Большие и маленькие площадки - возможен ли компромисс?
Разговоры о необходимости перехода с площадок стандартного размера ИИХФ (60 на 30) на энхаэловские (60 на 26) или хотя бы финские (60 на 28) с появлением КХЛ возникают с периодичностью в несколько лет. И каждый раз в качестве главного аргумента приводится зрелищность игры – этот параметр интереса сложно в полной мере отобразить цифрами. Хотя все "за и против" давно известны. Узкая "поляна" автоматом приведет к увеличению количества силовых приемов на единицу времени и попыток нанести броски с любой позиции, то есть все действо заметно упростится. Да, спорить с тем, что такой хоккей смотрится повеселее, чем заурядное "ватокатание" на больших площадках, сложновато. Но стоит ли ради этого идти на реформу революционного масштаба? В КХЛ уже есть три узкие площадки – во Владивостоке, Загребе и Тольятти. Сказать, что матчи в этих городах вышли на принципиально иной уровень зрелищности, нельзя.
Даже если оставить в стороне философский вопрос о том, какой должна быть игровая модель российских сборных, у противников реформ имеются железобетонные козыри. Первый – далеко не все площадки, на которых проходят матчи КХЛ, можно переделать. А точнее, менее трети. В чем смысл половинчатых шагов? Тем более что на КХЛ хоккей в России не заканчивается. Есть ВХЛ, Первая лига, школы. Смысла готовить в иных условиях хоккеистов с самого детства, если потом их будут запускать с "аэродромов" на маленькие площадки, не прослеживается.
Второй – обойдется эта прихоть в огромные траты. Даже в те времена, когда денег было с избытком, данное обстоятельство останавливало "реформаторов". С учетом не самой блестящей экономической ситуации в стране целесообразнее их отправить на другие цели. Например, влить в детско-молодежный хоккей. Третий момент вытекает из первого и прекрасно известен благодаря НХЛ. Там средняя зона проходится за счет быстрых вертикальных передач, скорости возрастают, и соответственно повышается вероятность жестких столкновений, сотрясений и разного рода травм.
Зачем подвергать игроков КХЛ дополнительному риску находиться на больничном? Тем, кто считает эту точку зрения обычной "страшилкой", предлагаю вспомнить про главную канадскую звезду Сидни Кросби. Сотрясения мозга не миновали даже этого хоккеиста, против которого почти всегда стараются действовать аккуратно. Четвертый и самый главный аргумент – зрелищность обеспечивают не площадки, а звезды. Допустим, Дацюк и Мозякин шедевр нарисуют даже в телефонной будке. Можно вспомнить канадские сборные, роскошно выглядевшие на двух последних чемпионатах мира в Чехии и России на площадках ИИХФ.
Да и почти на 100 процентов уверен, что сторонники маленьких коробок восхищаются матчами с участием лучших игроков НХЛ. Тогда как, например, игры уровнем ниже в АХЛ смотрятся ничем не лучше заурядных встреч в КХЛ. В России в случае перехода на маленький лед скорее будут брать пример с Дмитрия Квартальнова и его ЦСКА с агрессивным, немного прямолинейным стилем. В конечном счете, это может привести к тому, что потенциально сборная России лишится своих козырей на международной арене.
Небольшой шанс превзойти тех же канадцев в силовой борьбе, умении работать на пятачке и выбираться из углов, наверное, есть. Если перестроить в корне целиком систему подготовки и переделать все площадки. Только при этом неизбежны и потери нынешних сильнейших качеств российских хоккеистов – умение работать с шайбой, размашистое катание, навыки комбинационного стиля. У лидеров сборной Канады эти черты, к слову, имеются. Так что лучше заниматься подготовкой молодежи, чем неоднозначной перестройкой арен.
И еще несколько мнений. На днях канадский нападающий Дерек Рой, с этого сезона выступающий в омском "Авангарде", дал интервью "СЭ" и с высоты огромного опыта выступлений в НХЛ порадовался возможности играть на больших полянах. Главный тренер "Виннипега" Пол Морис на недавнем Кубке мира был правой рукой Ральфа Крюгера в сборной Европы, а несколько лет назад отработал сезон в магнитогорском "Металлурге" и уехал под серьезным впечатлением от работы в КХЛ. По его собственному признанию, он много открыл для себя и был бы рад когда-нибудь еще потренировать на больших площадках. Так, может, не стоит считать себя умнее других и прислушаться к тем, кто задает моду в мировом хоккее?