Победная серия, которую не ждал никто. Творец главной сенсации КХЛ – о секретах успеха
Алексей Шевченко из Ярославля
Больше всего я боялся, что 18 побед подряд изменят тренера. Встречались на моем пути те, кого и меньшие достижения превращали в человека, которому покорился Эверест без подготовки. Но главный тренер "Автомобилиста" остался прежним. Откровенный, не жадничает делиться знаниями и не изменивший своим принципам.
Андрей Мартемьянов по-прежнему рассказывает о таких нюансах, которые незаметны со стороны. Готов объяснить каждое свое решение, а не ограничивается "мы так решили". После интервью мы вышли на улицу выпить кофе, и он рассказал еще столько интересного про хоккеистов, про строительство команды, что можно написать небольшую книгу. И как же он любит своих игроков! Про каждого говорит что-то хорошее. Интервью уже давно кончилось, а он все хвалил своих парней.
Как же я завидую журналистам из Екатеринбурга! Они-то могут получать такие знания ежедневно.
Не придавали победной серии значения
– Внимательно смотрел вашу пресс-конференцию после игры с "Барысом". Думал, что вы начнете нервничать, будете выглядеть разочарованным. Но ничего подобного не увидел.
– Я был расстроен тем, что проиграли. Но вы же говорите про другое, да?
– Да.
– Эта серия… Все, когда-нибудь заканчивается, и я к этому был готов. Постоянно говорю и готов заявить еще раз – мы этому достижению вообще не придавали никакого значения.
– Странно это слышать.
– Но это так. У нас ведь стратегия не на серии, а на весь сезон. Морально мы были готовы к поражениям, но я скажу, что в игре с "Барысом" команда билась до конца, что меня порадовало. Мы в третьем периоде очень много атаковали, только соперник сыграл очень грамотно. Но у меня претензий к ребятам нет.
– Мне хочется разобраться, как вы относились к этой серии побед? Были ли дни, когда вы приходили домой и задумывались – ну ничего себе. Может быть, после седьмой победы, восьмой, одиннадцатой?
– Что-то такое было, но на мгновение. И никогда – во время матча. Тут ведь какое дело: мы с первого дня работы с командой договорились, что идем от матча к матчу. Требования со сборов у меня были простые: в каждом моменте, в каждой тренировке, в каждой игре отдаваться своему делу до конца или даже больше. И когда мы объявляли такие правила, то думали не о победных сериях, а о плей-офф. К весне должны были воспитать такую привычку, натренировать ее. Парни, вы выложитесь, восстановиться я вам всегда дам, но главное в данном конкретном эпизоде сделайте все или даже больше.
– То есть вообще ни разу не было желания веселиться?
– У меня жена за всеми этими сериями следит, она и дочь радовались. А я обращаю внимание на другие вещи.
– В городе вы теперь очень популярны.
– Да, теперь-то конечно. Вышел как-то на улицу, идет дождь, на улице никого. Только вижу один человек с собаками гуляет. Я спокойно иду, глаза вниз, весь в своих мыслях, а этот человек подходит, поздравляет с победами, спрашивает, как вечером сыграем. Вот, думаю, ничего себе, как узнал-то? Да, город сейчас живет хоккеем. Я всегда благодарю болельщиков команды за то, как они нас поддерживают. И в матче с "Барысом", когда мы проиграли, они не отвернулись от нас. Шум такой, что я думал – стадион сломается. Хорошо, что даже в такие трудные моменты они нас благодарят за хорошую игру. Хотя я понимаю, что для многих победа важней.
– В дни успеха у хоккеистов появляется много "друзей", о которых они давно забыли.
– И мне стали звонить, писать люди, которые исчезли на несколько лет. Мол, всегда верили в тебя. Я и в этом смысле спокоен, такое, конечно, происходит с каждым. Только думаю, а где же вы были, когда мне было по-настоящему плохо.
– А когда это было?
– После ухода из "Южного Урала" из Орска.
В Высшей лиге многие считают себя звездами
– Александр Гулявцев говорил, что тогда вам вслед неслось "детский тренер", "физрук". Вы ведь действительно ничего не показали с орским клубом.
– Ох, вы бы знали, что такое Высшая лига, какие там игроки. Это очень специфическое место. Там хоккеисты думают, что они звезды невероятного уровня. И переубедить их нельзя. Мне очень неприятно вспоминать про орский период карьеры. Я так и не понял, зачем меня приглашали. Пытался что-то исправить, но каким-то хоккеистам не понравилось. Начали ходить к руководству. Мол, меня "пять на четыре" не ставят, да тренировки не те. А руководство заняло их позицию.
– Странно.
– И я не понял. Меня же звали туда что-то исправить, а в итоге связали по рукам и ногам. Но жизнь же доказала, кто прав был в той ситуации. У них никакие тренеры не задерживались. Даже те, кто потом показывал себя в других командах. То есть проблема в чем-то другом, получается? Но тогда меня сделали виноватым во всем. Я тоже слышал, мол "тренер для "Золотой шайбы".
– Сейчас об этом смешно вспоминать.
– А тогда было ужасное состояние. И в такие моменты проявились настоящие друзья. Они не дали мне закиснуть, постоянно тормошили, звали куда-то, заставили за ветеранов поиграть, отвлекали. Это дружба, когда помогаешь человеку, даже когда ему плохо.
– Вы работали в красноярском "Соколе". В первый год попали в плей-офф, а во второй – нет.
– В первый сезон удалось выжать из ребят все, перегрузили их, так как скамейка была короткой. Может быть, что-то получилось и на второй год, но многие из них просто не пожелали работать с тем же упорством. Опять же специфика игроков ВХЛ. Я – звезда, у меня десять голов было и восемь передач. Относитесь ко мне иначе.
– Смешно.
– И такое там постоянно. Ничего подобного я не встречал в КХЛ. Ни в "Амуре", ни в "Автомобилисте".
– Хотя многие боялись, что игроки "Автомобилиста" не воспримут вас. Тут некоторые под сборной, а вы только "Амур" в плей-офф вывели.
– Если честно, то я бы быстро пресек подобное. Методы есть. Но ни разу не было повода даже поднимать эту тему.
– Меня всегда огорчает, что в России тренер, который хорошо работает в ВХЛ, не всегда может попасть в КХЛ.
– Но и исключения есть. Например, я поработал в Высшей лиге, Вадим Епанчинцев пришел из ВХЛ. Пусть он сейчас временно безработный, но результата добился.
– Но есть Мисхат Фахрутдинов. Или Леонид Тамбиев, который выиграл кубок, но не имеет предложения из главной лиги.
– Тут дело в доверии. Если какой-то клуб не будет следить за ошибками тренеров, поверит в них, поддержит, то, я уверен, многие из ВХЛ хорошо бы работали на уровне КХЛ. Мне ведь поверили в "Амуре". Когда была серия из девяти поражений, я уже был морально готов к тому, что уволят. Но не уволили, поверили. Да и сам видел, что команда на правильном пути, иначе бы сам ушел.
– Если честно, то во время серии я ждал, что вы немного "поплывете".
– Вы про звездную болезнь что ли? Да ладно вам. Это было у меня лет в 20, но потом прошла. А сейчас я взрослый человек, который может контролировать свое поведение. У меня были черные моменты в карьере, сейчас лучше. Это не повод меняться. Да и повода нет. Серия из 18 побед – это лишь эпизод. Приятный, но не более.
Посадить в запас легионеров? Легко!
– Вернемся в сегодняшний день. Я снова об этой победной серии. Вы на следующий день поздравляли друг друга?
– Нет. У нас правило: победили, 15 минут порадовались, а потом забыли и готовимся к следующей встрече. И это не указание тренерского штаба. Так решили все вместе с хоккеистами.
– Худший матч из этой победной серии?
– Не очень понравилось, как мы действовали два периода в игре против "Локомотива". Мы были не готовы к игре. Я себя корил больше. Видимо, допустил какую-то ошибку при подготовке к матчу, не нашел нужные слова.
– Как все исправили?
– Сказал ребятам: шашки наголо и вперед.
– Серьезно что ли?
– А что делать? Мы тогда проигрывали 1:4. Какая разница: 1:4 или 1:7. Это все равно бы было поражение, а так у нас был хоть какой-то шанс.
– Вы были готовы к тому, что будет 1:8?
– А у меня и мысли не было, что мои ребята смогли бы развалиться. Да и потом, это был единственный выход в такой ситуации. Не мог же я им сказать: "Парни, доигрываем спокойно, матч уже не спасти". Как бы я потом с ними разговаривал?
– Стали чувствовать, что соперники вас стали бояться?
– Нет, страха ни у кого нет, никто обреченными против нас не выходит. Но зато появилось другое – теперь соперники более мотивированные.
– Еще на турнире в Нижнем Новгороде вы сказали, что для вас все хоккеисты равны, вне зависимости от статистики, паспорта или возраста. В одном из матчей вы посадили в запас Анатолия Голышева. А смогли бы так с Доусом, Да Костой или Секстоном?
– Легко. Но они для этого не давали повода. Были невыдающиеся матчи, но весь сезон нельзя отыграть на выдающемся уровне. Спады бывают иногда даже в одной смене, можно допустить глупую ошибку. Но сажать за одну ошибку нельзя. Я вообще хотел бы отдельно сказать по Найджелу. Это лидер команды не только по статистике и игре, но и по духу.
Сказал команде: если надо, давайте ходить строем
– Со звездами непросто.
– И у Найджела есть характер. Иногда он может поворчать, высказать что-то. Но я прекрасно понимаю, что это не психоз, а идет от души. Доус не любит проигрывать.
– Вы с ним ссорились?
– А я ни с кем никогда не ссорюсь. Зачем? Просто к тем, кто делает что-то не так, не выполняет требования, у меня чуть прохладное отношение. И игроки чувствуют это, стараются исправиться. Но ссориться-то зачем?
– Кричать можно.
– Крик – один из способов мотивации. Но крик ради того, чтобы наорать на человека – это плохой метод. Я вам скажу, как у нас проходят разборы матчей. Я никого конкретно не задеваю, но каждый знает, к кому относится та или иная претензия. Но конкретные эпизоды я разбираю один на один, при всех ругать нельзя. Неправильно это.
– Вспомнил одну из претензий ваших игроков:команда слишком рано приезжает на стадион в день игры.
– Я объясню. У нас очень много хоккеистов, которые по-разному готовятся к матчу. Кому-то надо настроиться полчаса, кому-то десять минут. Я хочу, чтобы у всех было время подготовиться к игре. Но это не говорит о том, что у нас прямо все ходят строем. Тот же Доус может после раскатки уехать в отель не с командой.
– Демократия.
– Доверие. Хотя у нас тут было жесткое собрание. Кое-что случилось.
– Что?
– Нельзя такое выносить на люди. Но кое-что было.
– Нарушение режима?
– Не пытайте – это останется внутри коллектива. Речь ведь о другом. Я говорю парням: если вы хотите, то давайте ходить строем, будет все формально. Пришли к выводу, что это не нужно, сложная ситуация была улажена.
– Поразило, что вы не скупитесь на выходные. Я знаю, что и сами в такие дни стараетесь отключаться от хоккея.
– Да, в такие дни стараюсь, пусть и не всегда получается. Выходные нужны. У всех ребят друзья, семьи. Им нужно переключаться. Сейчас тяжело давать выходные, когда четыре матча в неделю. Но если между играми два дня, то один выходной. Понимаете, мне хочется, чтобы парни шли на стадион в хорошем настроении, чтобы у них была радость от предстоящей работы. Да, работа суровая, жесткая, но она должна быть в удовольствие. Кроме того, я всем доверяю и уверен, что они меня не подведут.
– На сборы не сажаете?
– Да и не будет такого. Зачем?
– Очень удивляет, что у вас здорово смотрятся те, кто, возможно, в других клубах затерялся. Например, Илья Крикунов играет, словно ему 16 лет.
– О, про Илью скажу. Мы тут играем с "Северсталью", он в звене с Парэ и Фрэнсис пару раз завозился у дальнего борта. Так Крикунов такие рывки назад сделал, так помог обороне, что я был в восторге. Потом подошел к нему, похвалил. Молодец же. Если говорить о хоккеистах, то почему-то считаются только заброшенные шайбы. А есть ведь еще непропущенные голы. Меня радует то, как парни отрабатывают в обороне, бросаются под шайбу. Я все это прекрасно вижу. Меня счет 10:0 порадует меньше, чем счет – 1:0. Потому что сейчас идет подготовка к плей-офф, к самым важным играм. И мы отрабатываем какие-то моменты, проверяем, способны ли мы на большее в серьезных встречах. Вот потому мы иначе смотрели на эту серию побед. Она для нас не была серией. Мы в каждом матче получали ответы на те или иные вопросы.
Андрей Мартемьянов
Родился 30 марта 1963 года в Свердловске.
Защитник.
Выступал за клубы: "Автомобилист" (1980 – 1983, 1984 – 1991, 1995), ЦСКА (1983 – 1984), "Олимпия" (Словения, 1991 – 1992), "Металлург" Мг (1992 – 1993, 1996 – 1997), ЦСК ВВС (1997 – 1999).
Победитель молодежного чемпионата мира (1983).
Тренерскую карьеру начал в 1999 году.
Работал в клубах в качестве помощника главного тренера: ЦСК ВВС-2 (Первая лига, 1999 – 2001), "Газовик"/"Рубин" (Высшая лига, 2005 -2006, 2009 – 2011), "Химик" (Высшая лига, 2006 – 2007), "Автомобилист" (Высшая лига, 2007 – 2009).
Карьеру главного тренера начал в 2011 году. Работал в клубах: "Автомобилист" (2011 – 2012, 2018 – н.в.), "Сокол" (ВХЛ, 2013 – 2015), "Южный Урал" (ВХЛ, 2015 – 2016), "Амур" (2016 – 2018).
В нынешнем сезоне его команда стартовала с 18 побед подряд и в общей таблице КХЛ занимает единоличное первое место.
Западная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Локомотив | 30 | 25 | 5 | 52 |
2 | Спартак | 28 | 19 | 9 | 41 |
3 | Динамо М | 28 | 17 | 11 | 37 |
4 | СКА | 29 | 17 | 12 | 37 |
5 | ЦСКА | 27 | 14 | 13 | 35 |
6 | Северсталь | 27 | 16 | 11 | 32 |
7 | Динамо Мн | 28 | 15 | 13 | 32 |
8 | Торпедо | 28 | 13 | 15 | 31 |
9 | Витязь | 29 | 13 | 16 | 28 |
10 | Куньлунь РС | 29 | 10 | 19 | 23 |
11 | Сочи | 26 | 10 | 16 | 22 |
Восточная конференция | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Трактор | 28 | 19 | 9 | 42 |
2 | Автомобилист | 27 | 17 | 10 | 37 |
3 | Сал. Юлаев | 26 | 17 | 9 | 36 |
4 | Ак Барс | 26 | 17 | 9 | 35 |
5 | Металлург Мг | 30 | 15 | 15 | 31 |
6 | Адмирал | 29 | 12 | 17 | 29 |
7 | Нефтехимик | 30 | 10 | 20 | 28 |
8 | Лада | 27 | 10 | 17 | 25 |
9 | Сибирь | 26 | 10 | 16 | 23 |
10 | Авангард | 26 | 10 | 16 | 22 |
11 | Барыс | 28 | 9 | 19 | 20 |
12 | Амур | 28 | 5 | 23 | 13 |
21.11 | 17:00 |
Трактор – ЦСКА
|
5 : 2 |
21.11 | 17:00 |
Автомобилист – Куньлунь РС
|
1 : 2 Б |
21.11 | 18:00 |
Лада – Сал. Юлаев
|
1 : 2 Б |
21.11 | 19:30 |
СКА – Торпедо
|
- : - |