«Если хочешь работать в НХЛ, ты не должен судить этот матч». Засудили ли советскую сборную в великом финале против Канады?
Кубок Канады-1987. Финал. Третий матч
Канада — СССР — 6:5 (2:4, 3:0, 1:1)
Голы: Макаров (Крутов), 0.26 — 0:1. Гусаров, 7.04 — 0:2. Фетисов (Макаров), 8.00 — 0:3. Токкет (бол., Гуле, Мерфи), 9.50 — 1:3. Пропп (Токкет, Б.Саттер), 15.23 — 2:3. Хомутов, 19.32 — 2:4. Мерфи (Гретцки, М.Лемье), 29.30 — 3:4. Б.Саттер (Хаверчук, Кроссман), 31.06 — 4:4. Хаверчук (Мерфи, Пропп), 35.32 — 5:4. Семак (Пряхин), 52.21 — 5:5. М.Лемье (Гретцки), 58.34 — 6:5.
Канада: Фюр. Кроссман — Бурк (4) , Коффи — Мерфи, Хартсбург — Рошфор, Патрик. М.Лемье (2) — Гретцки — Гуле, Хаверчук — Мессье — Андерсон, Гартнер — Б.Саттер (2) — Гилмор, Пропп, Токкет.
СССР: Мыльников. Касатонов — Фетисов, Кравчук (2) — Стельнов, Гусаров — Федотов. Макаров (2) — Ларионов (2) — Крутов, Хомутов — Быков (4) — Каменский, Ломакин — Семенов — Семак, Пряхин — Немчинов — Хмылев.
Штраф: 8 — 10.
Судья: Кохарски (Канада).
15 сентября 1987. Гамильтон. «Коппс Колизеум». 17 026 зрителей.
Про Кубок Канады 1987 года написано великое множество статей. Особенно про его выдающийся финал, который завершился с одинаковым, если не учитывать овертаймы, счетом — 5:6 ОТ, 6:5 2ОТ, 6:5 в пользу канадцев. Многие называют эти игры ярчайшим хоккеем в истории, и это определение во многом объективно — лучшие представители канадского и советского хоккея, не отсиживающиеся в обороне, а рвущиеся вперед при любом счете. Великая пятерка ЦСКА в самом соку против Лемье и Гретцки во времена их расцвета, голы, комбинации, уровень хоккея и невероятные по своему сценарию матчи.
Единственное, что оставило послевкусие у участников со стороны сборной СССР — судейство.
В перестроечные годы мнение о том, что советскую сборную засуживают идеологические враги было популярно, в 1987 году еще был свеж в памяти четвертьфинал ЧМ по футболу СССР — Бельгия, где судья Фредрикссон не без помощи испанского лайнсмена Санчеса засчитали спорные голы Шифо и Кулеманса. Предвзятое или ошибочное хоккейное судейство не так очевидно, как футбольное, сходу разобраться в этом могут лишь профессиональные рефери, а все остальные — только с помощью видеоповторов.
Отметим, что и спустя годы мнение лидеров сборной СССР о том противостоянии не поменялось. В недавнем интервью «СЭ» Вячеслав Фетисов заявил, что в финале КК-1987 «нам повредили судьи». Еще более конкретно высказался Игорь Ларионов.
— Однажды я услышал занимательную историю от Марка Хоу, сына Горди Хоу. В сезоне-1975/76 была печально знаменитая встреча клубной суперсерии между «Филадельфией Флайерз» и ЦСКА, когда с первой минуты «Летчики» начали бить армейцев — и Константин Локтев на какое-то время даже увел их со льда. Так вот, Хоу, позже много лет выступавший за «Филадельфию», не раз слышал от своих партнеров по «Флайерз», игравших в январе 76-го, как перед матчем к ним в раздевалку зашла делегация руководителей НХЛ во главе с Джоном Зиглером, который через год стал президентом лиги, и сказала: «Сегодня судьи оставляют свисток в раздевалке. Делайте что хотите».
Почему и начался беспредел. Все это Марк говорил лично мне. В результате наши «попали» — 1:4. Не знаю, было ли сказано то же самое Кохарски в 87-м. Но президентом лиги тогда был тот же Зиглер. И не стал бы исключать, что могла произойти аналогичная вещь. Хотя ни от кого пока подтверждений тому не слышал.
Пять лет назад, когда в НХЛ был локаут, народ скучал по хоккею, и эфир надо было чем-то заполнять, а в сентябре исполнялось 25 лет с того Кубка Канады. И по каналу TSN шесть часов подряд крутили финальные матчи. В студии находились главный тренер той сборной Канады Майк Кинэн, один из ее ведущих защитников Ларри Мерфи и я. По-моему, только из этой записи они поняли, какие явные удары и толчки клюшкой со стороны канадцев пропускали судьи, причем прекрасно все видя. Им даже стыдно стало, когда они четверть века спустя увидели, как судьи нас «душили».
Мы возьмем не все три игры, а лишь одну — решающую. Финальные игры обслуживали следующие бригады арбитров:
1-ю — канадец Дон Кохарски (главный), канадский лайнсмен Коллинз и советский арбитр Михаил Галиновский;
2-ю — американец Пол Стюарт, лайнсмены Лундстрем (Швеция) и Д'Амико (Канада);
3-ю — Кохарски (Канада), Д'Амико (Канада) и Галиновский (СССР).
На всякий случай напомним, что до середины-конца 2000-х годов матч обслуживали один главный и два линейных арбитра. В квалификации Кохарски сомневаться не приходится — он много лет входил в число лучших судей НХЛ, да и не доверила бы сама лига, которая являлась организатором турнира, судить матч абы кому.
Что раньше не свистели
Прежде чем мы препарируем матч на моменты, которые остались без внимания арбитра (намеренно или ошибочно — неизвестно), вспомним, как сильно изменились правила за 30 лет. Мы довольно часто пишем, что курс на новые трактовки правил взяла НХЛ в 2005, после чего его продолжили в ИИХФ. На конкретных моментах мы объясним, что такое «вилы», «пиджаки» и как сейчас трактуют задержку клюшкой. А также отметим одну важную вещь: как бы нам не хотелось разобраться, мы будем смотреть на эту игру через призму современных реалий судейства. В НХЛ 80-х вплоть до середины 90-х годов судья был богом игры и не занимался буквоедством правил, а оценивал эпизоды по ее духу. Да, такая оценка была субъективной, но и тогда вполне себе существовали асы судейства, которыми могли остаться довольны все соперники.
Сергей Немчинов слегка цепляет Марио Лемье — чистые две минуты сегодня. Лемье же просто отмахивается, игровой эпизод, никто на это не обращает внимание.
Канадский защитник Хартсбург накладывает клюшку между рук Стельнову, а потом просовывает ее между руками и туловищем («вилы»). То же самое с Сергеем Макаровым делают Гартнер и Патрик — все это было легальными приемами, чтобы остановить соперника.
Хартсбург наотмашь бьет Андрея Хомутова в совершенно необязательном для этого моменте. У советского форварда запрокидывается голова. В наше время игрока удалили бы до конца игры за атаку в голову. В 1987-м комментатор говорит, что «этот удар был сделан немного не по правилам». За него Хартсбургу дают всего две минуты.
«Пиджак» от Игоря Стельнова на молодом Рике Токкете. Две руки обхватывают туловище соперника, словно борта (или полочки) пиджака. Тогда это был легальный прием, сейчас — явная задержка руками.
Гартнер накладывает клюшку между рук Крутова, мешая Владимиру нанести прицельный бросок. Сейчас это две минуты. В похожем эпизоде могут даже назначить штрафной бросок, учитывая позицию игрока.
Эти моменты мы выделили, чтобы обозначить — на такие вещи раньше судьи не обращали внимания, а значит, что не будем обращать внимания и мы. Ну и хватит теории, переходим к самому интересному.
Ошибки в пользу сборной СССР
Чтобы рассуждать о предвзятости, нужны очень веские аргументы. Судейских ошибок в этом матче хватало в обе стороны. Разберем ошибки в пользу нашей сборной.
Макаров цепляет Бурка за майку, из-за чего Бурк падает и теряет шайбу, а Хомутов делает счет 4:2 в пользу советской сборной. И хотя игра изобиловала моментами у канадцев, именно этот эпизод вполне мог стать переломным, так как хозяева сократили отставание с 0:3 до 2:3, и этот гол мог сбить их порыв.
Очень интересный эпизод, который точно говорит не в пользу главного арбитра. Гусаров встречает Хаверчака колено в колено. Кохарски не видит. Дальше Гуле (предположительно, в кадре не видно) мстит Гусарову ударом клюшкой в лицо. Галиновский фиксирует игру высокоподнятой клюшкой, но решение вынести не может, так как главный не он. Фетисов предъявляет претензии Кохарски, на что тот жестами показывает: «Там (в моменте с Гусаровым и Хаверчаком) было 5 минут (то есть удаление до конца игры), здесь (атака Гуле Гусарова) — только две. Первый момент я не видел, второй тоже не дам. Современные супервайзеры матча по обе стороны океана за такую самодеятельность рефери явны бы не похвалили, так как судья действовал, фактически, «по понятиям», а не по факту нарушений, по крайней мере тех что он видел. Но хоккее 80-х такое случалось сплошь и рядом. Запишем этот эпизод в пользу сборной СССР, так как удаление Гусарова сильно бы сказалось на нашей обороне в оставшейся половине игры.
Тут Валерий Каменский явно зацепил Бурка, но подножку не зафиксировали. Правда, тут же дали фол Быкова на Лемье, которого явно не было, но об этом ниже.
Бурк встречает в средней зоне Хомутова, толком не попадает по нему, но Хомутов падает. Кохарски фиксирует игру высокоподнятой клюшкой под неодобрительный гул зрителей и бурную реакцию скамейки Канады. Камера выхватывает Алана Иглсона — исполнительного директора Ассоциации игроков НХЛ, одного из главных идеологов суперсерий Канады и СССР. Тот тоже недоволен. Комментатор посмеивается над ним: «Эл, арбитр, на которого ты орешь, — из НХЛ, ха-ха!», по-видимому, намекая, что Иглсон плохо провел с ним работу. Счет к тому моменту был 4:4.
Итог — одна результативная ошибка в пользу сборной СССР, которая явно могла повлиять на исход матча, очень слабый фол в начале третьего периода при счете 4:4 и пропущенный момент с удалением до конца игры.
Теперь посмотрим на все это с другой стороны.
Ошибки в пользу сборной Канады
Быков, безусловно, зацепил Лемье, был отложенный штраф, во время которого Лемье явно задержал клюшку Быкова, но Кохарски зафиксировал только первое нарушение.
В этом эпизоде нет никакой предвзятости, просто позиционная ошибка Кохарски. Шайба после паса Макарова от борта угодила в канадского судью, оказалась у Токкета, который в конце концов добил ее в сетку.
Cheapshot, как говорят канадцы, — дешевый, подлый удар Александра Семака в исполнении суперзвезды НХЛ Марка Мессье остался без внимания Кохарски.
Еще один подленький приемчик — 100-процентная умышленная подножка Майкла Гартнера на Сергее Макарове.
В момент борьбы за шайбу Быков не попал по ней, а затем случайно столкнулся с Лемье — нарушения нет и в помине. За секунду до этого эпизода Кохарски проморгал подножку Каменского.
Мессье явно цепляет Ларионова.
Еще один очень интересный момент: Пол Коффи цепляет Хомутова в двух метрах от Кохарски. Фол есть, но Хомутов немного приукрасил падение. Кохарски, по-видимому, посчитал это нырком.
Один из самых непонятных моментов: Токкет с разгона врезается в Гусарова, у которого в помине нет шайбы. Это блокировка. Кохарски все видит, но отворачивается.
Явная подножка Дуга Гилмора на Быкове.
И наконец решающий гол, вызвавший и продолжающий вызывать самые жаркие споры.
Во время выхода «3 в 1» у канадцев Хаверчак целенаправленно зацепил Быкова, который вполне себе успевал перекрыть Лемье. Конечно, к голу привело не только это. Хомутов при вбрасывании остался в глубине зоны. Каменский попытался выбить шайбу у Лемье в падении, не попал и остался лежать, а на него упал Быков. Кравчук решил атаковать соперника у борта в чужой зоне и припечатал бы кого угодно, но это был Супермарио, один из лучших форвардов в истории хоккея. Он ловко вывернулся и продолжил атаку. Как результат — выход «3 в 1». Оставшийся последним Стельнов почему-то неказисто упал, но не лег, чтобы перехватить шайбу, как делают в таком случае защитники, а укатился на коленях в сторону, после чего был легко отыгран одной передачей в исполнении Гретцки. Лемье без помех поражал цель. К нему мог успеть только Быков, который был остановлен с помощью явного фола.
Итог
Совершенно ясно, что третья игра финала Кубка Канады-1987 изобиловала судейскими ошибками.
Но не менее важен и другой эпизод. По нашей информации от людей, близких к организаторам Кубка Канады, произошел следующий эпизод.
Прекрасно отработавший второй матч американец Пол Стюарт (который одно время даже был супервайзером в КХЛ) должен был судить и третью игру. Но после второй игры к нему подошел друг его отца и передал информацию: «Если ты хочешь и дальше работать в НХЛ, ты не должен судить третий матч». Пол тогда был перспективным начинающим судьей и рисковать карьерой, понятное дело, не захотел. А потому отказался от работы на третьей игре, сославшись на болезнь.
Отдельного комментария заслуживает и финальный гол. Ясно, что фол Хаверчака на Быкове был 100-процентный. Однако вбрасывание было слева, а Кохарски находился справа и, скорее всего, просто не видел момент. Видел, что игрок советской сборной упал и, скорее всего, упал не без посторонней «помощи». Но если арбитр не видел момент, то додумывать его он не имеет права. Если бы Дон дал неверное удаление в решающем матче против своих, а русские бы забили в концовке матча — наверняка бы после этого попал в опалу и, образно говоря, пошел бы подметать улицы. Решение нужно было принимать в секунду, и он просто не стал свистеть то, чего не видел. Тем более, что счет еще был 5:5. Правда, тут же забила Канада.
Одна результативная ошибка была сделана в пользу сборной СССР, одна — в пользу канадцев в момент решающего гола. По штрафам: у СССР 5 удалений и 10 минут штрафа, одно зафиксировано ошибочно. У канадцев — 3 удаления и 6 минут штрафа, одно зафиксировано ошибочно.
По неправильно зафиксированным/пропущенным моментам 10 — 4 в пользу Канады. Не будем писать про предвзятость и заговор, так как не обладаем этими фактами. Сложно ожидать от организаторов турнира благосклонность судей, главный арбитр в котором представляет страну-хозяйку. Остальные выводы, исходя из увиденного, может каждый сделать сам.