29 января 2011, 04:00

Обойтись без желтой карточки

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

КЛУБ-2018

Уже почти неделю Россия живет в официальном статусе государства - организатора ЧМ-2018. В минувшее воскресенье президент ФИФА Йозеф Блаттер и отечественные спортивные руководители подписали в Санкт-Петербурге соответствующую декларацию. Процедура формальная, но мобилизующая - будто призыв: "За работу, товарищи!"

Александр ПРОСВЕТОВ

А У НАС ЕСТЬ МЕТРО

Времени до 2018 года вроде бы много, но всегда лучше двигаться вперед планомерно и ритмично, а не печально знакомым нам методом штурмовщины. Чтобы повода усомниться в правильности выбора исполкома ФИФА не возникло ни у кого. Тем более что проигравшие борьбу за чемпионат наверняка будут выискивать у России недостатки и смаковать наши недочеты.

Когда в ЮАР выбились из графика строительства стадионов, пошли разговоры о том, что турнир у нее могут забрать и передать другим. Однако Блаттер, постоянный адвокат южноафриканцев, выступил в роли главного арбитра, не замечающего взмахи флажками на линии. Украине же год назад президент УЕФА Мишель Платини и вовсе предъявил "желтую карточку". Что для страны, сами понимаете, крайне неприятно. Ведь крупный футбольный турнир получают, помимо всего прочего, чтобы поднять престиж, привлечь инвесторов и туристов. Впоследствии успех самого состязания все затмевает, но где-то на задворках памяти остается осадок: если бы их не припугнули, не подстегнули…

В ЮАР, к слову, сделали далеко не все, что провозглашали. Так, ветку скоростной (160 километров в час) электрички дотянули к ЧМ-2010 из аэропорта "Оливер Тамбо" лишь до делового центра Йоханнесбурга. До Претории поезд не доехал: проект, который предусматривал строительство ветки протяженностью в 80 километров, выполнен был не более чем на треть. Из-за сопротивления мафии, контролирующей маршрутки, лишь накануне старта чемпионата в Йоханнесбурге начал, наконец, действовать муниципальный транспорт. Автобусные маршруты соединили гигантский черный район Соуэто и некоторые другие окраины с центром, а также двумя стадионами, на которых проходили матчи первенства. Но пробки по дороге на "Соккер Сити" (да и на стадион в Дурбане) возникали чудовищные, парковаться было негде, и жители прилегающих улиц сдавали "свою территорию" под автомобили за деньги.

Отсюда урок: необходимо создавать при стадионах огромные стоянки и максимально облегчать доступ на них. Во время отдельных матчей в Лужниках люди от безысходности, бывало, оставляли машины где попало, даже на Третьем кольце и на метромосте. Впрочем, по сравнению с Йоханнесбургом у Москвы и Петербурга (а речь в данном случае прежде всего о мегаполисах) есть одно существенное преимущество - метро. Вот только над тем, как избежать поэтапной эвакуации болельщиков с трибун, милиции (простите, полиции) вместе с организаторами придется изрядно поломать голову. Как-то не укладывается в голове, что зрителей из Англии или Голландии заставят сидеть в секторах после финального свистка.

Вот, к примеру, на "Стад де Франс" народ, приехавший на общественном транспорте, двигается после матча в трех разных направлениях: на станцию метро и две платформы пригородных поездов, маршруты которых в границах Парижа вплетены в систему метрополитена. Никаких лошадей для устрашающего сжатия толпы в ручеек, "омоновцы" приветливы - они приучены жестко реагировать на действительно взрывоопасные ситуации, а не на шутки и мелкие шалости не совсем трезвых людей. После матча открытия ЧМ-98 Бразилия - Шотландия британцы, помню, задирали по дороге в метро свои юбки-килты, под которыми не было совсем ничего. Французские стражи порядка - ноль внимания, даже улыбались.

ПОЕЗДА ПОЕЗДАМИ...

Если городской транспорт у нас развит все-таки несравнимо лучше, чем в Южной Африке, то в вопросе междугородного сообщения Россия кое в чем - например, в качестве шоссейных дорог - от нее явно отстает. Самолеты между основными городами там летали минимум каждый час. При этом территория ЮАР, 24-го по площади государства мира, составляет 1,22 миллиона квадратных километров, а европейской части России, где и пройдет ЧМ-2018, - 3,96 миллиона, то есть в три с лишним раза больше. Выход - наладить современное железнодорожное сообщение, которое так выручало во время чемпионатов мира во Франции, Японии, Германии.

Обнадеживает, что указание наладить скоростное сообщение между городами, которым предстоит принять чемпионат, главой правительства Владимиром Путиным уже дано. Впрочем, даже в этом случае путь от Москвы до Сочи (около 1800 км) или до Екатеринбурга (1900 км) будет весьма продолжительным, так что без совершенствования воздушного сообщения и введения дополнительных рейсов не обойтись. Иначе как переместить к месту игры несколько тысяч болельщиков двух команд, включая не имеющих билетов на матч, уповающих на спекулянтов или желающих просто рядом со стадионом посмотреть игру на большом экране? В Португалии в 2004 году между Лиссабоном и Порту изредка курсировали скоростные поезда, но ночное возвращение в столицу в некомфортной электричке в компании с изрядно подвыпившими фанатами, не позволявшими ни спать, ни работать, до сих пор вспоминаю с содроганием.

В связи с нашими расстояниями встает и вопрос о структуре проведения турнира. Есть ли смысл гонять команды и толпы сопровождающих их фанатов по невообразимым маршрутам типа Сочи - Екатеринбург - Калининград? А в ЮАР именно так и было. К примеру, сборная Англии базировалась в Рустенбурге, от которого полтора часа езды до Йоханнесбурга, но перелеты ей пришлось совершать в Кейптаун и Порт-Элизабет, расположенные в 1300 и 1000 километрах соответственно.

Пусть сборные играют в разных городах, но в пределах одного региона. Если это, конечно, позволит ФИФА. Понятно, что всюду хотели бы видеть ведущие команды и прежде всего ту, что представляет хозяев, но на все города ее так или иначе не хватит. Не сочтите за столичный шовинизм, но путешествия из Петербурга в Москву или в обратном направлении для сборной России было бы вполне достаточно. В конце концов, дальние перелеты футболистов элементарно утомляют.

ФРАНЦУЗЫ ЗАВИДУЮТ НЕМЦАМ

На самом деле мы еще не знаем окончательного списка городов, которым суждено принимать ЧМ-2018. В заявке их 13, а стадионов 16 (Москва и область рассматриваются как единое целое). Это больше нормы. Южная Африка обошлась минимумом - 10 аренами в девяти городах. Во Франции в 1998 году было, по сути, то же самое: Сен-Дени примыкает к Парижу, как Химки к российской столице.

Изначально ЮАР заявила 13 стадионов, но три из них - в Кимберли, Оркни и второй стадион в Претории были отвергнуты. В Германии перед ЧМ-2006 тоже произвели отсев. Из 16 городов осталось 12: отпали Бремен, Менхенгладбах, Дюссельдорф и Леверкузен. Корея и Япония четырьмя годами ранее выставили по 10 стадионов каждая, но это только подтверждает условность их сотрудничества. Фактически две страны проводили раздельные турниры. Бразилия-2014 заявила 12 городов и стадионов.

Словом, вполне возможно, что какие-то города, вопреки их надеждам, ЧМ-2018 так и не увидят. Да и стадион в Московской области при ее финансовых проблемах и неспособности сохранить свои клубы в премьер-лиге, а также скепсисе ФИФА по поводу чрезмерной концентрации турнира в одном регионе представляется сомнительным проектом. Надо же еще задуматься о том, что делать с ним после 2018 года. Очевидно, окончательный выбор городов будет зависеть от хода строительства как стадионов, так и прочей инфраструктуры.

Кстати, в том, что у нас нужно создавать с нуля все спортивные сооружения ЧМ-2018, кроме Лужников, которые, в свою очередь, требуют серьезной реконструкции, есть существенный плюс на будущее. В Германии специально к ЧМ-2006 построили 10 из 12 задействованных стадионов, чему соседняя Франция до сих пор сильно завидует. В ней восемью годами ранее 420 миллионов евро из выделенных правительством 600 миллионов "съела" главная арена - "Стад де Франс", которая впоследствии так и не обзавелась футбольным клубом-арендатором. Там играют сборные по футболу и регби да проводятся концерты и масштабные театрализованные представления.

Остальные стадионы к 1998 году лишь подретушировали, и в большинстве своем они морально устарели. Их средний возраст - 65 лет, средняя вместимость - 27 600 зрителей. VIP-места, в которых сейчас везде видят резерв для извлечения прибыли, составляют лишь 4 процента. Поэтому Франции и было так важно "вырвать" у Турции Euro-2016.

В Бельгии в 2000 году стадионы выглядели просто слабенько. Не случайно возвести на месте брюссельского "Короля Бодуэна" новую арену было решено вне зависимости от решения ФИФА о месте проведения ЧМ-2018.

Стадионные революции пошли по большому счету начиная с азиатского ЧМ-2002. При этом страны, принимавшие европейские чемпионаты, изменениями, безусловно, затронуты куда меньше. На этих турнирах и стадионов не так много задействовано, и требования к их вместимости мягче.

БОЛЬШЕ "ТРЕШЕК"!

Зато именно во время различных Euro острее стоял вопрос с расселением, что, видимо, связано с размерами стран и городов. Цюрих и Базель - все-таки не Париж или Токио с соседней Йокогамой. Другое дело, что из Женевы, например, можно за 40 минут доехать на поезде до Лозанны, где цены на гостиницы в дни Euro-2008 кусались меньше. Это то же самое, что добираться иной раз из одного района Москвы до другого. Гости селились и в маленьких городках, и в соседней Германии, где опять-таки цены были ниже, чем в Швейцарии и Австрии.

В Западной Европе расстояния вообще не те, что в России. Болельщики могут добираться из своей страны поездом или автотранспортом непосредственно на матч и сразу же после него возвращаться домой, даже не оставаясь на ночлег. Помню, после полуфинального матча Euro-2000 Франция - Португалия я рулил ночью из Брюсселя в Париж в сплошном потоке и на заправочной станции простоял в очереди добрых полчаса.

В ЮАР вопрос о гостиницах до чемпионата мира вызывал немалое беспокойство. Писали и говорили о том, что туристам, мол, придется селиться даже в соседних странах, а учитывая расстояния, это сулило кошмар. В итоге же владельцы отелей испытали сильное разочарование. Но произошло это потому, что гостей приехало не 400 - 450 тысяч, как предполагали организаторы, а раза в два меньше.

Вместе с тем нельзя не заметить, что в ЮАР развита сеть так называемых гостевых домов - семейных отельчиков, в которых обходятся без пафоса, но подкупают уютом и душевной обстановкой. Это именно то, чего страшно не хватает в России. В Москве из-за высокой стоимости земли и недвижимости, особенно в центре города, а также желания побыстрее "отбить" вложенные средства хозяева стремятся к высокой звездности отелей, переделывают относительно скромные гостиницы в шикарные. Сравнительно доступная "Россия" снесена, "Москва" преобразована в люкс-отель. Хронически недостает "трешек", а те, что есть, располагаются в основном на далеких окраинах. В Петербурге в последнее время количество гостиниц возросло - все-таки это главное направление в России для иностранных туристов, - но и цены после празднования 300-летия города заметно увеличились.

Болельщики между тем в своем большинстве народ непритязательный и не слишком зажиточный. Для них номерок на Тверской - безумие. А что мы им предложим в провинции? Студенческие общежития, оснащенные раскладушками школьные классы? Можно еще казармы. Для последователей хиппи, готовых жить и в палатках, сойдет. Многие наверняка постараются спланировать пребывание так, чтобы ночевать в поездах. Но, безусловно, дешевые гостиницы - слабое место, за устранение которого надо браться как можно скорее. И для нашего народа польза будет. Или мы надеемся на гостеприимство тех, кто станет сдавать гостям комнаты в частных квартирах?

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости