«Раневская могла бы сказать про еврокубки: деньги съедены, а позор остался». Газзаев — жестко о выступлениях россиян в Европе
— Российские команды крайне неудачно выступают в новом сезоне еврокубков. Традиционные вопросы — кто виноват и что делать?
— Давайте для начала разберемся, что случилось. Ведь речь идет не о частном случае, не о чьей-то конкретной неудаче, а об очень печальной тенденции. В двух турах, то есть в восьми матчах Лиги чемпионов и Лиги Европы, у наших клубов нет ни одной победы. Во втором туре, в частности, в четырех играх сумели забить один мяч на всех. Если же брать всю еврокубковую кампанию, включая квалификационные раунды, то в 12 матчах — две победы, четыре ничьи, шесть поражений. Хотя далеко не все соперники были уровня «Баварии». В общем, статистика просто убийственная.
Дальше смотрим в таблицу коэффициентов, где Россия пока идет седьмой. Очевидно, что невозможно с такими результатами вернуть себе шестое место и три клуба в Лиге чемпионов, обогнав ушедшую в отрыв Португалию. Больше того, страны-конкуренты сокращают отставание от седьмого места России.
Нынешний розыгрыш еврокубков подтверждает негативный тренд прошлого сезона. Наши команды не только ничего не могут противопоставить топ-клубам из пятерки ведущих лиг, но и регулярно уступают соперникам из чемпионатов, которые котируются гораздо ниже нашего. К сожалению, такими темпами через год-два мы опустимся в рейтинге УЕФА еще ниже.
Вновь подчеркну: нынешнее слабое выступление российских клубов — не случайность и не стечение обстоятельств. Потому что из года в год повторяется одно и то же. Уже больше десятилетия мы наступаем на одни и те же грабли, но не делаем выводов. Наша лига оказалась абсолютно не конкурентоспособной. Мы сегодня находимся на задворках европейского футбола.
Великая актриса Фаина Георгиевна Раневская после одного неудачного кинофильма сказала фразу, ставшую крылатой: «Деньги съедены, а позор остался». Эти слова порой уместно звучат и по отношению к российскому футболу в еврокубках.
Не пора ли задуматься — почему так вышло, что за последние десять лет мы проиграли в Европе все, что возможно, и кому только возможно? Матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы — это в определенной степени выставочные, репутационные игры, в которых надо показывать товар лицом, от которых зависит имидж и восприятие и каждого клуба, и всего российского футбола на международной арене. Именно по таким матчам судят об уровне развития футбола в стране. А ведь мы всего два года назад проявили себя с самой хорошей стороны, проведя лучший чемпионат мира в истории, показав выдающееся гостеприимство, организаторское умение и великолепную инфраструктуру. Мы продемонстрировали миру, что Россия — футбольная страна. Но теперь, после провальных выступлений, складывается совсем другое впечатление.
— Тем не менее, далеко не все представители России в Европе опозорились. Достойными получились и поражение «Локо» от «Баварии», и ничья «Краснодара» с «Ренном», и ничья того же «Локо» в Австрии...
— Очень плохо, что мы привыкли говорить о «достойных поражениях» и стали в принципе спокойно относиться к неудачам. Здесь хотелось бы вспомнить 1972 год, когда в финале чемпионата Европы сборная СССР уступила Германии, которая, кстати, два года спустя стала чемпионом мира. Так вот, после этого поражения наша пресса просто уничтожала национальную команду. Тогда, я помню, в составе выступал 19-летний Анатолий Байдачный, прекрасный футболист московского «Динамо». Зарубежные СМИ источали восторги по поводу его игры и называли восходящей звездой европейского футбола. А в Советском Союзе его, как и других футболистов сборной, смешивали с дерьмом. В ту пору никто не говорил о «достойных поражениях», и требования были не просто высокими, а явно завышенными.
Так по каким критериям мы должны оценивать весь наш футбол и вообще спорт? 1 марта 2018 года Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию отметил, что надо ставить самые амбициозные и высокие задачи и делать все возможное для их реализации. Вот по такому принципу мы должны и действовать и в политике, и в бизнесе, и в социальной сфере, и, конечно же, в спорте. А в спорте высших достижений мы тем более обязаны следовать принципу «Вижу цель — не вижу препятствий».
Если же будем удовлетворены «достойными поражениями» и тем, что в восьми матчах нет ни одной победы, то о чем вообще можно говорить? «Эти бились, другие сражались... Молодцы!» Но куда мы придем с таким подходом к оценке выступлений?! Это же ущербная психология. Какая планка ожиданий у этих тренеров и футболистов? Достойно проиграть — разве это понятие в спорте? Нет! В спорте есть самые высокие цели, к которым нужно стремиться.
— Как поменять ситуацию?
— Когда нет успехов в определенной сфере, люди садятся и начинают думать, анализировать — по какой причине так происходит. Затем вносят коррективы, чтобы выправить ситуацию. Вот и нам всем надо садиться, обсуждать и принимать правильные, выверенные решения.
Необходимо комплексно реформировать и реорганизовать весь российский футбол. Изменить подход к психологии, к подбору игроков и развитию их индивидуальных качеств, к тактической подготовке и функциональной готовности. Другого пути просто нет. Иначе мы и дальше будем проигрывать всем и всегда, терять рейтинговые очки, имидж и репутацию российского футбола.
Сегодня не хочется никого персонально критиковать. Потому что проблема — общая. Наша задача — системно изменить лицо российского футбола. Да, у нас нет игроков такого класса как у «Баварии», но наши команды могут и обязаны обладать отличной тактической оснащенностью, быть в хорошем функциональном и морально-психологическом состоянии. Приведу в пример «Вольфсбергер»: было видно, что футболисты малоизвестного австрийского клуба уступали соперникам в индивидуально-техническом оснащении, которое у них не очень высокое. Но тактически австрийцы действовали правильно и в первом туре, когда сыграли вничью с ЦСКА, и во втором, когда сенсационно разгромили «Фейеноорд». Отсюда и результаты.
Мы все хотим, чтобы наши клубы на равных соперничали с лучшими командами Европы, доходили до высоких стадий еврокубков и приносили болельщикам радость и гордость. Для этого у нас есть все возможности и ресурсы. Остается одно — как можно больше и целенаправленно работать.
Еще один важный момент. В каждой победе и каждом поражении должен быть смысл. Неудачи, как и успехи, тоже нужно рассматривать, анализировать, понимать, почему так произошло, делать выводы — и идти дальше. Без поражений не бывает побед. Но вместо этого мы уже целое десятилетие терпим неудачи одну за другой, но не проводим анализ.
— Есть ощущение, что многие команды из-за насыщенного графика оказались функционально не готовы к игре на два фронта.
— Прежде всего, нужно правильно планировать тренировочный процесс. Давно известно, что на фоне хорошей функциональной готовности гораздо лучше выполняются индивидуально-технические и тактические действия. Как конкретными игроками, так и всей командой.
Еврокубки — это битва за национальный престиж. Кроме того, это большой футбольный рынок, где люди обязаны проявить свои лучшие качества, показать высокое мастерство и перспективу на глазах у всей Европы. В этой связи, футболисты должны, образно выражаясь, выпрыгивать из трусов, чтобы обеспечить результат. На игроках и тренерах лежит огромная ответственность, они обязаны всеми силами готовиться к таким матчам, а не жаловаться, что у нас, мол, игра через два дня на третий или через три на четвертый. Поэтому надо не отговорки искать, а проявлять себя наилучшим образом и быть готовыми к таким матчам.
Отдельный вопрос — непривычное судейство в Европе. Наши рефери во многих встречах на внутренней арене своими свистками по делу и без дела тормозят игру, сбивают темп, не дают вести единоборства. Арбитры должны приучить команды вести борьбу, нужен конкретный заказ премьер-лиги на манеру судейства. Но вместо этого наши клубы оказываются в непривычной ситуации, когда в Европе темп совсем другой.
— Понимаю, что вы хотите говорить о глобальной проблеме, а не уходить в частности. И все же без ряда точечных вопросов не обойтись. По итогам первого тура ЛЧ Матвей Сафонов попал в символическую сборную УЕФА. Но — перехвалили: во втором в игре с «Челси» совершил ряд индивидуальных ошибок, приведших к голам. Многие проводят параллели с Акинфеевым. Как правильно развивать молодого вратаря, по вашему опыту?
— У Сафонова действительно есть хорошие задатки. И в мире нет вратарей, которые не допускали нелепых ошибок. Но чтобы Сафонову стать новым Акинфеевым и претендовать на такой же огромный авторитет и мастерство, нужно очень много трудиться. Тот же Акинфеев является примером для всех профессиональных футболистов как человек, всю жизнь демонстрирующий преданность своему родному клубу и национальной сборной.
Даже когда происходят ошибки, вратарь не должен опускать рук. Кроме того, надо ставить перед собой только самые высокие задачи. Однажды у нас с Акинфеевым был философский разговор. Я сказал Игорю: «Ты знаешь, что вообще не должен пропускать голов?» На что он мне ответил: «Это невозможно». Я сказал: «Но ты должен все равно к этому стремиться. У меня есть один товарищ — борец. Он за четыре олимпийских года, участвуя в Играх, чемпионатах мира и Европы, не проиграл ни одного балла. Это тоже невозможно. Но он это сделал». Перед Акинфеевым всегда ставили только самые амбициозные задачи. Сафонов должен брать пример — и совершенствоваться, совершенствоваться, совершенствоваться. А еще, поменьше слушать, что о нем говорят. А то матч не успел начаться, а в телерепортаже его уже продали в «Челси». Разве можно такое говорить? Дайте человеку сначала чего-то добиться. Какой «Челси» — пусть сначала он что-то серьезное выиграет с футбольным клубом «Краснодар».
— Дзюба — лучший игрок России последних двух лет по всем версиям — выглядит в Лиге чемпионов неважно. Семак впервые заменил его в перерыве. Что происходит с форвардом и что делать «Зениту»?
— Мне сложно оценивать, что происходит внутри команды. Есть главный тренер, который должен разобраться и определиться, куда двигаться дальше. Такие моменты бывают в жизни каждого специалиста. И если футболист заменен в перерыве, значит, тренер был недоволен его игрой.
Руководители клубов вкладывают колоссальные деньги и всегда требуют результат. И если тренер или футболист не соответствует сегодня уровню Лиги чемпионов, то он тренировать или играть не должен. И я говорю не конкретно про Дзюбу, а в принципе про любого профессионального футболиста, независимо от его былых заслуг и личных отношений. В моей тренерской карьере хватало подобных случаев. К примеру, в 2003 году ЦСКА стал чемпионом России, а через два года в составе будущих победителей Кубка УЕФА было семь новых игроков. Почему так получилось? Потому что менялся уровень задач и притязаний. Да, те, кто выигрывал золото и Кубок России — хорошие исполнители. Но для более высоких достижений требовались футболисты еще лучше, по всем параметрам — индивидуально-техническое оснащение, психология, отсутствие комплексов, тактическое понимание игры, функциональная готовность, высокие скоростные качества и так далее. Это жестокий профессиональный спорт. Сильный выживает, слабый занимает свою позицию.
И здесь мы вновь подходим к теме, что российский чемпионат — это один уровень, а Лига чемпионов, где выступают лучшие команды со всего мира — совершенно другой. После каждой жеребьевки звучат заявления: «Этот соперник слабый, а этот еще слабее! Пройдем!» А потом оказывается, что все наоборот. И самыми слабыми, к большому сожалению, оказываемся мы...
Россия — великая держава, и в спорте в том числе. Мы просто не имеем права так слабо выступать в европейских турнирах. Еще раз скажу то, о чем неустанно твержу уже много лет. В российском футболе необходимы кардинальные, системные изменения. Недостаточно поменять что-то одно. Я давно говорю о том, что должна радикально вырасти стоимость телевизионных прав — это важнейшее изменение, но само по себе, в отрыве от остального, даже оно не поможет. Менять надо все и в комплексе, потому что нынешняя система дает сбой вот уже больше десяти лет. Реформы должны коснуться всего: это и обновленные требования к игрокам и тренерскому составу, и запрос на манеру арбитража к судейскому корпусу, и подготовка резерва в детско-юношеских спортивных школах, и система проведения соревнований, и отмена лимита на легионеров, и рост стоимости телевизионных прав, и сокращение числа профессиональных команд, и изменение системы финансирования и структуры доходов клубов, и многое другое.
Не понимаю, почему это не происходит до сих пор. Нас, получается, все устраивает?! У нас все — герои внутреннего чемпионата...