4 июля 2014, 23:26

Николай Писарев: "Чтобы понять, что с Дзагоевым, надо быть Слуцким или Капелло"

Татьяна КОПЫЛОВА
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧМ-2014

Спортивный директор РФС, он же – главный тренер молодежной сборной России рассказал о работе с Фабио Капелло, положении дел в молодежном футболе и проблеме лимита на легионеров.

– Готовы ли вы оценить выступление сборной России на чемпионате мира?

– Пока не пообщаюсь с Капелло, с Чинквини, комментировать выступление нашей команды не стану. Поймите меня правильно: я себя причисляю к штабу национальной сборной, в ней играют ребята из прошлого созыва молодежки. Но в Бразилии я не был, поэтому для начала мне очень важно пообщаться с Капелло и его помощниками. Ведь всех нюансов до конца я не знаю.

Капелло отчитался
за ЧМ-2014. Перед испанцами

– Как вы оцениваете свою роль в тренерском штабе сборной?

– Не забывайте: я не только спортивный директор РФС, но и тренер молодежной сборной уже второго созыва. И, кстати, через мою предыдущую команду прошли семь человек из нынешнего состава главной сборной. Плюс сейчас в ней был и Павел Могилевец.

Все мы в одной лодке, и выступление в Бразилии – это, на мой взгляд, наша общая неудача. Ощущения понятные – разочарование и досада.

– Нет желания более плотно поработать с главной командой, непосредственно помогать Капелло?

– Это вопрос к Фабио. Никто не вправе ему что-то или кого-то навязывать. Так и должно быть: на месте Капелло я поступал бы точно так же. Думаю, сейчас он все проанализирует и примет решение, которое посчитает нужным.

А в свете 2018 года я хотел бы быть просто полезным в любом качестве и федерации, и нашей команде, да и вообще всем нашим сборным. Наверное, стоит смотреть и дальше: на домашнем чемпионате мира, хотя это будет, конечно, великое событие, жизнь не закончится. Пройдут годы, и у нас появится инфраструктура, мы сможем дать болельщикам больше комфорта, и повысится зрительский интерес... Тогда, верю, тоже будет интересно работать.

С ЧИНКВИНИ НА СВЯЗИ ЕЖЕДНЕВНО

– Насколько плотно Капелло интересуется состоянием дел в нашем юношеском и молодежном футболе?

– До сих пор перед ним стояла четкая задача – заниматься первой командой. При этом его помощник Чинквини со мной на связи практически в ежедневном режиме – и по телефону, и в офисе РФС. Чинквини полностью в курсе всех дел в юношеских и молодежной сборных страны. И через него мы осуществляли контакт с Капелло.

Николай Толстых: "Давайте дадим слово Капелло"

– На молодежном Euro-2013 в Израиле российская команда была очень открытой командой, тогда как у Капелло сборная жила, как в военном лагере. Вы разделяете такой подход?

– Во-первых, не сравнивайте уровень ажиотажа. Во-вторых, у Фабио больше опыта, и он из всех возможных выбрал именно такую модель. Для меня же тот молодежный чемпионат Европы был первым большим турниром. Я просто не знаю, как поступлю в следующий раз, попав на что-то подобное.

– Не считаете ли вы, что между молодежной сборной и главной – слишком внушительная пропасть?

– Вы всерьез так считаете? На самом деле сейчас в главной команде шесть человек прошлого созыва. Плюс есть Черышев, который не попал в заявку, но приехал в Бразилию. И Могилевец. Так что пропасти никакой нет – наоборот, у нас, на мой взгляд, совершенно нормальная ситуация.

Посмотрите на ведущие футбольные страны – там то же самое. Например, испанцы, у которых множество блестящих футболистов, не взяли на мировое первенство ни Иско, ни Муниаина, ни Бартру, ни Алькантару... И это я называю только прошлый созыв их молодежки – тех, кто выступал на европейском первенстве в Израиле! А помимо них на чемпионат мира не поехали Льоренте, Негредо, Сольдадо, Габи, Кальехон, Карвахаль, Диего Лопес… Вы представляете какая головная боль была у Дель Боске! А Бразилия вполне могла выставить аж две равноценные команды. Но в этих странах, понятно, ситуация, несравнимая с нашей: в России, к сожалению, не такой большой выбор футболистов.

Валерий Газзаев,
Олег Романцев,
Георгий Ярцев:
"Капелло допускал ошибки"

– Из прошлого созыва молодежной сборной вы очень хорошо знаете Дзагоева – он был одним из лидеров национальной команды на Euro-2012, ключевой фигурой у вас в команде. Почему сейчас он выходил только на замену?

– Когда я с ним работал, он действительно был лидером, больше других знал, что такое взрослый футбол. А что происходит с ним сейчас, я не знаю. Тут, чтобы до конца это понять, надо быть или Слуцким, или Капелло.

– То есть близких отношений с Аланом не поддерживаете?

– Близких – нет. Вот если встретимся, то, конечно, поговорим. Но Дзагоева сейчас и так достаточно теребят, да и он сам в себе копается. Поэтому мое внимание будет лишним.

НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЕВЦА ВСЕ МОЖНО ПОНЯТЬ

– Вы не любите называть фамилии, но тем не менее: кто из наших юношей и молодежи готов усилить главную команду через два года на Euro-2016 и через четыре – на чемпионате мира?

– У меня может быть одно мнение, а у тренера главной команды – другое. Фамилий действительно называть не стану, но отмечу: все во многом будет зависеть от игровой практики. Посмотрите на Могилевца. В январе он был капитаном молодежной сборной на Кубке Содружества в Петербурге, там его заметил Билялетдинов, пригласил в "Рубин", рискнул. Несмотря на первое не очень сильное впечатление, продолжал доверять ему – и вот результат.

Другим ребятам тоже по силам проделать такой путь. Другое дело, что не в каждом возрасте много действительно сильных игроков.

Капелло и РФС:
вопросы на 30 миллионов

Скажем, из прошлого созыва молодежки (1990-1991 г.г. – Прим. Т.К.) сразу шестеро попали в главную команду, мы с вами об этом уже говорили. Таким же богатым на игроков будет и следующий созыв (1994-1995. – Прим. Т.К.). А вот нынешний созыв моей сборной… Не могу сказать, что он плохой, я доволен костяком команды, просто выбор среди ребят этого возраста не так богат.

Это нормальная ситуация – и не только для России, но и для тех же испанцев или голландцев. В одной возрастной группе – просто россыпь талантов, которые доходят до большого футбола, а бывают и другие возраста, неудачные по выбору исполнителей. Но я это не про нынешнюю команду: она очень дружная, мы сейчас сражаемся за путевку на Euro, и я верю, что мы сможем добиться поставленных целей.

– Буквально месяц назад сборная-1995 года не вышла на свое европейское первенство... Как и год назад – команда-1994. Это серьезная проблема?

– Считаю, что у УЕФА слишком жесткий отбор на юношеские чемпионаты: это неправильно, когда одна маленькая ошибка сводит на нет все усилия. Вы посмотрите: сборная-1995 провела 6 игр в двух отборочных раундах, прием четыре матча выиграла и два сыграла вничью. Мы провели глубокий анализ этих матчей – везде больше атаковали, владели мячом, создавали моменты, били по воротам... Но нам не хватило одного гола, и по разнице мячей с австрийцами мы не попали в финал. Это очень обидно.

Тем не менее считаю, что мы все делали правильно, просто нам где-то не повезло. И уже сейчас ребята из этой команды входят в состав молодежки – Давыдов, Караваев, Ефремов, Миранчук, Лобанцев. Есть даже и 1996-го: Митрюшкин и Ходжаниязов. Это если называть фамилии. То есть разброс в этом созыве молодежной сборной достаточно большой – с 1992-го по 1996-й.

Отступные Капелло: полотно Гогена, 220 футбольных полей и 978 кг золота

– Вернемся к главной сборной. Фабио Капелло не раз отмечал, что в команде нет легионеров, которые играли бы в топ-чемпионатах. Это действительно нужно – уезжать на Запад?

– Да. Попробовать себя действительно необходимо. Там другой уровень конкуренции. Для меня стало неожиданностью, что все легионеры, которые после 2008-го уехали в Англию, вернулись оттуда. При том что отъезд их был логичен – на волне успеха сборной. Это лишний раз показало клубам, как важна национальная команда: после удачных выступлений резко возрастает цена игрока. Вспомните, сколько тогда заплатили за Павлюченко, за Жиркова, за Аршавина, за Билялетдинова... Жаль, что надолго они там не задержались. Я этого не ожидал.

ЛИМИТ ПО СХЕМЕ "6+5" ВЗЯЛСЯ НЕ С ПОТОЛКА

– Не обойти стороной и вопрос лимита. Ваша позиция всем известна. Она не изменилась?

– Конечно, нет! Являясь штатным сотрудником РФС, спортивным директором и тренером молодежной сборной, я, разумеется, буду выступать за протекционизм в нашем футболе. Это необходимо. Большая глупость считать, что если создать свободную конкуренцию, то наша футбольная отрасль разовьется сама по себе.

Не разовьется! Нужны другие рычаги, лимит отменять нельзя. Надо, чтобы русские конкурировали с русскими, чтобы на нашем футбольном рынке на одну позицию было большое количество игроков, которые прошли бы через правильную систему соревнований. И чтобы эта система адаптировала молодых игроков ко взрослому футболу, а дальше они конкурировали бы за место в сборной.

Кто вы,
тренер России на ЧМ-2018?

Тогда не будет такого госфинансирования, и все будут жить по средствам. Вот после этого можно будет убирать лимит – ведь наши игроки будут более конкурентоспособны, поедут на Запад и так далее. А сейчас совершенно некорректно сравнивать нас ни с Англией, ни с Германией, ни с Португалией.

Португалия, кстати, – это вообще экспортер в футболе, а мы – импортер, мы только покупаем футболистов. Практически все игроки португальской сборной Португалии играют за границей. Вот в хоккее у нас совсем другая ситуация, там мы абсолютные экспортеры, у нас есть Малкины, Овечкины, Дацюки...

– Прошлогоднее ослабление лимита до схемы "7+4" не могло стать в чем-то роковым для нынешнего выступления сборной в Бразилии?

– Роковым – это уже слишком громко сказано, такое слово тут не подходит. Но вы поймите: система "6+5", которая была раньше, взялась не с потолка. Это рекомендации ФИФА и УЕФА. Они изучали вопрос самобытности клубов, чемпионата. Ведь задача этих организаций – думать о правильном развитии футбола в той или иной стране.

Так что схема "6+5" – наиболее приемлема на данный момент. Но только темой лимита проблемы сборной не решить. Это комплекс вопросов, к ним нужно подходить системно, какую-то одну болевую точку тут не выделить.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости