Бомбардир из старых добрых времен
Мирослав Клозе уже во вторник может побить рекорд Герда Мюллера по числу мячей за бундестим.
Герд Мюллер был человеком-парадоксом. Редко кто в начале его карьеры удерживался от улыбки, глядя на внешность немца. Голова чуть ли не больше туловища, ноги коротковаты, да и двигается как-то неуклюже – это что, грозный бомбардир? Даже Высоцкий не удержался и написал песню "Жертва телевидения", где были такие строчки: "Вот тебе матч СССР – ФРГ. С Мюллером я на короткой ноге…" Но с началом игры с лиц скептиков сходила кривая ухмылка. Мюллер обладал невероятной скоростью и мог забить любой частью тела, он был просто неподражаем. Мяч в сетке – Герд прыгает вверх. Ритуал закончен, матч продолжается.
Спустя три десятилетия в Германии появился футболист, чья внешность тоже не выдавала задатков бомбардира. Высокий, худощавый, скромный человек, который, казалось, только-только избавился от прыщей на лице. Этого форварда звали Мирослав Клозе, и он был прирожденным убийцей соперника. И разве имело какое-то значение, что все поначалу ошибочно видели в нем ребенка?
МИСТЕР ГОЛ
Мюллер забил за бундестим 68 мячей в 65 матчах. Клозе провел за сборную 125 встреч, и до рекорда Мюллера ему не хватает трех голов. Может статься, что историческое событие произойдет во вторничном поединке немцев со шведами.
Недоброжелатели Клозе могут говорить что угодно. Что Мюллер рано закончил карьеру в национальной команде – в возрасте 28 лет (никто не мешал ему доиграть хотя бы до тридцати). Что Клозе пользуется безграничным доверием тренера сборной Йоахима Лева, и только потому новый рекорд все еще возможен. Или, в конце концов, придерживаться точки зрения президента "Баварии" Ули Хенесса. Тот на днях заявил, что 80 процентов своих мячей Клозе забил сборным Лихтенштейна и прочим футбольным карликам, в то время как Мюллер играл с куда менее проходными соперниками.
Немецкий таблоид Bild подготовил статистику по горячим следам – оказалось, что на счету Клозе всего 8 мячей, забитых в ворота признанных футбольных держав, в то время как аналогичный показатель Мюллера составляет 19 мячей. Напротив, Клозе огорчал маленькие сборные 20 раз, а Мюллер – всего лишь 11.
Лев немедленно защитил своего подопечного, назвав того "уникальным для своего возраста игроком", а сам Клозе уже давно предпочитает говорить на поле. Может, поэтому он уже вошел в историю – с 14 мячами делит с Мюллером второе место в списке лучших бомбардиров чемпионата мира, уступая Роналдо всего гол. Но ему предсказуемо хочется всего и сразу – опередить старину Герда на всех фронтах и доиграть до 2014 года. Там Клозе готов играть эпизодические роли – лишь бы была возможность забить на мундиале 15-й, а то, чем черт не шутит, и 16-й гол.
МИСТЕР ВОЗДУХ
Карл Хайнц Румменигге как-то назвал его "футболистом без явных недостатков", а русская балерина Майя Плисецкая, долгое время жившая в Мюнхене и посещавшая матчи "Баварии", призналась, что Клозе отвечает всем ее вкусовым запросам. Виртуозно обращается с мячом, принимает на поле нестандартные решения, ну и самое главное – огромный прыжок. Когда не самый низкий форвард (182 см) взмывает в воздух, остановить его непросто.
Первым крупным турниром в составе сборной стал для Миро мундиаль 2002 года. Тот самый, где южные корейцы, натасканные Хиддинком, попали в четверку лучших, а россияне проиграли решающий матч бельгийцам уже на групповом этапе. Клозе отличился на турнире пять раз – и все мячи были забиты в первых трех встречах. Сборная Саудовской Аравии получила в свои ворота три "привета", Ирландии и Камеруна – по одному. Тогда-то за Клозе и закрепилась слава воздушного палача – все голы он провел "со второго этажа". В случае с Клозе этаж был третий, а то и вовсе четвертый. Он забивал мячи и крутил победное сальто, как профессиональный циркач или акробат, решивший доказать всем, что с его габаритами тоже можно выступать.
Следующие крупные турниры Клозе неизменно начинал в основе – так продолжалось до чемпионата Европы этого года. Миро залечивал травму, а Марио Гомес провел очень сильный сезон, и наставник бундестим Йоахим Лев три матча кряду оставлял Клозе в запасе. Но четвертьфинальный матч с греками он неожиданно начал в стартовом составе и оправдал доверие тренера, забив на 68-й минуте. Стоит ли говорить, что мяч был занесен в сетку головой?
Увидев мяч в воротах, Клозе тогда всего лишь поцеловал кольцо на пальце и прыгнул, выкинув правую руку вверх. Словно бы перенесся в прошлое, где не было фирменного сальто и необычных празднований голов. Он словно был Гердом Мюллером - но из нового поколения.
МИСТЕР ЧЕСТНОСТЬ
В современном футболе как никогда часты симуляции и провокации. На ум сразу приходят Янг и Бэйл, которые падают в штрафной как нестойкие картонные солдатики. Или Пепе, норовящий все время ударить форварда исподтишка и вывести его из себя. Бускетс, наконец - дайте же кто-нибудь ему "Оскар"! Футболисты, которые своей игрой подают пример мужества и честной спортивной борьбы, нынче в большом почете. Они как счастливое исключение из правил, как исчезающий вид редких животных. Они похожи на Мирослава Клозе.
Мы не лепим из форварда ангела, были в его карьере и удаления, были и приступы ярости. Но Клозе всегда был против несправедливости и всегда мог признать ошибочное решение судьи – даже в ущерб своей команде. Как, например, в конце сентября, когда "Лацио" играл в Неаполе, и в одном из моментов мяч после удара форварда пересек линию хозяйских ворот. Клозе сыграл рукой – это видели все, кроме арбитра, указавшего на центр. У Мирослава хватило духу признаться, что мяч был забит не по правилам, – и вовсе не потому, что немца обступили разъяренные неаполитанцы.
Такое джентльменство на поле Клозе проявлял и в Германии. И играя за "Кайзерслаутерн", и выступая за "Вердер", нападающий дважды просил судей отменить назначенные пенальти. Клозе признавался, что симулировал, и продолжал играть честно. Он никогда не бросал клубы в трудную минуту и не переезжал в другие команды только потому, что там больше платят. Может, поэтому его до сих пор обожают в Кайзерслаутерне, аплодируют в Бремене и Мюнхене и любят в Риме. Клозе - человек из старых добрых времен, потому крайне символично, что он так близко подобрался к рекорду Мюллера.
Ведь он еще и человек самого светлого будущего.
Денис РАМЗАЕВ