Алексей Сорокин: "Гости увидели четыре разные России"
Гендиректор заявочного комитета "Россия-2018/2022" подвел итоги пребывания экспертов ФИФА в нашей стране
Дмитрий СИМОНОВ из Домодедова
Кому, как не Сорокину, который на протяжении трех с лишним дней постоянно сопровождал Гарольда Майне-Николлса и его экспертную команду, лучше знать, какое впечатление произвела на них Россия. Вот только работники ФИФА в плане умения скрывать истинные эмоции вполне могли бы конкурировать со Штирлицем.
- Конечно, члены комиссии - никакие не роботы, а нормальные люди со всем набором человеческих эмоций, - говорит гендиректор российской заявки. - За эти дни случалось всякое: и очень серьезные беседы, и комичные ситуации, вызывавшие улыбки или смех. Вот только проявление эмоций не означает какой-то пристрастности. Никаких профессиональных оценок представители ФИФА во время визита не дают, никаких критических замечаний не делают.
- Не слишком ли напряженным получился график? Четыре города всего за три дня, бешеный темп перемещений по разным объектам…
- Это же требование ФИФА, а не наше. Так происходит во всех странах. Да, поездка получилась напряженная - порой в самолетах отсыпались, зато очень качественная и насыщенная. Мы показали, что в нашей стране бурно развивается инфраструктура, причем не только спортивная. Доказали, что все, чем обычно пугают едущих в Россию, - это сказки. У нас нет медведей, разгуливающих по улицам в ушанках, нет всепоглощающей коррупции и страшных холодов. Члены комиссии поняли, что не так велики и расстояния между городами, ведь они сами проделали этот путь.
- Почему были выбраны именно эти четыре города - Санкт-Петербург, Москва, Казань, Сочи?
- Во-первых, это столицы наших четырех кластеров. Во-вторых, посетив данные города, мы показали нашим гостям четыре разные России, четыре ее лица. Санкт-Петербург - культурная столица со своим укладом жизни. Москва - столица административная, деловой центр. Казань с ее оригинальной архитектурой и колоритом. Наконец, Сочи - этакий прообраз средиземноморского города-курорта. Все они очень разные. Тем интереснее будет гостям и участникам чемпионата мира изучить культуру России во всем ее многообразии.
- Это последний визит представителей ФИФА или может пожаловать в гости кто-то еще?
- Мы уже знаем тех - пока я не могу озвучить имена, - кто изъявил желание посетить нашу страну. Мы их с удовольствием примем. Приезжал к нам и Зепп Блаттер. Он, кстати, попросил показать ему другие города, поскольку Москву и Питер и так хорошо знает. Мы всем рады. Никаких секретов у нас нет - мы устраиваем презентации, показываем стадионы. Приезжайте!
- Что сложнее - принять одного человека или комиссию из шести человек?
- Во время приезда комиссии - очень строгий график, и само пребывание носит более формализованный характер. Поэтому частный визит всегда организовать проще. Но в любом случае мы показываем то, что у нас есть на самом деле, никого не пытаясь обмануть. В заявочной книге у нас написана правда. Губернаторы и другие руководители на местах действительно хотят, чтобы чемпионат прошел в России. Нам ничего и никого не надо прятать от ФИФА. Честность и открытость - это одни из наших главных плюсов.
- Продолжится ли развитие инфраструктуры, если, не дай бог, мы не получим ЧМ-2018?
- Уже неоднократно говорилось, что девять из 16 заявленных стадионов будут построены в любом случае. Это при том что в ЮАР, к примеру, было задействовано всего 10 арен. Так что серьезность намерений со стороны правительства РФ налицо, и ФИФА не может этого не оценить. Конечно, все стадионы находятся в разной степени готовности. Но время у нас есть.
- Потребуют ли реконструкции "Лужники"?
- Да. Конкретные планы есть. В первую очередь - понижение уровня футбольного поля и строительство дополнительных лож для высоких гостей. Соответственно, вместимость увеличится до более 90 тысяч.
- Искусственный газон нужно будет заменить на натуральный?
- Обязательно.
- У "Лужников" и так "пять звезд". Так ли необходимо их еще улучшать?
- Звездность с некоторых пор отменена. Арена имеет квалификацию "элитный стадион" по системе УЕФА. А реконструкция связана с увеличением числа посадочных мест. Для чемпионатов мира требования к этому параметру выше, чем для Лиги чемпионов или первенств Европы.
- Премьер-министр России Владимир Путин пообещал ввести безвизовый режим для гостей ЧМ-2018. Насколько реально это реализовать? Во время финала Лиги чемпионов визы тоже отменили, но только для Москвы и на один день. Теперь-то все куда сложнее…
- По-моему, председатель правительства высказался исчерпывающе. Добавить что-то к его словам сложно. У нас был подобный опыт, и его реально применить для большей территории и на более длительный срок. Кроме того, учитывая последние тенденции, к 2018 году могут отменить визовый режим со многими государствами. Это упростит ситуацию.
- Появилась ли у вас после визита комиссии ФИФА какая-то уверенность в итоговом успехе?
- О полной уверенности говорить, естественно, нельзя - это было бы самонадеянно. Но есть надежда. Ею мы жили все это время. И продолжаем надеяться.
2018: готовы побеждать
Вчера завершился визит инспекционной комиссии ФИФА в Россию, претендующую на проведение чемпионата мира
Посетив четыре российских города - Санкт-Петербург, Москву, Казань и Сочи, - гости, усталые, но довольные, приняли участие в заключительном брифинге в аэропорту Домодедово, после чего улетели в Цюрих, унося с собой море впечатлений. По большей части, думаю, приятных.
Заявленный слоган российской заявки - Ready to inspire, что переводится как "Готовы вдохновлять" - наша страна оправдала на все сто. Поражающие воображение любого иностранца красоты российских городов. Масштабные стройки, свидетельствующие о серьезности намерений. Заботливое отношение представителей заявочного комитета. Внимание со стороны руководителей самого высокого ранга - председателя правительства, губернаторов, мэров. Все это просто не могло не понравиться. Отдельно нужно отметить старания Казани - тут вам и хлеб-соль у трапа самолета, и блестящее освещение визита делегации, и встреча с главами двух религий, и торжественное открытие трех стадионов для Универсиады. Праздник, устроенный на стадионе "Олимп", стал, возможно, самым запоминающимся событием напряженной четырехдневки.
В общем, вдохновить вдохновили. Но получится ли реализовать на практике российский вариант - "Готовы побеждать"?
ПРОЩАЙ, 2022?
Но для начала оговоримся - в чем именно побеждать. Отсутствие числа 2022 в заголовке, вовсе не ошибка и не оговорка, а объективная реальность.
Ситуация складывается таким образом, что мировое первенство-2018 достанется Европе, а чемпионат, который пройдет четыре года спустя, - Азиатской конфедерации футбола. Официальному принятию решения на сей счет со стороны ФИФА мешает только одно: нежелание США сниматься с гонки за ЧМ-2018, как это уже сделали все представители Азии, в том числе примкнувшая к ней Австралия. Впрочем, по нашим данным, все идет к тому, что это в скором времени случится, - вероятно, во время пребывания инспекционной комиссии. И, кстати, именно американцы станут фаворитами в своем кластере (используем это вошедшее в моду слово), поскольку на ЧМ-2026 нацелился Китай, а два турнира подряд ФИФА Азии не отдаст.
В случае отказа США от претензий на ЧМ-2018 расклад сил станет ясен не только де-юре, но и де-факто: наши конкуренты - только европейцы, и попыток у нас не две, а одна. Отбрасываем Бельгию с Голландией как наиболее слабую из европейских заявок, и выходит, что нашими конкурентами остаются Англия и Испания с Португалией. На туманный Альбион комиссия ФИФА отправится 23 августа, на Пиренеи - неделю спустя. Там эксперты увидят не стройки, а уже готовые стадионы.
Вот только минус ли это для нас или все-таки плюс? Ведь ФИФА по-прежнему старается поддерживать те страны, где чемпионат мира приведет к развитию спортивной и не только инфраструктуры. А Россия, с ее умением-то при желании всех перещеголять, непременно построит арены более современные, чем у конкурентов из Старого Света, и организует все по высшему разряду - в этом у боссов мирового футбола вряд ли есть какие-то сомнения. Положительному имиджу способствуют Универсиада-2013 и Олимпиада-2014, подготовка к которым идет полным ходом, и комиссия это видела. Перерыв между двумя событиями длиной всего в четыре года пугать не должен: Играми и чемпионатом мира занимаются две совершенно разные структуры.
ЗА ЖИЗНЬ
Во время финального брифинга прояснилось, что именно сильнее всего "зацепило" комиссию. Как и предполагалось, это была встреча с российским премьером, которая, судя по всему, произвела впечатление. Глава делегации ФИФА Гарольд Майне-Николлс посвятил рассказу об итогах беседы с Путиным едва ли не половину своего выступления и даже привел несколько цитат.
- Нашу делегацию впечатлила большая заинтересованность и знание содержания заявочной книги, которую продемонстрировал российский премьер-министр, - подчеркнул Майне-Николлс. - Мы ценим, что он нашел время встретиться с нами, хотя сейчас пора летних отпусков. Путин заверил нас, что все будет построено в срок и в соответствии с требованиями ФИФА.
В очередной раз чилиец упомянул и про государственные финансовые гарантии.
- Путин сказал, что финансирование будет вестись из федеральных и региональных бюджетов, а также с помощью частных инвесторов, а ситуации, при которой возникнут проблемы с выполнением обязательств, просто не может случиться, - отметил он.
Затем Майне-Николлс перешел к другим важным вопросам. Отметил начинания, связанные со строительством порядка 1000 футбольных полей для детей (стоявший рядом Виталий Мутко в этот момент гордо заулыбался), созданием студенческой футбольной лиги (это уже реверанс главе РФС Сергею Фурсенко), увеличением количества профессиональных игроков и продвижения в школах мини-футбола. Сам того не зная, немного повеселил публику, сказав, что девиз программ развития футбола - "За жизнь!": в голову сразу пришла популярная песня группы "Любе". Похвалил организационный потенциал России. Обратил внимание, что в ряде городов нуждаются в реконструкции аэропорты, дороги, гостиницы, стадионы.
- Если Россия получит чемпионат мира, то вам надо будет немедленно приступать к работе! - назидательно заметил он.
ЖДЕМ ВЕРДИКТА
Упомянул Майне-Николлс и про встречу с двумя известными в прошлом футболистами - Никитой Симоняном и Алексеем Смертиным.
- Смертин не только бывший капитан сборной России, но и директор собственной футбольной школы, а значит, он печется о будущем российского футбола и думает о его развитии, - сказал руководитель делегации.
Завершив выступление, Майне-Николлс с товарищами отправился на короткое совещание, а Мутко, произносивший на брифинге вступительное слово, - на растерзание к прессе. Но задали ему всего один, самый насущный вопрос: что людям из ФИФА НЕ пришлось по душе? Не могло же все пройти как по маслу!
- Если членам комиссии что-то не понравилось, то нам они об этом не рассказывали, - объяснил Мутко. - Делали у себя пометки: плюсы, минусы. Нашей же задачей было дать ответы на многочисленные вопросы.
Что ж, ждать вердикта судей осталось недолго - 2 декабря весь мир узнает, куда в 2018-м отправятся 32 сильнейшие сборные планеты. Согласно амбициозному плану Фурсенко, именно на домашнем турнире сборной России суждено стать чемпионом. Положа руку на сердце, большой спортивный успех национальной команды - это пока желаемое. А вот победа организационная нам вполне по силам. В этом смысле Россия готова - и вдохновлять, и побеждать.
Дмитрий СИМОНОВ
Алексей Смертин: "Честно говоря, давно так не уставал"
Вчера после завершения визита инспекционной комиссии ФИФА корреспондент "СЭ" побеседовал с бывшим капитаном нашей сборной, который, напомним, стал послом заявки "Россия-2018/2022" и входил в состав делегации, сопровождавшей гостей
- Свои впечатления от визита в Россию инспекционная комиссия изложит начальству. А какие впечатления остались у вас - от поездки и от самой комиссии?
- Исключительно положительные! Главное - обошлось без организационных накладок, хотя последние три дня мы провели в сумасшедшем режиме. Чего только стоят перелеты! Честно говоря, давно так не уставал. Гостей везде принимали хлебосольно и в то же время - очень профессионально. График встреч был расписан по минутам. Думаю, члены комиссии оценили, что наша заявка - не показуха, а поддерживается на самом высоком уровне. Они увидели своими глазами, какая работа уже кипит в Санкт-Петербурге, Сочи и Казани, какие там строят стадионы и гостиницы.
- Гостей могло хоть что-то насторожить?
- Сомневаюсь. На мой взгляд, все прошло без сучка и задоринки. По крайней мере за эти дни члены комиссии меньше всего напоминали людей, которые чем-то недовольны.
- Вы общались с главой делегации ФИФА и президентом Федерации футбола Чили Гарольдом Майне-Николлсом?
- Да. Рассудительный мужик. Огромное впечатление на него произвела архитектура Петербурга. Причем об истории города Майне-Николлс знает многое. А с Симоняном он обсуждал чемпионат мира в Чили 1962 года. "Последний раз в вашей стране я был как раз в 62-м", - рассказывал Никита Палыч. Я же больше общался с бразильцем Хулио Авелларом, помощником руководителя комитета ФИФА по проведению соревнований. Сначала он сообщил, что форвард Майкон из "Локомотива" - его большой друг. Потом, узнав, что я увлекся пляжным футболом, сказал: "В Бразилии до 11 лет почти все мальчишки играют не на травяных полях, а на песке. Это помогает укрепить голеностоп, отшлифовать технику. Даже Роналдо и Роналдинью начинали именно на пляже…"
- Австралия и все представители Азии уже отказались от борьбы за ЧМ-2018. На днях их примеру, похоже, последует Америка. Наши шансы растут?
- Мне кажется, в этом смысле для нас ничего не изменилось. У всех европейских претендентов заявки очень сильные.
- Ваши планы до 2 декабря?
- В ноябре летим в Рио - там в рамках крупной футбольной выставки состоится очередная презентация нашей заявки. Такие презентации мы уже проводили в ЮАР и Сингапуре. Ну а 2 декабря буду в Цюрихе. Там и узнаем, где через восемь лет пройдет чемпионат мира.
Александр КРУЖКОВ