«Мужики на трибунах специально смотрели, как я раздевалась перед прыжком». Восточный колорит ЧМ-2019
Так сложилось, что мне довелось побывать в Дохе в общей сложности раз пять. Вопреки откуда-то взявшемуся заблуждению, что легкая атлетика здесь в новинку, на самом деле, в Дохе уже более двадцати лет проходят этапы сначала «Золотой», потом «Бриллиантовой лиги», а в 2010-м был чемпионат мира в помещениях. Однажды мы разговорились с местной девушкой-волонтером. Она носила хиджаб, но при этом работала на соревнованиях и прекрасно владела английским.
— Не понимаю, почему вам, европейским девушкам, нас жаль, — сказала она.
— Хотя бы потому, что у вас нет права одеваться так, как вам нравится. Нет возможности свободно получить образование, сделать карьеру, быть независимыми...
— Не совсем так. Ситуация с образованием меняется, сейчас уже больше половины студентов в Катаре — женского пола. С карьерой тоже — я же здесь работаю, ты сама видишь. Я думаю, скорее мы должны вас жалеть. Катарских девушек обеспечивают сначала родители, а потом муж. Я могу работать, если сама захочу, но если не захочу — спокойно буду сидеть дома и заниматься детьми. Мне не нужно думать о том, как заработать на жизнь, не нужно носиться по делам с утра до ночи. Смотрю на тебя, как ты пашешь, и не понимаю: почему я должна вам завидовать? Потому что ты можешь надеть красивое платье на работу, а я нет? Так я его надену вечером дома, только для мужа. Это гораздо лучше.
Жены шейхов на стадион не ходят
Женщинам в Катаре живется не то чтобы несладко. Но, скажем так, совсем иначе, чем в Европе. Например, комитет по защите прав женщин в спорте, созданный при местном Олимпийском комитете, возглавляет жена очень влиятельного шейха по имени Моза бинт Нассер аль-Миснад. Правда, она только вторая жена, а по закону шейх может иметь до четырех.
Стадион Халифа, где проходит чемпионат мира, назван в честь бывшего эмира Катара, который впервые предоставил женщинам избирательное право. Правда, произошло это только в 1997 году — до тех пор женщины в Катаре в выборах не участвовали. По состоянию на сегодняшний день, в национальном законодательстве закреплена обязанность женщины «вести домашнее хозяйство». Правда, это не мешает при желании учиться и работать. Представительницы прекрасного пола сейчас уже есть и в парламенте, и в спортивном руководстве.
На трибунах чемпионата мира девушек полно, но практически все они либо приезжие, либо родом из Пакистана или Индии — таких в Катаре очень много. Местным ходить на стадион не запрещено — в отличие, скажем, от соседнего Ирана, где девушки на футбол прорывались путем международного скандала. Но для уроженок Катара поход на стадион — это за гранью допустимого. Сидеть бок о бок с мужчинами, громко проявлять эмоции, смотреть на полуобнаженные спортивные тела... Нет, это не про жен шейхов.
Зато мужчины в Катаре легкую атлетику полюбили. Одна российская прыгунья, выступавшая еще на «Золотой лиге», рассказывала: «Местные сели на трибуну прямо напротив и специально смотрели каждый раз, как я раздевалась перед прыжком. Сами прыжки их, по-моему, мало волновали. То ли дело процесс: разделась — прыгнула — снова оделась, и все сначала... Было не по себе».
На чемпионате мира местные шейхи тоже получают большое удовольствие. Столько мощных спортивных полуобнаженных тел они вряд ли когда-то видели вживую. Но справедливости ради, в местной традиции, что бы ни было, вести себя сдержанно. Никаких откровенных шуточек, приставаний, максимум — пожирание взглядом.
От шортов лучше воздержаться, но и надевать хиджаб никто не требует
Говорят, накануне чемпионата мира для женщин-болельщиков тут готовят памятку. Там подробная инструкция, чего надевать нельзя. Запрещено, в общем, все, что вы обычно носите в жару: сарафаны, открытые платья, шорты и топы.
Как же быть? Возможно, на чемпионате мира по футболу что-то будет иначе, но на легкой атлетике все совсем не строго. Лично я без проблем перемещаюсь по городу в любое время суток в той одежде, которая мне удобна. Надевать хиджаб и закрываться по щиколотки никто не требует. Думаю, даже если бы я разгуливала в купальнике и мини-юбке, было бы так же. На территории приличных отелей вообще действует «европейская зона»: там все, как дома, только нет алкоголя.
Но есть такая вещь, как уважение к принимающей стороне. Зачем раздражать лишний раз местное население, если воздержаться на улице от откровенных нарядов в течение пары недель не так уж сложно? В конце концов, катарцы же максимально уважают наши европейские порядки и ни в чем не ограничивают приезжих. Логично ответить им тем же.
The crowd went wild for the Women's 3000m Steeplechase Round 1 ?? #WorldAthleticsChamps pic.twitter.com/9XOqm7kuSo
— IAAFDoha2019 (@IAAFDoha2019) 27 сентября 2019 г.
Вряд ли, конечно, во время чемпионата мира тут местные девушки побегут тусоваться с приезжими фанатами, как было в Москве. Бума рождаемости спустя девять месяцев тоже сложно ожидать. Но спортивные турниры постепенно меняют Катар, и с этим не поспоришь. Даже на улицах десять лет назад было меньше девушек, чем сейчас. Кто знает, возможно, спустя еще несколько десятилетий все будет совсем иначе.
Чемпионат мира-2019 по легкой атлетике: расписание и результаты, новости и обзоры соревнований