Мороз, солнце и истребитель. 100-летняя классика НХЛ глазами "СЭ"
Алексей ШЕВЧЕНКО
из Торонто
ЗАПРЕТ НА СЕРЬЕЗНОЕ ЛИЦО
За день до игры Никита Зайцев предложил мне посетить открытую тренировку, на которую хоккеисты могут провести своих друзей и членов семьи. Бывший защитник ЦСКА проводит в Северной Америке первый сезон и через 30 матчей после начала турнира закрепился в первой паре обороны команды, которая стоит на пороге плей-офф впервые за долгое время.
Когда он подписал контракт, бывший главный менеджер ЦСКА Сергей Федоров сказал в интервью, что Зайцев не так хорошо готов физически к выступлению за океаном и ему будет трудно.
– Я готов играть и больше, – мы рассматриваем с Никитой его подробную статистику, и я показываю на игровое время, которое постоянно увеличивается. – Тут все сделано очень правильно. Тренировки короткие, но интенсивные. Чаще всего они проходят утром, а потом у тебя свободный целый день, чтобы ты отдохнул, в том числе и морально.
– Это важно?
– Допустим, тут надо мной шутят. Мол, ну как Никита, хочешь обратно в Россию, чтобы ходить нервным до игры, где ты должен показывать предельную концентрацию и нельзя улыбаться? Я смеюсь в ответ.
– Майк Бэбкок выглядит строгим тренером. Да и мы помним разные истории, где показано, что он не сторонник веселья.
Зайцев улыбается, а делает он это крайне редко.
Никита рассказывает удивительные истории о том, как Бэбкок действительно ведет себя в раздевалке. Как просит шутить, запрещает сидеть с постными лицами, сам постоянно что-то придумывает. Мне запомнился один пример.
Во время матча Бэбкок, недовольный игрой молодого Нюландера, посадил его, заставив посмотреть на игру со стороны. Но каждую минуту подходил, толкал его и говорил:
– Вильям, ну ты не грусти. Да сейчас все нормально будет, подожди чуть-чуть.
Я пытаюсь представить, что так действует российский тренер, и у меня не получается.
СОШНИКОВ НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖДЫ
Чтобы поехать на тренировку, мы встречаемся в Зайцевым с 7.15 утра возле кофейни. Никита живет в двух минутах ходьбы от "Эйр центра"? и он сознательно выбрал жилье рядом со стадионом.
– Мне очень нравится быть в раздевалке пораньше, – признается он. – Так было и в ЦСКА, а тут я точно первым прихожу.
– А уходите последним?
– Нет, это не так. Но прихожу первым.
Мы пьем кофе и дожидаемся Никиту Сошникова, который в отличии от Зайцева имеет правильные права и получил от клуба небольшой "Форд", чтобы передвигаться по городу.
Сошников признается, что так рано вставать тяжело.
– Открыл глаза – 7 утра, закрыл, снова открыл – 7.30. Перепугался весь, думал опоздаю, – смеется он.
У Сошникова дела идут не так ярко в этом сезоне. Если в начале чемпионата он еще играл по 15 минут, то сейчас переведен в четвертое звено, выходит на лед с Мэттом Мартиным, готовым драться раза по три-четыре за игру и огромным Фредериком Готье, который бегает и толкается.
– Сейчас у меня такой период, – говорит Сошников. – Но я думаю, что все наладится. Да, начало сезона не получилось, надо забивать, а у меня не шло. Ничего, я все-таки надеюсь, что меня будут использовать иначе. Сейчас надо делать все тоже самое, но в ограниченное время.
Раньше Сошникова выпускали в большинстве, но несколько раз он не попал по пустым воротам. Тут довольно быстро делают выводы из-за огромной конкуренции за место в составе. Но крест на Сошникове не ставят. Дают почти по три минуты в меньшинстве, да и в фарм-клуб не отправляют, хотя могли бы. Контракт-то двусторонний.
За 10 минут мы доезжаем до футбольного стадиона, на котором выступает одна из сильнейших команд МЛС.
КАК "ТОРОНТО" ЗАПИРАЮТ НА БАЗЕ
Никогда я так близко не был к игрокам НХЛ. Умом-то понимаю, что ничего обычного нет. Вот рядом со мной завтракает Остон Мэттьюс, вот прямо за мной стоит Назем Кадри, желающий выпить кофе.
– Чего вас сегодня на базе-то запирают? – удивляется Лео Комаров, обращаясь к Зайцеву.
– Нас? – поражается российский защитник. – А ты не поедешь с нами?
– Нет, ну у меня авторитета больше, – объясняет Лео. – Игроков такого уровня на базу не везут.
Зайцев пытается осознать, а потом понимает, что Комаров шутит.
Да, Майк Бэбкок обязывает всех хоккеистов 31 декабря в 22 часа приехать в отель, находящийся в центре города, побывать на собрании, а потом спокойно отдохнуть. Новый год, который привыкли праздновать европейцы, пропадает.
– Это не из-за того, что нам не доверяют, – объясняет Зайцев. – Тут дело в другом. Ранний матч, очень важный для нас. Кроме того, игра на открытом воздухе, так что расписание будет совершенно другим, чем обычно. Потом и решено собрать всех вместе.
Я сочувствую Комарову, что он остался без елки и новогоднего поздравления.
– Справлю Новый год летом, – бухтит он. – Устрою Новый год в другое время.
Кстати, всегда считал, что у каждого свой календарный год. Чего все так 31 декабря возбуждаются?
РАЙЛЛИ: "НИКИТА – МОЙ БРАТ"
В помещении, где расположены диваны, и хоккеисты завтракают и обедают, не так много людей. Видимо, немногие захотели смотреть на тренировку своих товарищей. Но и смотреть там нечего.
Нас выводят на трибуну, в сектор, где я точно не получу удовольствия от просмотра игры, какое получается на обычном стадионе или по телевизору. Площадка где-то там, далеко. Я вижу 22-й номер, но не могу разглядеть лицо Никиты Зайцева. Счастлив ли он? Улыбается ли, как советует главный тренер? Скорее всего нет, так как Никита вообще мало смеется, но хорошо шутит.
Все закончилось довольно быстро, но Зайцев выходит только через полчаса после окончания занятия.
– Журналистов в раздевалке гораздо больше, чем игроков, – говорит он. – Пока на все вопросы ответишь…
– Сейчас через 30 матчей, вы убедились, что уровень прессы здесь ничуть не выше, чем у нас? – спрашиваю у Зайцева.
– Есть по-настоящему сильные журналисты, они очень хорошо чувствуют игру, разбираются в ней, – объясняет он. – Но тут есть такие, кто пишет только о нашей команде, они погружены в нее. А так – да. Одни и те же вопросы первые 25 матчей. Я уже стараюсь уходить в другое помещение.
Я все пытаюсь узнать, с кем именно дружит Никита Зайцев из команды. Языкового барьера у него нет. Появились ли такие товарищи, как Роман Любимов?
– Нет, в этом смысле тут точно не Россия, – усмехается он. – В раздевалке у нас прекрасная атмосфера, и я не шучу, когда говорю это. Но вне стадиона не бывает такого, чтобы мы пошли в кино или куда-то посидеть. Не принято.
Он подводит ко мне Моргана Райлли своего партнера по паре. Райли улыбается и готов принять мои вопросы.
– Морган, поясни мне, почему у Никиты отрицательный показатель полезности, – прошу я. – Ведь он не всегда виноват в голах.
Райли хохочет, все прекрасно понимая. Он произносит несколько слов по-русски и все-таки отвечает на вопрос.
– Никита – очень сильный хоккеист. Он мне, как брат. Это мой настоящий друг. И он должен выручать меня на площадке, а иногда у него это не получается. Но с каждым разом он все надежней и надежней.
Я таю от таких слов и обещаю, что если Райли соберется в Россию, то у меня есть знакомые в "Амуре", в "Адмирале". Он может рассчитывать на контракт.
– Спасибо, – от души благодарит меня хоккеист "Торонто" по-русски.
Не думаю, кстати, что он серьезно. В магазинах его майка на втором месте по продажам. Хотя лично я вижу его в паре с Никитой Камаловым из "Амура".
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОХОД НА АРЕНУ
На этот матч хоккеистам давали по четыре бесплатных билета, а на нормальном стадионе дают по два. И если тебе надо больше, то ты покупаешь за свои деньги. Хоть ты Фредерик Андерсен, хоть Мэттьюс, хоть Зайцев.
К счастью, у Зайцева оказывается один лишний билет. Я прихожу на матч за полтора часа до начала и поражаюсь тому, что происходит вокруг. Вокруг толпы людей. Никакой давки, никакой полиции. Чтобы попасть в фан-зону нужен билет только потому, что из фан-зоны можно попасть на стадион.
Мой билет у Марго, жены Никиты Зайцева и я мнусь возле арены, откровенно завидуя тем, кто слушает какой-то концерт, пьет кофе, ест вкусные сосиски и веселится на "нулевке".
Много людей в майках "Детройта", но никому не придет в голову обижать их или как-то издеваться. Полиции нет вообще. Впрочем, возле меня резко тормозит велосипедист, оглядывает происходящее, и я обращаю внимание, что это и есть полицейский. Тот же, не видя ничего плохого, снова куда-то укатывает.
Конная полиция в количестве двух человек на подходах к стадиону. Но они не идут в толпу, а стоят в сторонке и когда кто-то из туристов хочет с ними сфотографироваться, то позируют и улыбаются.
К полицейским подходит мальчик лет семи, который точно боится лошадей, но хочет, чтобы мама его все-таки сфотографировала.
– Хэй, парень, не волнуйся, у нас очень добрые лошади, – кричит полицейский. – Смотри как моя может.
Лошадь начинает танцевать, я такое только на Олимпиаде видел. Мальчик расслабляется.
Охранники в Канаде вежливые, но настойчивые. С ними спорить не надо, а в ответ они и доброго дня пожелают, и помогут, чем могут. Досмотр сумок занимает пять секунд, быстро проводят по телу металлоискателем – готово.
Кстати, мою сумку так ни разу и не досмотрели – кивнули, когда я открыл один из многочисленных отделов и махнули рукой – иди. Подходит Марго с Софьей в коляске. Самой молодой Зайцевой – 11 месяцев. Никто не считает, что привозить детей на такой матч опасно.
Тут же подбегает охранник.
– Хорошего дня, с новым годом, – начинает он. – Рады, что вы пришли на хоккей, только помните, что если вы пойдете с коляской на трибуну, то проход займет чуть больше времени, так как коляску нужно будет проверить.
Марго кивает, но мы идем в специальное помещение, где собираются родственники, друзья игроков и специально приглашенные лица.
В ЛОЖЕ С ЖЕНАМИ ИГРОКОВ
Про открытие матча, про шоу я говорить ничего не буду. Ясно, что оно соответствует высокому бюджету, все сделано качественно. Порадовала погода. Плюс 3, солнце. Из-за этого солнца матч и перенесли на полчаса, чтобы оно чуть ушло с центра и не плавило лед, да и хоккеистам трудно.
Через наш сектор пролетел флаг Канады. Затем все 40 тысяч зрителей посмотрели, как над стадионом пролетел истребитель. Народ на трибунах пьет пиво из банок, ест сосиски. Никто не нервничает.
Кроме меня. Мне игру не видно. Если скучный первый период на трибуне я еще выдержал, то затем отправился в нашу комнату. Там и экраны, и кофе, и фрукты. Да вообще все, что хочешь.
Марго и Софья Зайцева честно провели на трибунах два из трех периодов. Я спрашиваю у жены Никиты, как здесь отношение между женами игроков, так как в России иногда бушуют подлинные страсти.
– Все очень и очень доброжелательные, – признается она. – Как наши мужья отправляются на выезд, так сразу мы собираемся и идем куда-нибудь в ресторан. Тут все говорят друг другу комплименты. Скоро у Софьи день рождения, и все придут ко мне в гости. Я люблю гостей. Хорошо готовлю – для меня это в радость.
К нам подходит жена Тайлера Бозака, который пытается играть с Софьей, но Софья готова играть только с маминым телефоном. Да и вообще на маленькую Зайцеву обращают внимание все.
9 ЧАСОВ ПРАЗДНИКА
"Торонто" побеждает в овертайме, пропуская на последней секунде основного времени, хоккеисты появляются в семейном секторе.
– Обратите внимание на пиджак Никиты, – советует мне Марго. – Он впервые в нем сегодня. Долго искал такой и наконец нашел.
Пиджак красивый, синий, под цвета клуба.
– Ничего себе я матч провел, – поражается Никита. – "Минусы" сыпались, а я ни в одном не виноват.
– Никита, Никита, можно ваш автограф, – подбегают к нему дети других игроков канадского клуба.
– Конечно, – Зайцев расписывается на каких-то бумажках. – Как у вас дела, игра понравилась.
Я пошел за сотым стаканчиком кофе и наткнулся на Лео Комарова.
– Все отлично, только семьям нелегко, – говорит он. – Мы на стадионе с 12, а сейчас уже почти 20 часов. Наши семьи пришли чуть позже, но все равно провели много времени. Тяжело.
Комаров в этой встрече снова забивает и вообще выходит на свой прошлогодний уровень с точки зрения качества хоккея. Я заверяю, что в России сейчас очень много болельщиков "Торонто". И из-за двух российских нападающих, и из-за него. Комарову приятно, а, может быть, и все равно. Его не поймешь.
Сразу после сирены я выбежал на стадион посмотреть, как выходит народ. Через минуту никого не было на трибунах. Я побежал на улицу – народу мало. 40 тысяч зрителей ушли без полицейских коридоров до метро, без скандалов. И главное почти не было мусора.
Теперь я видел НХЛ.
Столичный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Каролина | 19 | 14 | 5 | 28 |
2 | Нью-Джерси | 22 | 13 | 9 | 28 |
3 | Вашингтон | 19 | 13 | 6 | 27 |
4 | Рейнджерс | 18 | 12 | 6 | 25 |
5 | Айлендерс | 20 | 7 | 13 | 19 |
6 | Коламбус | 19 | 8 | 11 | 18 |
7 | Филадельфия | 20 | 8 | 12 | 18 |
8 | Питтсбург | 22 | 7 | 15 | 18 |
Атлантический дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Торонто | 20 | 12 | 8 | 26 |
2 | Флорида | 20 | 12 | 8 | 25 |
3 | Тампа-Бэй | 18 | 10 | 8 | 22 |
4 | Баффало | 20 | 10 | 10 | 21 |
5 | Бостон | 21 | 9 | 12 | 21 |
6 | Детройт | 19 | 8 | 11 | 18 |
7 | Оттава | 19 | 8 | 11 | 17 |
8 | Монреаль | 19 | 7 | 12 | 16 |
Центральный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Виннипег | 20 | 17 | 3 | 34 |
2 | Миннесота | 19 | 13 | 6 | 29 |
3 | Даллас | 18 | 12 | 6 | 24 |
4 | Колорадо | 20 | 11 | 9 | 22 |
5 | Сент-Луис | 21 | 9 | 12 | 19 |
6 | Юта | 19 | 7 | 12 | 17 |
7 | Чикаго | 20 | 7 | 13 | 15 |
8 | Нэшвилл | 20 | 6 | 14 | 15 |
Тихоокеанский дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Вегас | 20 | 12 | 8 | 26 |
2 | Калгари | 20 | 11 | 9 | 25 |
3 | Лос-Анджелес | 20 | 10 | 10 | 23 |
4 | Эдмонтон | 21 | 10 | 11 | 22 |
5 | Ванкувер | 18 | 9 | 9 | 21 |
6 | Сиэтл | 20 | 10 | 10 | 21 |
7 | Анахайм | 19 | 8 | 11 | 19 |
8 | Сан-Хосе | 22 | 6 | 16 | 17 |
23.11 | 03:00 |
Питтсбург – Виннипег
|
1 : 4 |
23.11 | 06:00 |
Анахайм – Баффало
|
2 : 3 ОТ |
23.11 | 21:00 |
Филадельфия – Чикаго
|
- : - |