Йозеф Блаттер: "Почему бы России не замахнуться на выигрыш ЧМ-2014?"
За этот уик-энд в Санкт-Петербурге корреспондент "СЭ" имел несколько возможностей послушать президента ФИФА. И услышал немало любопытного.
Дмитрий СИМОНОВ
из Санкт-Петербурга
Главное фото декабря, а может, и всего минувшего года. Ярко-синий фон, золотое солнце в виде Кубка мира где-то слева, чуть удивленно вздернутые брови, старческие руки, мягко держащие конверт с сургучом и бумажку с надписью RUSSIA. Таким мы его навсегда и запомним.
Загадочность Блаттера и его успешной карьеры в том, что ни во внешности его, ни в поведении никакой загадки нет. В меру закрытый, в меру общительный. В меру банальный, в меру остроумный. Консерватор и реформатор - в одном флаконе. Даже называют его через раз не Йозеф - Зепп. Уменьшительно-ласкательно. Да только попробуй сдвинь этого старину Зеппа. Многие пытались - сейчас вот обиженные англичане пыжатся. Бесполезно. Титан. И свою линию гнет, гнет, гнет. ФИФА открывает новые горизонты, новые территории, новый мир - и Россия на его карте смотрится как влитая.
ДВЕ СОБАКИ И НИ ОДНОГО ОХРАННИКА
- В 2002-м мы впервые провели турнир в двух странах - Японии и Корее, - вспоминает Блаттер. - Потом организовали первенство планеты в ЮАР, где, как все думали, есть место только для регби. Теперь Бразилия - государство из порядком позабытой в плане крупных соревнований Латинской Америки. И черед России пришел - огромной страны, которая по размеру могла бы быть отдельной континентальной федерацией.
Про нас - вообще очень много громких слов.
- Вам, - твердит Блаттер, - представилась великая возможность. Так держитесь за нее, берегите, храните! Вы проводите турнир по игре, в которую так или иначе вовлечена одна шестая часть населения Земли. А когда столько людей за футбол, он становится неприкосновенным.
На конференции "Футбол как дело" Блаттер - почетный гость. Посидел часок, выступил пару раз, послушал несколько чужих выступлений - и повезли на встречу с Путиным. Тот, говорят, швейцарцу экскурсию по Питеру провел. Чтобы не путал с другими городами.
- Рад находиться здесь, в Москве! - завершил Блаттер свою речь на конференции, и по лицам жителей Северной столицы пробежала тень. Но вообще-то с памятью у президента ФИФА все очень даже в порядке.
- В 1974 году, при моем предшественнике Жоау Авеланже, в ФИФА было 11 сотрудников, один генеральный секретарь и две собаки, - вспомнил он. - Даже охранников не было - их роль собаки выполняли. А теперь в нашей организации состоит 208 федераций, объединенных в континентальные ассоциации. Мы прошли большой путь. И Россия пройдет. Ведь вы встали на дорогу футбола!
И непрозрачно намекнул, памятуя, что для ФИФА чемпионат мира - в том числе и возможность хорошо заработать:
- Но сначала дорогу эту надо нанести на карту и вложить в ее строительство деньги.
В ДЕНЬГАХ НЕТ ФИЛОСОФИИ
В финансах Блаттер толк уж точно знает.
- По обороту средств международный футбол - бизнес номер один в мире, понимаете? - говорит он не без гордости. - Это огромная сила в экономическом смысле. И в социальном тоже. Футбол - больше, чем игра, и больше, чем бизнес. Он дает страсть и дарит надежду. Это - жизнь.
Но в жизни всегда есть больные вопросы. Для Блаттера это тяжелые взаимоотношения между сборными и клубами. Почти борьба, порой - абсолютное отсутствие понимания.
- Нужен баланс в отношениях, только найти его нелегко, когда на кону деньги, - вздыхает президент. - Когда речь о них, всегда крайне трудно договориться... В деньгах нет философии, нет духа. Мы же делаем все, чтобы сохранить национальные сборные и их дух, потому что их любят болельщики, и каждый чемпионат мира - праздник. Но профессиональный футбол живет по законам рынка, и тут ничего не попишешь.
- Мы пытались в свое время обязать европейские клубы выпускать на поле не менее шести игроков, которые вправе выступать за сборную их страны, - продолжает Блаттер. - Но воспротивился ЕС - получалось нарушение прав работников. Беда ли засилье легионеров? Судите сами. У чемпионов мира испанцев в финале в основе вышли исключительно игроки их лиги, только на замену - двое "англичан", а у бронзовых призеров немцев в бундеслиге выступали все 23 футболиста из заявки. Англия - обратный пример. В ее клубах на ведущих ролях легионеры. И вот результат.
ФИФА - ЗА ДРУЖБУ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
Блаттер не только жалуется, но и удивляет. Ухитрился смутить даже Фурсенко - перфекциониста, мечтателя, мистера Большая Цель:
- Вы правильно сделали, что поставили задачу выиграть ЧМ-2018. Чтобы ее решить, нужны профессионалы и качественная работа везде - в руководстве лиг, в клубах, федерации. Россия на верном пути. Так почему бы вам не замахнуться на успех уже на ЧМ-2014?
Повернулся к Фурсенко - а глаза хитрые-хитрые. Шутит, что ли? А может...
На церемонии подписания декларации с российской стороной Блаттер говорил уже без шуточек, по протоколу:
- Это великий момент для ФИФА и для России! Мы собрались, чтобы официально завизировать решение, которое исполком ФИФА принял 2 декабря - доверить Российскому футбольному союзу право провести чемпионат мира 2018 года. Ваша национальная федерация - член ФИФА, поэтому именно РФС несет ответственность за организацию турнира. Хочу еще раз поздравить Россию, ее футбол, правительство, федерацию и весь ваш народ с тем, что вы получили такую возможность и в то же время взяли на себя такую ответственность. Уверен, нас ждет прекрасное сотрудничество с Россией и ее оргкомитетом!
Тут же поднесли три копии декларации: одну - Блаттеру, другую - Мутко, третью - Фурсенко. Росчерк - и президент РФС едва уловимым копперфильдовским движением прячет вошедшую в историю ручку в карман. Есть сувенир! Блаттер свою кладет на стол. Сколько он таких деклараций уже подписывал...
И сразу, словно ком грязи в корыто с елеем, - острый вопрос из зала. В исполкоме РФС, который определяет курс российского футбола, огромное количество крупных политических фигур и людей бизнеса. А ФИФА против вмешательства политики в футбол. Ее главу это не смущает?
- Мы против, если политики действуют вразрез с мнением футбольной семьи и с курсом, которым следует федерация, - смягчает ситуацию Блаттер. - Если же речь идет о мирном, позитивном сотрудничестве, то оно идет только на пользу! Особенно когда речь о чемпионате мира, где необходимы надежные правительственные гарантии. Так что повода переживать у меня в данном случае нет.
Что тут скажешь - ловко вылавировал. Мастер.
ФУТБОЛ НЕЗЫБЛЕМ. ТЕМ И ХОРОШ
Если задаешь главный вопрос жизни, надо непременно спрашивать о чем-нибудь вселенского масштаба. Так, видимо, рассуждали те, кто на пресс-конференции узнавал у Блаттера про великие проблемы мирового футбола. В частности, про возможный приход современных технологий.
О глобальном спрашивали - глобально и отвечал. И всякий раз повторял: "Спасибо за вопрос!" Не поймешь, то ли из вежливости, то ли правда нравилось. Но говорил бурно, порой с надрывом, жестикулировал, взмахивал руками. Сразу видно - дирижер мирового футбола.
- Ситуацию с введением системы, способной фиксировать взятие ворот, мы обсудим в первых числах марта в Кардиффе. Дважды серьезные дискуссии на эту тему уже состоялись, и в обоих случаях идею отклоняли. Может быть, на ЧМ-2014 такие технологии появятся. Но... Спросите болельщиков, будут ли они рады постоянным остановкам игры. В теннисе и американском футболе, где есть повторы, матч прерывают. В футболе - никогда. Вот поединок Англия - Германия. Мяч пересек линию, вратарь его выбил, и судья что - останавливает игру? Его болельщики поймут? Какой будет их реакция? Футбол, понимаете, незыблем. Тем и хорош. Правила всегда одинаковы, в последний раз какие-то серьезные изменения в них вносили еще после ЧМ-1990. Есть мяч, есть команды по 11 человек, есть двое ворот и один главный судья. Хотя вопрос с количеством арбитров постоянно обсуждается: возможно, их скоро постоянно будет шесть.
Нашлись и те, кто спрашивал о своем, о родном. Журналист из Азербайджана поинтересовался, есть ли у таких небольших стран, как его родина, шанс когда-нибудь пригласить к себе гостей на чемпионат мира.
- ФИФА предвидела ваш вопрос, отдав ЧМ-2022 Катару, который даже меньше Азербайджана! - рассмеялся в ответ глава ФИФА. - К сожалению, все первенства планеты на ближайшие годы распределены. Вам придется немножко подождать. Спасибо за вопрос!
А мы вот, в России, уже дождались. Спасибо за это вам, герр Блаттер! Вы, говорят, за нас голосовали.