.

— Председатель комитета Госдумы по спорту Михаил Дегтярев тоже поздравил команду в соцсетях.

— Смешно, что он не знает, кто, где и с кем играет. С другой стороны, лучше поздно, чем никогда.

— Не знать фамилии Панарина, Тарасенко и Кузнецова — и где они сейчас играют — профильному госчиновнику надо уметь.

— Да, тем более, что у нас президент страны играет в хоккей. Думаю, очень опасно не знать своих героев.

— Игорь Ларионов дебютировал в тренерской профессии, пусть и помощником. И их тандем с Валерием Брагиным был очень близок к золоту. Может ли Профессор стать большим тренером, начав практически в 60 лет?

— Думаю, Ларионов может стать большим специалистом. Он — профессионал, я с ним играл в одной команде. То, как он себя ведет, как разговаривает... Он очень демократичный человек. Конечно, Игорь может стать тренером, причем главным. И не только молодежной команды, но и основной сборной. У него большой опыт, он очень умный и, думаю, может достичь всего, что захочет.

— После МЧМ нашумело высказывание Ларионова о коррупции в ВХЛ и МХЛ, о нежелании ставить молодых в КХЛ. А вы что по этому поводу думаете?

— Я не живу в России, поэтому не знаю, какая там коррупция и кто кого не ставит. Знаю, что если есть талантливые игроки, то нужно выпускать их в КХЛ, чтобы удержать. Если этого не делать, то они будут уезжать за границу, воспитываться в канадском хоккее. Конечно, хорошо, что ребята возвращаются играть за сборную, но весь их талант будет применяться за границей, в Северной Америке. Может, надо сделать закон, чтобы в команде КХЛ в каждом матче было пять молодых игроков в заявке? В последние годы Советского Союза было такое правило. Три масочника должны были находиться в составе, помню, это даже в «Динамо» у нас было.

Дон Черри договорился, но без него стало скучнее

— Сейчас в НХЛ появились определенные тренды, в частности, тренеров увольняют за грехи многолетней давности, связанные с расизмом или другими неблаговидными проявлениями. Можно ли судить людей за то, что они делали давно, в другие времена?

— Это очень скользкая тема. Если человек кого-то оскорбил и не был за это наказан, потому что в то время были другие законы, то он все равно неправ. Особенно если это повторялось из года в год, а наказание не следовало, потому что про это нельзя было разговаривать.

Сейчас все начали говорить про это. Думаю, правильно, что людей наказывают за поступки, совершенные в прошлом. Сейчас меняется поколение, интернет, соцсети, все друг друга знают, все команды боятся за свой бренд и пытаются очиститься от всего негативного. Не только в хоккее, но и в футболе, особенно в АПЛ. Там до сих пор много расизма, на дворе XXI век, а мы все живем прошлым. Не говоря про Россию и то, как там относятся к темнокожим спортсменам.

— Знаете уволенного за расизм Билла Питерса и его методы работы?

— Не знаю, только в газетах читал. Думаю, то, как он общается с молодежью — это неправильно. Любой тренер должен быть для игрока как отец, должен уважать его, иногда подталкивать. А пытаться их как-то унизить — неправильно.

­ - Вы сами сталкивались в НХЛ с тренерами, которые говорили что-то расистское, ксенофобское, плохо относились к русским или литовцам?

— Все знают, что это будет во все времена. Не то чтобы расизм, но отношение и к русским, и европейским игрокам все равно будет другим, чем к своим. Все-таки каждая страна хочет возвышать своих героев.

— Главное — не отношение, а оскорбления, тут есть грань.

­ - Дона Черри же уволили, договорился, наконец. Хоть он ничего такого плохого тогда и не сказал, но сейчас такое время: чем меньше говоришь, тем дольше работаешь. До сих пор, когда слушаю комментарии игр, слышу: если высказываются о русском игроке, то все время пытаются говорить в негативном свете. Тот же Майк Милбери иногда не очень хорошо относится к европейцам. Он как Дон Черри, только немного помягче. Всякое бывает, но главное, чтобы они так относились ко всем игрокам, не делили на североамериканцев и европейцев.

— Милбери же был вашим генменеджером в «Айлендерс».

— Да, он был очень эмоциональным тренером и генеральным менеджером. Я против него не имею ничего, знаю, что он все говорит откровенно, но надо одинаково относиться ко всем. Слушайте, это принято везде, думаю, и в КХЛ, когда плохо играют канадцы или шведы, то говорят: «Что они здесь делают, зачем они нужны?», разделяют людей по национальностям. Когда играешь в команде, нет нации или расы, это один коллектив. Это принято, всю жизнь так было и будет, даже внутри команды. Если иностранец плохо играет, начинаются разговоры вроде: «Зачем они нужны, зачем мы столько денег платим?». Начинают разбивать коллектив.

— У вас были какие-то серьезные конфликты с Милбери?

— Нет, просто он меня неожиданно обменял. Вроде говорил, что я буду играть в его команде всю жизнь, до тех пор, пока он там. А на следующий день позвонил и сказал, что обменял меня. Но он яркий персонаж, отношусь к нему только с уважением. Ничего против него не имею, потому что он не сделал мне ничего плохого.

— Как отнеслись к увольнению Черри со Sportsnet?

— Канада потеряла своего персонажа, он ведь работал 40 лет. Это большой срок для человека на телевидении. Без него скучнее смотреть программу «Хоккейный вечер в Канаде». Другие времена, Канада и Америка — страны иммигрантов. Если начинать разделять людей, говорить: «У меня больше привилегий, потому что я здесь родился, а вы сюда приехали и ничего не понимаете», это неправильно. Надо понимать, о чем ты говоришь, тем более на ТВ.

— Не слишком ли политкорректным становится хоккей в НХЛ? Вроде игра брутальная, мужская, но теперь это нельзя, то нельзя.

— Люди меняются, понятия меняются. Раньше, еще в 50-е годы, темнокожим нельзя было нигде играть, ни в какой лиге. Надо понять, что мы не можем себе позволить обзывать людей из-за того, что они выглядят или думают по-другому. Думаю, дело не в политике, просто меняется культура. Дети воспитываются по-другому и понимают, что, даже если им не нравятся какие-то вещи, то это нельзя оскорблять. Нельзя оскорблять людей, потому что они выбрали другой образ жизни, те же сексуальные меньшинства. Это не мои проблемы, я — отец шестерых детей. Но, если у кого-то из моих детей что-то и будет, то я поддержу их.

— «Даллас» уволил главного тренера Джима Монтгомери из-за проблем с алкоголем. Знаете какие-нибудь подробности?

— Человек, у которого есть такие проблемы, может решить их только с помощью профессионалов и семьи. Думаю, сам он не мог выйти из состояния, в котором находился. Тем более стресс и все то, что он испытывал как тренер, тоже во многом на него повлияло. Человеку должен даваться шанс, и он его получил. Осознал все ошибки, попросил прощения у болельщиков и пошел лечиться. Я его только поддерживаю, потому что это очень серьезная болезнь, которая, думаю, неизлечима.

— Ждете ли его возвращения в НХЛ? Все-таки Монтгомери производит хорошее впечатление как профессионал.

— Думаю, у него еще будет шанс. Все зависит от него самого и его дальнейших поступков в жизни. Каждый человек заслуживает второго шанса.

В «Детройте» на строительство команды Айзерману потребуется больше лет, чем в «Тампе»

— Мы с вами вместе со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA сейчас находимся в турне в Калифорнии. И так уж вышло, что все три местные команды в этом сезоне играют неудачно и вряд ли попадут в плей-офф. Это совпадение или закономерность?

— Думаю, это проклятие RMA (улыбается). Если серьезно, думаю, просто так вышло, что все калифорнийские команды переживают переходный период. Да, там есть звезды, но сейчас эти команды в статусе перестройки. Конечно, жалко смотреть на то, как здорово играют «Шаркс», но они внизу. С другой стороны, всякое бывает, может, сейчас выиграют 10 матчей подряд и попадут в плей-офф.

— И такое возможно?

— У «Шаркс» еще есть шансы, «Анахайм» и «Лос-Анджелес» будут перестраиваться дальше.

— Много ли нового, кстати, узнали за время этой стажировки?

— Она мне очень понравилась. Хоккей, конечно, был для меня самым интересным и шел на первом месте, но много извлек для себя и из посещения трех клубов MLS — и стадионы у них отличные, и модель работы оригинальная, ни на кого не похожая. Да и просто проводить время, общаться со студентами RMA, наблюдать за тем, как профессионально они задают вопросы спикерам из клубов — это было просто здорово. Я много чему научился у них. Познавательно смотреть на то, как люди в какой-то момент жизни решают сменить сферу деятельности, с нуля приходят в спортивный бизнес — и, правильно к нему подойдя, со временем достигают больших успехов и высоких должностей в серьезных клубах.

— Вернемся к НХЛ. Есть ли в этом сезоне команды, которые вызвали самое большое положительное и отрицательное удивление? От кого не ожидали больших успехов, а от кого — провалов?

— Меня удивили «Рейнджерс». Вроде команда перестраивается, но до сих пор бьется за плей-офф. У меня были большие надежды на «Флориду», но «Пантерз» до сих пор не могут попасть в первую восьмерку своей конференции. На них были большие надежды, с новым тренером и новым вратарем. Команда приложила все усилия для того, чтобы попасть в плей-офф и выиграть пару раундов.

— Тем более, что тренер у «Флориды» очень сильный. Джоэль Кенневилль выиграл три Кубка Стэнли с «Чикаго».

— Думаю, сейчас в «Флориде» большое напряжение. Мне кажется, они должны попасть в плей-офф, иначе может случиться что-то плохое.

— У «Шаркс», несмотря на неудачи, очень серьезная поддержка на домашней арене. Полный, громкий стадион. Каков ваш рейтинг болельщиков в НХЛ? Назовите первую тройку сверху и снизу. Где самые серьезные, громкие и преданные болельщики?

— Думаю, самые громкие болельщики у «Айлендерс», если эта команда играет при заполненном дворце. У «Питтсбурга» всегда полная арена. «Монреаль» и «Рейнджерс» тоже заполняют стадион, но у последних многие приходят в галстуках, получают билеты просто так, от партнеров, хоть и не понимают хоккей.

— А где с болельщиками плохо?

— У «Лос-Анджелеса» сейчас слабая посещаемость, во Флориде не очень ходят на хоккей. В Каролине тоже, хоть там и хорошая команда, но стадион не всегда полный.

— Начнут ли когда-нибудь в Южной Флориде ходить на хоккей в полном объеме? Или же для этого надо перевезти арену в более людное место, чем Санрайз?

— Да нет, арена-то нормальная, да и перевозить ее уже некуда.

— Вроде ходили слухи про новый дворец.

— Мне кажется, тут дело не во дворце. Просто в Флориде проживает большое количество латиноамериканцев, которые хоккея в жизни не видели. Тяжело, надо везти команду на север. Хотя, если команда будет побеждать, то будет полная арена.

— На «Тампу» же ходят.

— Да, но «Тампа» уже выигрывала Кубок Стэнли, много выигрывает сейчас, в прошлом сезоне шла на первом месте в регулярном чемпионате. Дворец «Флориды» тоже заполнялся, когда эта команда играла в плей-офф. Все зависит от самой команды.

— Удастся ли Стиву Айзерману построить в «Детройте» то, что он смог сделать за несколько лет в «Тампе»?

— Думаю, нет. Это займет больше, чем 5-6 лет. Сейчас у «Ред Уингз», наверное, самый плохой сезон в истории НХЛ среди всех команд. Даже «Оттава» вроде больше очков набирала.

— Как объясните это? До такой степени плохо работал менеджмент в предыдущие годы?

— Наверное. Команда не успела перестроиться. Вроде «Детройт» играет в большом, красивом дворце, болельщики там крутые. Переход на такой низкий уровень — вина селекционного отдела, наверное.

— Результат этого — плохой драфт в течение многих лет.

— Наверное, расслабились, когда выиграли все кубки. Думали, что так будет всю жизнь. В НХЛ команде нужно девять лет, чтобы подняться с нуля до пика. Если не получается выиграть Кубок Стэнли за этот период, то потом уже тяжело вернуться на прежний уровень.

— От «Нью-Джерси» ожидали многого, учитывая летние обмены и драфт, но команда проводит слабый сезон.

— Да, это еще одна команда, которая провалила сезон. От нее ждали больших успехов, но ничего не получилось. Думаю, она еще долго будет кувыркаться внизу и перестраиваться. После ухода Лу Ламорелло «Девилз» предстоит долго восстанавливаться. Тем более что с потолком зарплат игроки начинают выбирать, куда переходить. Как в НБА, смотрят, где выше шансы выиграть. Раньше выбирали, кто больше денег даст (улыбается), сейчас уже по-другому.

— Тот же Люк Робитайл в свое время выбрал «Детройт» и угадал.

— Да, и не зря. Тем более, под конец карьеры игроки хотят играть не только за деньги, но и ради достижений. Тяжело играть 14 лет и не иметь шанса завоевать Кубок Стэнли. По себе знаю. Тяжело попасть в эту струю и угадать, но ребята уже начинают думать про это.

Думаю о том, чтобы еще раз сыграть за Литву на чемпионате мира

— Есть ли у вас надежда, что энхаэловцы поедут на Олимпиаду в Пекин-2022?

— Было бы хорошо. Всегда приятнее смотреть на игру профессионалов, лучших игроков мира. Плохо, что хоккеисты НХЛ все меньше участвуют в матчах сборных и что, в частности, их нет на Олимпиаде. Хоккей — всемирный вид спорта, и надо его развивать, подогревать интерес к нему в разных частях света. Каждый год смотреть чемпионат мира, конечно, неплохо, но это надоедает. Олимпиада и Кубок мира — это другой уровень. После таких соревнований появляется новая энергия и у самих игроков, и у болельщиков.

— Вы знаете это, как никто другой, так как участвовали в четырех Олимпиадах.

— Для любого хоккеиста, тем более из НХЛ, престижно играть на Олимпиаду, тем более с участием энхаэловцев. Если ты там — значит, считаешься одним из сильнейших в мире. Олимпиаду все хотят выиграть, как и Кубок Стэнли.

— Многие игроки сборной России в Нагано и Солт-Лейк-Сити называли вас сердцем команды. Литовцу наверняка непросто было пройти путь до такой степени уважения к себе?

— Хоть всю жизнь и знал, что я литовец, но в команде находился с российскими ребятами, с которыми вырос и играл всю жизнь. Так что никаких проблем мне это не составляло. У меня и сейчас много энергии, и даже в спортивном клубе во Флориде, в котором я сейчас тренируюсь, шучу и прикалываюсь над всеми, с кем рядом нахожусь. Так что с годами я не поменялся. Таков мой характер.

Я сильно люблю хоккей — а еще люблю, чтобы у хоккеистов моей команды было хорошее настроение. Если мы будем приходить в раздевалку и сидеть с опущенными головами, смотреть себе на туфли, не радоваться самой возможности играть в хоккей — зачем тогда это надо? Мы должны радоваться воспоминаниям не только о победах, но и о ребятах из команд, в которых нам довелось играть. Это остается с нами на всю жизнь.

— Вы реализовали свою мечту, сыграв за сборную Литвы на чемпионате мира. Какие воспоминания остались — и не собираетесь ли повторить этот опыт?

(Смеется) — Иногда думаю об этом. Хотя, когда я играл за Литву — думал, что никогда в жизни больше этого делать не буду. Все-таки мне уже почти под полтинник, искра в сердце, что называется, погасла, биться не лез. Я скучал по своим детям, хотел ехать домой. Сидел на скамейке и думал: «Зачем я сюда приехал?».

Но быть в раздевалке — это забытое чувство понравилось. Правда, было волнение перед каждой игрой, большое напряжение. Все в Литве ждали от нас только победы (которой литовцы на том турнире и добились, — Прим. И.Р.). По этой части хоккея, признаюсь, я не очень скучал. А так мне понравилось. Было здорово и прикольно играть с молодежью, которая моложе меня на 27 лет. И сейчас начинаю думать: может, еще раз сыграть? Все-таки я в хорошей форме.

— Много силовых приемов применили тогда?

— Ко мне никто не подъезжал. Все хоккеисты, выступавшие на этом турнире, еще никогда не видели игрока без визора. Потому что я родился в 1972-м, а надевать его стало нужно тем, кто с 1974-го. Они были очень удивлены, как я без него играю. Плюс у меня был необычный нагрудник, который остался с 90-х. Никто не понимал, как можно в таком вообще выступать. Насчет игры в тело — пытался, конечно. Один раз даже мельницу сделал. Повезло. В Англии на выставочных играх одному вообще сломал ногу — правда, нечаянно. В борт его толкнул, а он неудачно упал.

— То, что вы стали веганом, помогло вам прийти в форму?

— Да, у меня был лишний вес. Если бы не веганство — наверное, не смог бы сыграть за Литву. Без диеты, без правильного питания в моем возрасте невозможно играть. Я бы ползал на этом турнире как таракан, сколько бы ни тренировался. А так бегал хотя бы как муравей.

— Как вы пришли к веганству?

— Пару лет назад мой отец заболел раком и умер. И я решил поменять свой образ жизни — особенно то, что касается еды. Теперь отношусь ко всему, что связано с питанием, очень серьезно. Это было большое изменение в моей жизни, и веганство для меня работает и дает мне много энергии. Чувствую себя намного лучше. Только поэтому и думаю еще раз сыграть. Потому что если бы опять раздулся — и мыслей на этот счет у меня бы не было. Никому не говорю, что все должны так питаться, каждому свое. Но я очень доволен, что к этому пришел.

— Знаю, что серьезно вы в последние годы и следите за английским футболом. Когда и почему стали переживать за «Манчестер Сити»?

— В 2010 году, а на следующий год они стали чемпионами. После окончания игровой карьеры у меня появилось свободное время, начал смотреть АПЛ. Выбирал себе любимую команду. Все болели за «Ливерпуль», «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед»... А «Сити» тогда начал играть в красивый футбол с приходом на пост тренера команды Роберто Манчини. Моим любимым игроком стал Давид Сильва. Возможно, его игра во многом и повлияла на то, что я начал за этот клуб переживать. А теперь просто им восхищаюсь. Конечно, премьер-лигу мы в этом сезоне не выиграем, но при такой конкуренции это тяжело делать каждый год подряд. Думаю, эта команда — на всю мою жизнь. Я в нее влюбился, болеют за нее и мои дети. Может, в марте поеду на домашние матчи «Сити» и встречусь с Пепом Гвардьолой. Пока знаком с человеком, который знает всех бразильцев в этом клубе.

«СЭ» благодарит факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA за помощь в организации командировки обозревателя «СЭ» в США.

Положение команд
Футбол
Хоккей
Столичный дивизион И В П О
1 Каролина 12 10 2 20
2 Нью-Джерси 16 9 7 20
3 Вашингтон 12 9 3 18
4 Рейнджерс 12 8 4 17
5 Айлендерс 14 6 8 14
6 Коламбус 12 5 7 12
7 Питтсбург 15 5 10 12
8 Филадельфия 14 5 9 11
Атлантический дивизион И В П О
1 Флорида 14 10 4 21
2 Торонто 14 7 7 16
3 Тампа-Бэй 14 7 7 15
4 Бостон 15 7 8 15
5 Детройт 12 6 6 13
6 Баффало 14 6 8 13
7 Оттава 13 6 7 12
8 Монреаль 14 4 10 10
Центральный дивизион И В П О
1 Виннипег 14 13 1 26
2 Миннесота 12 8 4 18
3 Даллас 12 8 4 16
4 Юта 14 6 8 15
5 Сент-Луис 14 7 7 14
6 Колорадо 14 6 8 12
7 Чикаго 15 5 10 11
8 Нэшвилл 14 4 10 9
Тихоокеанский дивизион И В П О
1 Вегас 13 9 4 19
2 Лос-Анджелес 14 8 6 19
3 Калгари 14 7 7 16
4 Ванкувер 11 6 5 15
5 Эдмонтон 14 6 8 13
6 Сиэтл 14 5 9 11
7 Анахайм 12 4 8 10
8 Сан-Хосе 14 4 10 10
Результаты / календарь
29.10
30.10
31.10
1.11
2.11
3.11
4.11
5.11
6.11
7.11
8.11
9.11
10.11
11.11
12.11
13.11
8.11 03:00
Нью-Джерси – Монреаль
5 : 3
8.11 03:00
Оттава – Айлендерс
2 : 4
8.11 03:00
Тампа-Бэй – Филадельфия
1 : 2 Б
8.11 03:00
Рейнджерс – Баффало
1 : 6
8.11 03:00
Бостон – Калгари
4 : 3 ОТ
8.11 03:00
Каролина – Питтсбург
5 : 1
8.11 03:00
Флорида – Нэшвилл
6 : 2
8.11 04:00
Виннипег – Колорадо
1 : 0
8.11 04:00
Сент-Луис – Юта
2 : 4
8.11 04:00
Даллас – Чикаго
3 : 1
8.11 06:30
Сан-Хосе – Миннесота
- : -
8.11 06:30
Лос-Анджелес – Ванкувер
- : -
Все результаты / календарь

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости