18 ноября 2014, 19:50

Возможен ли бойкот ЧМ-2018?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Бывший председатель Футбольной ассоциации Англии Дэвид Бернтшейн призвал свою страну объединиться с УЕФА и возглавить бойкот ближайшего чемпионата мира, а также выйти из состава ФИФА. Сделал он это после публикации результатов расследования выборов стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022, которые вызвали серьезное недовольство на Туманном Альбионе. BBC Sport попытался разобраться в ситуации.

Действительно, почему бы ФА не пойти на крайние меры и не занять жесткую позицию по отношению к мировым футбольным властям? Вот только вряд ли это произойдет, и на то есть ряд причин.

Во-первых, ФА еще нужно до конца рассчитаться за стадион "Уэмбли" – на сегодняшний день организация должна еще 267 миллионов фунтов. И в такой ситуации просто непозволительно потерять доход, который идет от домашних отборочных игр мирового первенства. Не говоря уже о вероятных проблемах со спонсорами, ведь чемпионат мира – одно из самых легендарных и привлекательных спортивных мероприятий.

Кроме того, возможный выход из рядов ФИФА имеет и другие серьезные последствия. Англия лишится места в Международном совете футбольных ассоциаций (IFAB) – законодательном органе, который занимается регулированием правил игры. А сборные всех возрастов не смогут участвовать в международных соревнованиях под эгидой ФИФА.

Даже сам Берштейн полагает, что ФА едва ли осмелится делать такие решительные шаги в одиночку. Ей понадобится поддержка УЕФА. И обнадеживающие признаки на этом фронте вроде бы есть.

На прошлой неделе президент немецкой футбольной лиги Райнхард Раубалл пригрозил, что 54 страны-члена УЕФА могут выйти из состава ФИФА, если не будет опубликован полный отчет председателя следственной палаты комитета по этике ассоциации, американского адвоката Майкла Гарсии об итогах расследования выбора стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022. Европейская общественность разъярена действиями Зеппа Блаттера – в первую очередь тем, что он собирается баллотироваться на новый срок, хотя раньше обещал этого не делать. Да и история с возможным переносом ЧМ-2022 в Катаре за зиму еще не завершена. Так что, учитывая все это, можно предположить, что раскол в мировом футболе очень даже возможен.

В конце концов, у Европы есть Лига чемпионов и первенство континента – соревнования, в которых принимают участие практически все лучшие футболисты планеты и которые привлекают внимание болельщиков со всего мира. В 2018 году появится еще и Лига наций, которая призвана заменить товарищеские матчи.

Но смогут ли они заполнить пустоту, которая образуется в случае бойкота чемпионатов мира? Большой вопрос. Тем более что Россия, которой принимать следующий турнир, точно не поддержит эту инициативу. Что касается Испании и Португалии, то у этих стран не было вопросов по отчету о расследовании. А есть еще и президент УЕФА Мишель Платини, который отдал свой голос Катару.

Впрочем, УЕФА наверняка будет использовать текущий кризис ФИФА и постарается укрепить свое влияние. Особенно когда дело дойдет до президентских выборов и переговоров по расписанию ЧМ-2022.

И потом, если ФА вдруг согласится с Берштейном и начнет призывать футбольный мир к бойкоту ЧМ-2018 и ЧМ-2022, то ее могут обвинить в лицемерии. Ведь согласно отчету комитета по этике ФИФА, представленным его председателем Хансом-Йоахимом Эккертом, Гарсия обнаружил, что заявка Англии, на которую был потрачен 21 миллион фунтов, была выполнена с нарушением правил.

Были бы Берштейн и его преемник Грег Дайк так сильно возмущены, если бы их заявка выиграла? И было бы настолько пристальным внимание СМИ к стране-хозяйке ЧМ-2022, если бы победил не Катар, а Австралия или США? Почти со стопроцентной вероятностью – нет. Учитывая все это, может ли вообще ФА говорить о каких-то высоких моральных устоях?

С другой стороны, можно понять, почему Англия так гневно отреагировала на отчет ФИФА. Многое из написанного там попросту необъяснимо.

Почему, к примеру, английская заявка была подвержена критике, хотя она была более открытой и прозрачной, чем заявка "отказывающейся от сотрудничества" России, чьи компьютеры с потенциальными уликами были уничтожены?

Как можно ставить в упрек Англии оплату праздничного ужина для Карибского футбольного союза стоимостью в 35 тысяч долларов, когда Катар незадолго до голосования спонсировал конгресс Африканской конфедерации футбола на общую сумму в 1,8 миллиона долларов?

Почему с такой легкостью были удалены некоторые улики? Почему Блаттер похвалил заключения Эккерта, в то время как автор отчета Гарсия называет их ошибочными?

Конечно, будет интересно понаблюдать за дальнейшими действиями ФИФА, но вряд ли ее высшему руководству угрожает что-то серьезное. Благодаря "Программе финансовой помощи", по линии которой сотни миллионов фунтов переводятся на счета региональных конфедераций и национальных ассоциаций Блаттер знает, что мощная поддержка в Африке, Азии и Южной Америке ему обеспечена. Приходящие из США слухи, что ФБР хочет провести свое собственное расследование в отношении высокопоставленных чиновников ФИФА, наверняка волнуют его куда сильнее.

Также как и факт, что один из спонсоров организации – крупная авиакомпания – недавно разорвала свой спонсорский контракт. Этому же примеру может последовать один мировой электронный гигант. Постоянный отток богатых партнеров, которые приносят миллиарды фунтов, – вот что бьет по Блаттеру и причиняют ему серьезное беспокойство.

Три года назад, когда Бернштейн еще был председателем ФА, он одиноко просил другие страны поддержать призыв отложить выборы президента ФИФА, ссылаясь на коррупционный скандал и отстранение от футбольной деятельности членов комитета ФИФА Мохамеда бин Хаммама и Джека Уорнера.

Тот бунт провалился и оставил Футбольную ассоциацию Англии в большей изоляции от мира, чем когда либо. Сейчас Бернштейн вновь может быть достоин похвалы за свои принципы. Но почти наверняка его призыв ждет та же судьба.

Перевел Михаил ГОНЧАРОВ

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости