8 апреля 2020, 11:30

Посещаемость ПФЛ. В Сибири на футбол ходит больше народу, чем на Юге

Дмитрий Гирин
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
«Спорт-Экспресс» при поддержке Cordiant запустил спецпроект, посвященный посещаемости российского и мирового футбола. Пока все турниры на паузе, самое время оценить, где зрители действительно пострадали из-за отмены соревнований, а где и без коронавируса на трибунах всегда было пусто. В нынешние непростые времена машина остается самым надежным и безопасным средством передвижения между городами России, а комфорт в путешествии обеспечат шины Cordiant. Мы верим, что эпидемиологическая ситуация в мире скоро наладится — тогда каждый снова сможет путешествовать на машине на футбол, по России и по Европе, и трибуны будут заполнены!

Наш новый материал посвящен посещаемости третьего по счету дивизиона российского футбола. Эта лига — соль футбола в любой стране, особенно если она, как Россия, высоко стоит в рейтинге УЕФА. Тут не ворочают миллионами, тут нет дорогих легионеров, тут нет гламура. Зато есть честность и простота — футбол на этом уровне похож на тот, каким мы запомнили и полюбили его в детстве. И именно в этом дивизионе по-прежнему жив столь любимый в Англии принцип «support your local team» — то есть «болей за свою местную команду». А как иначе, если многие клубы в ПФЛ представляют небольшие областные или даже районные центры? Впрочем, есть и команды и из городов-миллионников вроде Новосибирска. И это тоже прелесть второго дивизиона — тут есть место для каждого.

Однако во многих городах, где базируются команды, нет не только аэропортов, но и железнодорожных станций с поездами дальнего следования. Добраться до них можно только на автомобиле по бескрайним дорогам России. А безопасность и комфорт вашей поездке обеспечат шины Cordiant.

К ПФЛ есть довольно стабильный зрительский интерес. Так, средняя посещаемость матчей во всей ПФЛ в сезоне-2017/18 составила 959 зрителей. На следующий год показатель подрос до 999 зрителей. Вероятно, сказался эффект чемпионата мира — в том смысле, что турнир подогрел интерес к футболу даже там, где не было матчей, новых стадионов и даже тренировочных баз. В нынешнем сезоне показатель немного упал и в среднем на игры ходит 962 человека. Но в общем можно констатировать, что средняя посещаемость держится примерно на уровне тысячи человек. И это не так плохо, учитывая, что в лиге играют команды из местечек вроде Долгопрудного, Мурома или Красногорска.

Если же брать зоны, то в лидерах тут «Восток», как это кому-то и не покажется удивительным. Тот самый «Восток», где всего шесть клубов и который согласно проекту реформ ПФЛ хотят упразднить. Причем последние три года наблюдается стабильный прирост зрительского интереса: в сезоне-2017/18 средняя посещаемость была 1245 человек, в сезоне-2018/19 — 1378, а в нынешнем — уже 1645. Если нужно поддержать любимую команду, публику не пугают даже расстояния: например, расстояние между Омском и Иркутском, если ехать по трассе, 2457 километров. Но и этот путь можно преодолеть спокойно и уверенно с помощью безопасных шин Cordiant.

Обратная динамика, увы, наблюдается в зоне «Урал-Приволжье». Два года назад на матчи там ходило в среднем 1185 зрителей, год назад уже 985, а в этом сезоне только 845. В остальных трех группах тенденции такие же, как и по всей лиге: после скачка вверх в прошлом году в этом случился небольшой откат.

Больше всего огорчает «Запад» — в этом сезоне средняя посещаемость там всего 544 человека. Но тут все объяснимо. Именно на «Западе» больше всего команд из небольших городков — Долгопрудного, Мурома, Орехово-Зуево, Коломны, Великих Лук. Плюс вторые команды «Зенита» и «Локомотива», молодые и не имеющие своей аудитории «Олимп» и «Родина» из Химок и Москвы соответственно, а также «Звезда» из Санкт-Петербурга. Зато можно совместить приятное с приятным и, махнув из Москвы во Владимир и Муром, посмотреть не только аутентичный футбол, но и красивые города Золотого кольца. Расстояния не такие большие, всего 186 и 310 километров соответственно, а с шинами Cordiant поездка не доставит хлопот даже на самых трудных дорожных участках.

Команды с лучшей посещаемостью в ПФЛ. Фото "СЭ"
Команды с лучшей посещаемостью в ПФЛ. Фото «СЭ»
Команды с лучшей посещаемостью в ПФЛ. Фото "СЭ"
Команды с лучшей посещаемостью в ПФЛ. Фото «СЭ»

Если же брать команды с лучшей средней посещаемостью в ПФЛ в этом сезоне, то важную отметку в 1000 человек преодолели 19 из них. Показательно, что в это число вошли все шесть представителей «Востока» — группы с самым высоким зрительским интересом. Более того, в топ-6 рейтинга их сразу пять, а посещаемость «Динамо» из Барнаула, «Иртыша» и «Читы» и вовсе составляет почти две тысячи человек. Что еще раз доказывает — футбол в России любят и далеко за Уралом и местная публика хочет смотреть на свои команды и своих ребят.

Вообще же, как видно из таблицы, команды со средней посещаемостью выше 1000 человек есть во всех пяти зонах ПФЛ: шесть на «Востоке», пять на «Юге», четыре в «Урал-Приволжье» (и это несмотря на все описанные выше тенденции), три в «Центре» и один на «Западе».

Болельщики "Алании". Фото Александр Федоров, "СЭ"
Болельщики «Алании». Фото Александр Федоров, «СЭ»

Разумеется, особняком стоит «Алания». Чемпион России-1996 в этом сезоне возродился из небытия и снова выступает на профессиональном уровне. Так что всплеск зрительского интереса во Владикавказе вполне объясним, многие там еще очень хорошо помнят славные времена, когда в Осетию приезжали «Ливерпуль» и дортмундская «Боруссия». Пока «Алания» ведет борьбу с астраханским «Волгарем» за выход в ФНЛ, и, возможно, в следующем сезоне мы увидим ее в турнире рангом выше.

Что характерно, многие из топ-19 знавали лучшие времена. Брянское «Динамо», «Волгарь», «Сокол», липецкий «Металлург, «Черноморец», «КАМАЗ», «Тюмень» когда-то играли и в первом дивизионе, кто-то даже в элите, а тот же «Черноморец» даже в Кубке УЕФА. Наверное, это и называется футбольные города.

Интересная и удивительная коллизия сложилась в Махачкале. Сейчас в зоне «Юг» выступают аж три клуба из столицы Дагестана — «Легион-Динамо», «Махачкала» и «Анжи». И в лидерах по зрительскому интересу как раз первый из этого трио, причем не только в городе, но и входит в топ-19 всей ПФЛ. Почему так? Возможно, дело в имени — все же «Динамо» в разных инкарнациях существует еще с советских времен. Возможно, дело в стадионе — «Динамо» играет на старой одноименной арене в центре города, а не в Каспийске.

Болельщики "Анжи". Фото Александр Федоров, "СЭ"
Болельщики «Анжи». Фото Александр Федоров, «СЭ»

Но история и традиции — то еще не все, что показывает пример «Акрона», лидирующего в зоне «Урал-Приволжье». Команда, официально приписанная к Тольятти, но на деле представляющая соседний Жигулевск, выступает в ПФЛ первый сезон, комплектуясь в основном выпускниками академии имени Коноплева и местными ребятами. Стадион «Кристалл» в Жигулевске рассчитан на 1565 мест. Средняя посещаемость — 1056 зрителей. То есть арена стабильно заполняется на 2/3. И это здорово.

Равно как и история середняка группы «Запад» «Мурома». Там главные звезды в тренерском штабе: возглавляет команду экс-хавбек «Торпедо» Владимир Казаков, помогает ему экс-спартаковец Дмитрий Кудряшов. Особых достижений или амбиций нет. Но ходят на «Муром» здорово. 1383 зрителя — это 8-е место во всей ПФЛ. Что еще раз подчеркивает — в ПФЛ хотят ходить на своих и болеть за своих. Нужно это только уметь подать.

Кубок года по футболу

Olimpbet awards