"Мутко решит все проблемы"
ЧМ-2018
В понедельник в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная подготовке к ЧМ-2018. В ней приняли участие министр спорта РФ Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке и генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин.
Татьяна КОПЫЛОВА, Сергей ЦИММЕРМАН, Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
СОКРАЩАТЬ УЖЕ НЕЧЕГО
– Мы только что закончили пятое заседание комиссии ФИФА и оргкомитета ЧМ-2018, – начал выступление Мутко. – Для его проведения специально выбрали Петербург, поскольку в июне здесь состоится жеребьевка отборочного турнира ЧМ-2018. А пока мы рассмотрели весь спектр подготовки к турниру – от строительства стадионов до вопросов транспорта и тренировочных полей. Больших проблем не возникает. У нас с ФИФА образовалась команда единомышленников, у которой одна цель – провести чемпионат на самом высоком уровне. И мы к ней идем.
– В Бразилии одна из проблем касалось транспорта. Будет ли в России ценовая политика более лояльной?
– У нас будет лучше, чем в Бразилии. У них нет железной дороги, а у нас есть! Спокойно сядете на поезд, доедете до Рузаевки, там пересядете на шаттл (смеется). А если серьезно, сегодня был подробный доклад на эту тему. У нас есть опыт Сочи, есть соответствующий план, так что все будет хорошо. Существует связь с Министерством транспорта, которое сохранило специальную дирекцию.
В этот момент в разговор решил вступить Вальке, который заступился за Бразилию, заявив, что никаких проблем, в том числе с транспортом, в стране-хозяйке ЧМ-2014 не было.
– Как продвигается строительство стадионов? – задали следующий вопрос Мутко.
– Все вопросы решены. Прошлый год стал ключевым. У нас есть понимание по всем стадионам. Работа разбита на несколько этапов. Арены, предназначенные для Кубка Конфедераций – в Москве ("Открытие Арена"), Петербурге, Сочи и Казани должны быть готовы в мае 2016 года. Остальные – в октябре 2017-го. По пяти стадионам проблем нет – это Ростов, Саранск, Самара, Нижний Новгород и Волгоград. Здесь подписаны контракты, установлены графики, выплачены авансы. В Волгограде и в Нижнем Новгороде есть отставания по срокам строительства, но мы уверены, что все будет хорошо – подрядчики там серьезные.
Есть значительные вопросы по Екатеринбургу и Калининграду. ФИФА пошла этим городам навстречу по вопросу вместимости арен – она снижена до 35 тысяч. Уверены, что в конце апреля – в мае приступим в Екатеринбурге к активной фазе строительства. Сейчас там, как и в "Лужниках", идет разбор старых трибун. В Калининграде сейчас все вопросы сняты. Правительством области подписан контракт на строительство. Рассчитываем, что в мае стадион поступит на госэкспертизу.
– Как собираетесь решить проблему удорожания строительства в связи с падением курса рубля?
– Правительство серьезно работает над этим. Проработаны пути недопущения удорожания стадионов. Проанализирована структура импортозамещения, рассматривается вопрос отмены пошлин на то, что действительно нужно завозить. Мы провели встречу с руководством компаний, которые занимаются поставками материалов. Они готовы фиксировать и даже снижать цену. Наконец, с каждым генподрядчиком мы подписали контракт и оплатили 30 процентов стоимости работ, а некоторым оплатим и 50 процентов в этом году. Это станет гарантией того, что работа будет выполнена за заранее установленную цену.
– Есть ли проекты, от которых придется отказаться из-за финансового кризиса?
– Ни от чего отказываться не будем, хотя что-то пришлось оптимизировать. Нам пошли навстречу и сократили вместимость двух стадионов, хотя это скажется на билетной программе. Мы немного изменили концепцию финала: возможно, если не считать обслуживающий персонал, на нем смогут присутствовать 80, а не 85-86 тысяч. По плану было четыре тренировочных площадки в каждом городе, теперь осталось три. Больше отказываться не от чего. Остальное каждый город будет делать за свой счет, а мы будем их поддерживать.
– Что является самым важным при подготовке к турниру?
– Чемпионат мира невозможен без стадионов, баз и тренировочных полей. Это для нас ключевое направление. Но важны и другие составляющие: транспорт, размещение, логистика, телекоммуникации.
ЧАСТЬ ДЕНЕГ ДАСТ ФИФА
Сорокина в первую очередь спросили: можно ли рассчитывать на то, что ЧМ-2018 принесет прибыль?
– Хороший вопрос, но его лучше задавать не мне, а ряду министерств, – сказал Сорокин. – Надо говорить о долгосрочных преимуществах, которые чемпионат мира приносит стране. О рабочих местах, об улучшении имиджа страны, ее инвестиционного климата. Мы провели много встреч по этому поводу, в том числе с академическим сообществом в институте Плеханова. И пришли к выводу – сложно подсчитать то, о чем вы говорите. Надо просто поверить в этот проект. Если пытаться подсчитать прибыль с калькулятором в руках осенью 2018 года, то вы ее не увидите. А в 2020-м она уже будет. Любой стране после чемпионата становится лучше.
В этот момент Сорокина решил дополнить Мутко:
– Часть ресурсов на проведение турнира дает ФИФА, – заявил министр. – Мы открываем новые аэропорты и реконструируем старые. Сделаем транспортные развязки. Сейчас в Сочи построим пять тренировочных полей. И это будет наследием чемпионата. Равно как и новые рабочие места. После Олимпиады доходы Краснодарского края значительно выросли, потому что туда пришли крупные промышленные предприятия. Так будет и после чемпионата мира. Мы рассчитываем, что в каждом городе будут ждать гостей турнира, и города сами будут меняться. Хочется пожелать нам успеха, а деньги ФИФА даст.
– Оргкомитет уже задумывается о церемониях открытия и закрытия чемпионата? – еще один вопрос Сорокину.
– Обсуждение действительно идет. Хотим сделать церемонию открытия в отдельный день.
РФС СИЛЕН
– Вас не волнует тот факт, что у РФС очень большие долги? - поинтересовались у Вальке.
– РФС – сильная организация. В любом случае я уверен, что министр Мутко решит все вопросы, связанные с футболом в этой стране.
– Каким оказалось наследие чемпионата мира в Бразилии? Стадион в Манаусе, говорят, пустует.
– В Манаусе стадион действительно не используется каждую неделю, там нет клуба высшей лиги. Но он загружен другими мероприятиями, там периодически играет сборная Бразилии. Во Франции, откуда я родом, тоже остался такой стадион. Но мероприятия, которые там проходят, покрывают расходы по его содержанию. Тот же Манаус стал гораздо известнее и получил определенные преференции. То, что там будут проходить матчи чемпионата мира, решило правительство Бразилии. Россия – большая страна. Пришлось выбирать, какие регионы проведут турнир.
– Довольны ли вы тем, что сейчас увидели в России?
– Я получил четкую картину того, что происходит на строящихся к чемпионату мира объектах. Мы все вместе прекрасно работаем. Следующая веха – жеребьевка отборочного турнира. Она пройдет в Константиновском дворце, в ней будут участвовать 2500 человек, не считая журналистов. Все документы уже подготовлены. Уверен, жеребьевка пойдет на высочайшем уровне.