Йозеф Блаттер: "Бойкотировать чемпионат мира в России невозможно"
Во вторник состоялось заседание Наблюдательного совета ЧМ-2018, и впервые его вел президент РФ Владимир Путин. В его присутствии глава ФИФА и другие участники сделали несколько громких заявлений.
Александр ПРОСВЕТОВ
из Лужников
Компания в офисе Оргкомитета "Россия-2018" возле метро "Воробьевы горы" собралась вчера настолько представительная, что президент ФИФА Йозеф Блаттер, сам своей фигурой придававший почетному собранию дополнительный вес, признался: он чувствует себя словно на совещании российского правительства. На самом деле в Лужниках обсуждались вопросы, связанные с футболом: там проходило заседание наблюдательного совета Оргкомитета, и впервые его вел президент Владимир Путин.
Со стороны ФИФА, помимо Блаттера, присутствовал генеральный секретарь Жером Вальке, со стороны страны-организатора будущего мирового первенства - столько разных начальников, что их перечисление, предупреждаем, займет целый абзац.
Перечень имен и фамилий с указанием должностей - не самое увлекательное чтиво. Но чтобы подтвердить тезис о значимости происходившего, придется прибегнуть к официозу.
В списке участников, который распространили среди журналистов, значились: заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, помощник президента Игорь Левитин, министр спорта Виталий Мутко, руководитель МВД Владимир Колокольцев, глава МИД Сергей Лавров, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, министр финансов Антон Силуанов, министр транспорта Максим Соколов, председатель Счетной платы Татьяна Голикова, директор ФСБ Александр Бортников, руководитель ФМС Константин Ромодановский, заместитель министра экономического развития Павел Королев, генеральный директор АНО "Оргкомитет "Россия-2018" Алексей Сорокин, президент РФС Николай Толстых, владелец "Спартака" Леонид Федун, а также мэр Москвы Сергей Собянин, глава Республики Мордовия Владимир Волков, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернаторы Андрей Бочаров (Волгоградская область), Василий Голубев (Ростовская область), Евгений Куйвашев (Свердловская область), Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), Николай Цуканов (Калиниградская область), Валерий Шанцев (Нижегородская область).
...Ждали главу государства. Путин, между тем, прилетел в Лужники на вертолете, совершил вместе с Блаттером и мэром Москвы Собяниным инспекционный визит на стадион и, наконец, в 17.12 занял председательское место за столом в конференц-зале.
- Программа подготовки к чемпионату мира включает создание 298 объектов капитального строительства, из них 137 - чисто спортивные, включая 12 стадионов и 113 спортивных площадок, - сказал Путин во вступительном слове. - На турнир запланировано израсходовать более 664 миллиардов рублей, и только примерно половина этих средств будет направлена из федерального бюджета. Уверен, что Россия, у которой есть опыт проведения крупнейших соревнований, обеспечит создание всех объектов в установленные сроки.
Инфраструктура - это хорошо, но глава государства не преминул также выразить надежду, что и сборная России не подведет, выступив на домашнем чемпионате мира "во всяком случае лучше, чем в Бразилии". "Спорт есть спорт, но все любители футбола будут ожидать результата", - сказал президент.
Настал черед Блаттера - и "могучий старик" мирового футбола не подкачал, выдав политически окрашенный и приятный российскому уху пассаж о том, что никому не удастся ревизовать решение ФИФА о предоставлении мирового первенства нашей стране.
- Есть одна страна, которая до сих пор заявляет, что чемпионат мира в России - это ошибка ФИФА и Блаттера, что это неправильно, - сказал швейцарец. - Между тем именно эта страна изобрела футбол, в котором есть такое понятие - fair play, а оно включает умение проигрывать.
Президент ФИФА ясно высказался и насчет поползновений саботировать турнир.
- Невозможно бойкотировать футбол и чемпионат в России, в частности, - подчеркнул Блаттер. - Когда некоторые политики призывают к бойкоту, я отвечаю: "Наоборот, надо приглашать всех в эту страну, потому что футбол объединяет людей". Горжусь, что мы пришли с чемпионатом в Россию, хотя многие предсказывали, что такого не произойдет.
- Чемпионат мира - это шоу, а миру нужны хорошие эмоции, - продолжил Блаттер. - Это также совместное предприятие ФИФА со страной-организатором. Сейчас мы словно перепасовываем мяч друг другу, и я рад, что мы работаем в интересах футбола, России и всего мира.
...Докладывая о проделанной работе, министр спорта Виталий Мутко, как обычно, сыпал фактическими данными, и делал это на сей раз в ускоренном темпе, чтобы, вероятно, ничего не упустить.
Министр отметил, что сейчас Россия перешла от этапа планирования к активной фазе подготовки мирового чемпионата, который пройдет в 11 городах на 12 стадионах (в вопросе формата мы, таким образом, "дожали" ФИФА, предлагавшую сократить число городов, дабы было меньше забот). Напомнив, что за год до чемпионата в России пройдет тестовый Кубок конфедераций, Мутко твердо изрек: "Стадионы в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани должны быть готовы к маю 2016 года. И у нас нет сомнений, что со своей задачей мы справимся".
При этом министр спорта подчеркнул, что стадион "Спартак", собственно, уже готов (взоры устремились на не случайно приглашенного Федуна), в Лужниках график работ выдерживается, а в Сочи, чтобы довести стадион до норматива, соорудят временные трибуны на 2 тысячи мест.
По пяти строящимся аренам есть заключения экспертизы (видимо, имеются в виду "Лужники" и стадионы в Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Волгограде), а по аренам в Ростове и Саранске они будут сделаны в ближайшие дни. Что касается Екатеринбурга и Калининграда, то в них изменилась концепция, благо ФИФА пошел организаторам навстречу и разрешил сократить вместимость с 45 тысяч до 35 тысяч мест.
В Екатеринбурге, как рассказал Мутко, согласован новый проект без увеличения финансирования. Срок активных строительных работ перенесен там на апрель, но "тревог нет". В Калининграде стоит вопрос, менять или нет место строительства. Однако крайний срок сдачи всех стадионов - май 2017 года - остается неизменным.
Изложив эти сведения, Мутко исподволь обратился к Блаттеру с просьбой рассмотреть возможность сокращения вместимости еще для трех стадионов - тех, на которых не пройдут матчи 1/8 и 1/4 финала, заметив, что это, с одной стороны, целесообразно в плане использования объектов в последующем, а с другой, позволило бы сэкономить средства.
Об экономии говорил и Путин: "Мы должны быть радушными и в то же время рачительными хозяевами, пусть ресурсы у нас есть, несмотря на известные сложности и турбулентные процессы в нашей экономике".
Когда зашел разговор о тренировочных базах и генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке подчеркнул, что на них обязательно должно быть поле с натуральным покрытием, президент привел пример из собственного спортивного опыта: "Редко играю в футбол, но однажды сыграл на искусственном поле - и сломал ключицу, хотя всю жизнь занимался дзюдо и избегал серьезных травм".
Кстати, по словам Мутко, в вопросе тренировочных баз ФИФА тоже сделала для России послабление, разрешив включить в их реестр объекты с тремя, а не четырьмя полями, как предусматривалось изначально.
- Основная проблема при подготовке к ЧМ-2018 наблюдается в области гостиничного сектора, - сообщил Мутко. - Только в Москве, Петербурге и, пожалуй, Казани гостиничных возможностей достаточно. В остальных же городах наблюдается их дефицит. Между тем в каждом городе должно быть как минимум четыре отеля хорошего уровня.
Порадовал министр транспорта Максим Соколов, утвердительно ответивший на вопрос Путина о бесплатном проезде в ходе Кубка конфедераций-2017 и ЧМ-2018 на железнодорожном транспорте. Этой льготой будут пользоваться болельщики, обладающие билетами на матчи.
Отметив, что в стране накоплен опыт бесплатных перевозок ветеранов войны в период празднований Дня победы, министр транспорта сообщил, что на соответствующие цели предполагается выделить 400 миллионов рублей в 2017 году и чуть менее 2 миллиардов - в 2018-м. В общем, "Эх, прокачу!" в действии.