5 июня 2010, 00:19

Колдуны в ЮАР уже принесли жертву духам

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Чемпионат мира в Южной Африке должен пройти без сучка и задоринки. Залог тому - предсказания местных прорицателей, которых в этой стране называют "сангомами".

Уважаемые в обществе люди, эти самые сангомы врачуют, руководят обрядами, расколдовывают, ищут похищенное добро, защищают воинов (что уже ближе к футболу). Причем в ЮАР этим делом чаще занимаются женщины.

На днях традиционные вожди и сангомы со всей округи Йоханнесбурга собрались на обновленном стадионе "Соккер Сити", который примет финал, а также матч открытия с участием команды хозяев турнира. Зарезали корову в знак уважения к духам предков, которые, согласно африканским верованиям, направляют течение жизни на земле. Окропили "поляну" кровью, которая служит эдаким мостиком между сангомами и умершими, благословив, таким образом, "Бафана Бафана" (то есть сборную ЮАР) на подвиг ратный. Держись теперь, Мексика, 11 июня.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу жертвоприношений и прочих ритуалов, но на чернокожих футболистов они оказывают существенное психологическое воздействие. Вооруженный верой человек становится сильнее. Особенно если он с детства впитал определенные религиозные устои.

Сами чернокожие африканцы откровенничать насчет своих обрядов не склонны. Насколько мне известно, они не столько опасаются насмешливого отношения, сколько руководствуются запретом на посвящение чужаков в таинство. Футболисты о ритуалах в командах всегда говорят, что это дела давно минувших дней. Иногда и впрямь так. Марк Фиш, белый защитник сборной ЮАР на Кубке Африки-96, рассказывал мне во время этого турнира, что в сборной не практикуются мути, как называют на юге Африки всякие чудодейственные средства, зато почти во всех клубах колдун - штатная единица. Если команда проигрывает, то сначала меняют снадобья, а потом и "мути-мэна", как не справившегося с обязанностями. 

- Перед важным матчем надо принять ванну с различными травами, натереть веки пастообразной массой или выпить настой, который призван придать дополнительные силы, а соперника, наоборот, ослабить, - поведал Фиш, тогда игравший за "Орландо Пайрэтс", а впоследствии за "Лацио", "Болтон" и "Чарльтон". - Я побаиваюсь принимать внутрь незнакомые зелья, тем более что как-то после этой процедуры разболелся желудок. Но раз я играю вместе с черными ребятами, то должен уважать их обычаи. Тем более что соблюдение обрядов психологически настраивает команду на борьбу.

Знакомый россиянам по выступлениям за ФК "Москва" полузащитник Стэнтон Фредерикс относится к "цветному" населению ЮАР, как называют в этой стране мулатов и метисов, образовавших этническую группу со своими культурными традициями, в которой большую роль играет христианство. Так что об оккультной практике в клубах он говорил без утайки.

- В "Кайзер Чифс" ничего особенного не было, - рассказал Фредерикс. - Зато в "Орландо Пайрэтс" ритуалам придавали большое значение. За день до игры отменяли тренировки - все в лес уходили. Колдун подводил голыми по четыре-пять человек к ванночке, кидал в нее какие-то камни. Нас накрывали одеялом, и мы должны были вдыхать снадобье, которым емкость была наполнена. Потом окропляли этой жидкостью, после чего следовало удаляться, не оборачиваясь. Причем колдуну кто-то мог не понравиться - и его он с церемонии выгонял. На поле выходили, бывало, во влажной форме, пропитанной неким составом. Я не верю во все подобные ухищрения, но усомниться в них вслух было нельзя - иначе потом именно тебя обвинят в поражении. Только пить какие-либо отвары я отказывался.

Знаменитый в прошлом южноафриканский футболист, а ныне босс клуба "Джомо Космос" Джомо Соно регулярно наведывается в свое племя мозамбикского происхождения за разными мути, лично сыплет на поле порошок, а по пути из раздевалки перед матчами его команды иногда разливают молоко, так что соперникам приходится наступать на лужи. На черных африканцев, выросших в традициях языческих верований, это воздействует негативно - играть они иной раз выходят подавленными и обреченными. Да и в сборной ЮАР на ЧМ-2002 года, когда ею руководил тот же Соно, был колдун, имевший официальную должность руководителя "специального проекта".

Иностранные тренеры, которых сейчас много в клубах Африки и, в частности, в ЮАР, конечно, рассчитывают на иные факторы. Но быть "белыми воронами" можно до поры до времени, да и не всегда. Вот что рассказал известный российский тренер Виктор Бондаренко, работавший в Мозамбике и ЮАР, а сейчас тренирующий клуб в Анголе:

- Еще в советское время меня, офицера вооруженных сил, направили на работу с мозамбикской армейской командой "Мачедже". В первый сезон мы заняли высокое второе место. А на второй год возникли проблемы. И вот перед важнейшим матчем ко мне подошел президент клуба и сказал: "Тебя надо расколдовать". Я в ответ - про плохое поле и недостаточное мастерство - бесполезно. На следующий день по приказу командования вся команда отправилась в деревню. Игроки расположились у меня за спиной, а колдунья завесила окна и во мраке, что-то беспрерывно бормоча, отвернула голову курице.

Кровь закапала. "Вам нужно сделать четыре пореза на коленях", - говорит переводчик. Я испугался: СПИД же гуляет. Но делать нечего. У меня испарина на лбу, а колдунья взяла старенькие бритвочки и пустила кровь. На следующий день играем, и при счете 1:1 на последней минуте наш игрок направляет мяч в сторону чужих ворот. Голкипер выбегает его ловить, а мяч попадает в защитника и катится в ворота!

"Мачедже" потом стал чемпионом, а у меня началась счастливая полоса, - улыбнулся Бондаренко. - Уже в ЮАР с "Орландо Пайрэтс" выиграл Суперкубок Африки и Кубок страны, занимал в чемпионате второе и третье места, был признан там в 1996 году лучшим тренером. Может, и впрямь колдунья помогла?

Александр ПРОСВЕТОВ

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости