"Динамо" равняется на Америку
Московский регион делегировал в российскую заявочную книгу четыре стадиона. Один из них - реконструированная арена "Динамо", прекратившая принимать матчи в 2008 году. О ней рассказывает корреспондент "СЭ Интернет" в рамках серии материалов о стадионах ЧМ-2018.
ЧТО ЕСТЬ?
Когда-то один из самых старых стадионов столицы, открытый в 1928 году, уже подвергался реконструкции. За пару лет до московской Олимпиады-1980 на "Динамо" обновили трибуны и подтрибунные помещения, поставили новые яркие прожекторы, ввели в эксплуатацию несколько новых манежей, бассейнов, катков… Однако года три-четыре назад руководство футбольного "Динамо" заговорило о необходимости реконструкции. Поэтому в год 80-летия стадиона, когда бело-голубые завершили свой сезон, арена была закрыта. Казалось бы, тут же и начать реконструкцию, но встала одна серьезная проблема – строительные работы надо провести как бы внутри стадиона, при этом не тронув стены и трибуны, которые являются объектами культурного наследия.
С мертвой точки дело начало сдвигаться весной 2009 года, когда спонсор футбольной команды, к тому моменту перебравшейся на "Арену-Химки", банк ВТБ выкупил контрольный пакет акций клуба, а также управляющей компании "Динамо" – главного застройщика территории Петровского парка, также реализующего проект по реконструкции арены. Именно благодаря приобретению банком управляющей компании динамовский стадион наконец получил более-менее определенные сроки хода реконструкции. Они таковы: разбор старого стадиона уже начался, в следующем году стартуют работы по созданию необходимых для быстрого и плавного строительства условий, так что в 2012-м реконструкция вступит в свою окончательную фазу. В итоге же в "Динамо" надеются получить готовый стадион к 2016 году, то есть за два года до чемпионата мира. Правда, после окончания работ по реконструкции арены бело-голубым предстоит как следует организовать расположение гостиниц, торговых площадей, офисов и апартаментов в Петровском парке, так что к мировому форуму он должен подойти спортивной площадкой мирового уровня.
Другое дело, что не от одного ВТБ и динамовского клуба зависит, насколько успешным проектом будет "Арена ВТБ центральный стадион "Динамо" – таково его полное название. Как и для любой другой московской арены, для этой тоже весьма актуальна проблема пробок. Ленинградский проспект всегда был улицей достаточно забитой автомобилями, а ведь именно по нему наверняка будет осуществляться подъезд к стадиону, так что развязки необходимы. Как нужно "Динамо" и правильно организовать торговлю у одноименной станции метро. Сейчас там множество киосков и магазинчиков, то есть фактически частных предпринимателей, тогда как ВТБ необходимо сделать весь район коммерчески выгодным. Поэтому в планах банка – собрать все близлежащие магазины в одну большую торговую площадку.
ЧТО БУДЕТ?
В том, что новый стадион "Динамо" не окажется в числе "отцепленных", в банке не сомневаются. Во всяком случае в этом уверен старший вице-президент ОАО "Банк ВТБ" Андрей Перегудов, также возглавляющий совет директоров уже упоминавшейся управляющей компании "Динамо".
"Стадион "Динамо" – часть российской заявочной книги и является одной из основных арен, потому что специально для матчей чемпионата мира мы строим ее на 45 тысяч мест. Но даже еще до выборов страны-хозяйки мы решили, что трибуны все равно будут рассчитаны на 45 тысяч мест: 33 плюс 12 на сборных трибунах. Хотим, чтобы стадион был уютным и не таким, как 80-тысячники в ЮАР, стоящие пустыми", – сказал Перегудов.
Макет стадиона поражает не только своей красотой и технологичностью вида, но и тем, как все организовано в Петровском парке: тренировочные поля, гостиницы, жилые дома расположены совсем рядом со стадионом и при этом совершенно не мешают друг другу. Сама парковая зона также сохранит свой зеленый вид, так что и по окружающей среде строительство "ВТБ Арены" не должно ударить. Впрочем, то, что мы сейчас видим на картинке, – вариант отнюдь не окончательный.
"Макет, который все видели, – лишь первоначальная идея, – говорит Перегудов. – У нас есть пять концепций, и сейчас мы формируем одну окончательную идею, которая возьмет все лучшее от каждой из них. Историческая стена будет органически вписываться в конструкцию нового стадиона. Сама арена будет повернута на 45 градусов с севера на юг, как рекомендует ФИФА, а стены будут также и контуром малой спортивной арены".
Что касается реконструкции самого стадиона, проблемной в техническом отношении из-за исторический ценности стен, то "Динамо" в этом смысле будет ориентироваться на зарубежный опыт восстановления и реставрации памятников архитектуры – в том числе олимпийский стадион в Берлине.
"Мы сейчас изучаем лучший мировой опыт, и он говорит о том, что при реконструкции и воссоздании зданий, являющихся историческими памятниками, можно провести такие работы, в результате которых смотреться они будут еще лучше. Есть масса примеров по реставрации таких зданий – в частности, в Северной Америке, где подобные сооружения оберегаются всеми возможными способами, поскольку их там не так много. Есть примеры и среди стадионов. Во-первых, это фактически воссозданная берлинская олимпийская арена, стены которой также нельзя было трогать, а в итоге она стала выглядеть еще лучше. А во-вторых, это бейсбольный стадион в Сан-Диего, в который в качестве VIP-лож была инкорпорирована старая ткацкая фабрика. На каждом открытом этаже этой фабрики есть свои ложи, так что смотрится очень интересно. В Европе к этому относятся более творчески, и мы сделаем все, чтобы это было не просто восстановление, а чтобы история заиграла и была интересной", – заметил Перегудов.
Примером немецкие стадионы, так же как и их американские собратья, будут служить для бело-голубых и своей коммерческой составляющей. Не раз говорилось о том, что для жителей той же Германии поход на футбол значит не только возможность поболеть за свою команду, но и культурно-развлекательное мероприятие, в которое входят и посещение расположенных прямо в чаше стадиона торгового центра кинотеатра, ресторана и так далее. И Перегудов подчеркивает: ВТБ просто вынужден строить стадион подобного уровня.
"У нас проект не федеральный, не муниципальный, а коммерческий, – сказал вице-президент банка. – Мы инвестируем в этот стадион, и нам нужно, чтобы деньги работали. В этом плане надеемся, что "ВТБ Арена" будет и культурно-досуговым центром, и собираемся организовать это на более высоком, чем это принято в России, уровне. Хотим, чтобы стадион был бизнес-класса, на который люди смогли бы спокойно приехать семьей: комфортно припарковать машину, сходить поесть, в кино, потом поболеть за свою команду на матче, а затем еще и остаться. Думаю, примером здесь будут в первую очередь не немецкие стадионы, а даже американские, поскольку именно в США коммерция в спорте давно и хорошо работает".
Что ж, планы по реконструкции стадиона "Динамо" и формированию инфраструктуры вокруг него выглядят по-хорошему наполеоновскими. Если такими будут все стадионы, которые через восемь лет будут принимать матчи чемпионата мира, то Россия может рассчитывать не только на обновление футбольной, но и общегородской инфраструктуры, а может, и отношения к любимой игре миллионов.
Сергей ТОМИЛОВ