Скандал в немецком гандболе: уволен тренер, которого звездные спортсменки обвинили в абьюзе
В немецком гандбольном клубе «Боруссия» громкий скандал: Миа Чокке и Амели Бергер расторгли контракт с дортмундской командой. Такое решение спортсменки приняли из-за тренера Андре Фура, обвинив его в насилии и злоупотреблении служебным положением. Представители других клубов посвятили игрокам национальной команды поддержки посты в социальных сетях. Руководство «Боруссии» сделало неоднозначные комментарии в связи со сложившейся ситуацией, а сам тренер хранит молчание. При этом специалист также работает с молодежной командой страны до 19 лет.
Заявления о расторжении
Обе гандболистки находились в отпусках по состоянию здоровья до старта нового гандбольного сезона в женской бундеслиге. Однако 5 сентября Миа и Амели подали заявления о расторжении с «Боруссией» контрактов, которые были рассчитаны до 2023 года. Следом спортсменки обратились в независимый центр по вопросам насилия и злоупотреблений в профессиональном спорте. Это организация, созданная немецкой ассоциацией спортсменов для помощи пострадавшим от психологического, физического и сексуального насилия.
По словам агента, который представляет интересы Чокке и Бергер, обеим девушкам нравилось играть за дортмундский клуб. Но в настоящее время они не хотят больше выступать за эту команду. Причина такого решения спортсменок — психологическое насилие со стороны тренера. По данным Ruhr Nachrichten, более 20 игроков из женского профессионального гандбола выдвинули аналогичные обвинения против Андре Фура. К тому же ряд спортсменов в социальных сетях выразили слова поддержки гандболисткам. Среди них — голкипер национальной мужской сборной Сильвио Хайнефеттер, у которого тот же агент, что и у Мии и Амели.
Известный голкипер опубликовал несколько критических постов, задевающих тренера Фура. Среди них был снимок самого Андре с изображением клоуна и эмодзи свиньи. Пост сопровождался загадочной подписью, которая, судя по всему, была адресована Чокке и Бергер: «Оставайтесь сильными, девочки!» Этих постов, как и всех остальных в поддержу гандболисток, в Сети уже нет. Вероятно, гандбольные власти Германии очень хотят замять скандал.
Реакция «Боруссии»
Представители клуба отреагировали на происходящее, мягко говоря, странно. Изначально заявления гандболисток о расторжении контракта просто не хотели принимать, так как не видели для этого причин. Об этом рассказал глава гандбольного отдела «Боруссии» Андреас Хайерманн: «Да, гандболистки подали заявления об уходе. У нас нет никаких сведений о том, что говорит в пользу увольнения без предварительного уведомления. Поэтому мы возражаем против увольнения. Пока их контракты остаются действительными».
12 сентября было собрано кризисное совещание, на котором была рассмотрена ситуация вокруг разрыва соглашений Чокке и Бергер.
— Мы хотим выслушать обвинения, а затем оценить и проработать их. Мы подходим к этому вопросу с максимальной осторожностью, — так говорил Хайерманн о причинах собрания. Сам он участия в слушаниях не принимал — на совещании присутствовали только президент и адвокаты клуба, обе гандболистки и представитель ассоциации спортсменов.
В итоге Фур не руководил командой в последнем гостевом матче с «Неккарзульмом». Со стороны руководства клуба было объявлено, что это мера заботы о тренере, так как он очень обеспокоен всей ситуацией.
— Андре Фур и руководство клуба приняли решение, что он не поедет на эту игру из-за особой ситуации. Так мы стараемся заботиться о нашем тренере, плюс желание исходило от него. Он ни в коем случае не уволен. Наш тренер опустошен. Это человеческая трагедия, — прокомментировал ситуацию глава гандбольного отдела Хайерманн.
Увольнение и уход спортсменок
Развязка всей ситуации наступила 19 сентября. «Боруссия» на официальном сайте объявила об освобождении Андре Фура от должности главного тренера. «В последние дни тренер подвергался резкой критике как со стороны игроков, так и со стороны общественности, из-за чего команде и всему клубу практически невозможно было сосредоточиться на гандболе. «Боруссия» в настоящее время тщательно изучает события, лежащие в основе этого решения. Пока расследование не будет завершено, клуб не намерен давать какие-либо комментарии. Между тем клуб уведомил игроков Миу Чокке и Амели Бергер, что согласен отпустить их без признания каких-либо юридических обязательств», — говорится в заявлении клуба.
Чокке же уже на следующий день объявила о контракте с новым клубом: она подписала контракт с норвежским «Сторхамаром».
— Прежде всего, мой новый клуб играет в Лиге чемпионов. Это отличный опыт для всех игроков. Чувствую, что здесь очень классная атмосфера. Хватает молодых и талантливых игроков. Меня здесь всё устраивает. Именно поэтому я решила играть за «Сторхамар». Плюс здесь играет Тина Абдула. Мы с ней провели один год в «Боруссии», но успели стать хорошими друзьями, — объяснила свой выбор клуба Миа.
В ее заявлении нет ни слова о ситуации с прошлым клубом. До этого Миа не давала никаких публичных комментариев, как и Амели Бергер. Представители «Боруссии» также были достаточно лаконичны в своих заявлениях. Возможно, это из-за свойственной немцам аккуратности и педантичности — не хотят раздувать скандал и желают просто спокойно разобраться в ситуации.
О дальнейшей судьбе Фура в юниорской сборной пока неизвестно. А о реальных причинах и о характере обвинений до сих пор ничего не сообщали. Но как бы то ни было — инцидент уже случился, а тренер был уволен из клуба. Судя по всему, в мотивах поведения Чокке и Бергер действительно было что-то серьезное.