24 июня 2014, 14:49

Чемпионат мира - это запланированный кризис

Александр Бобров
Шеф-редактор
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧМ-2014

Крупнейшая "видеостена" в Латинской Америке – 80 мониторов. 400 профессионалов, работающих в 3 смены 24 часа в сутки. 500 камер, с которых приходят видеоматериалы. 30 тысяч метров оптоволоконных кабелей. Погодный радар, установленный на Сумаре Морру, определяет возможность начала сильных ливней в радиусе 250 километров.

Centro de Operacoes Rio (COR) или Rio Operations Center – еще одна достопримечательность Рио-де-Жанейро. В этот своеобразный "центр управления полетами" стекается информация от нескольких десятков служб и предприятий, определяющих жизнь города, – от инженеров дорожного транспорта до геологов, от метеорологов до электриков. В нем разрабатывают планы и пути, находят средства и методы по упреждению и разрешению кризисов. Это, если хотите, мозговой центр, позволяющий избежать пробок, оползней, наводнений. Создан он в 2010-м по инициативе мэра Эдуарду Паэса.

– Сколько в данный момент людей трудятся в центре? – обращаюсь к 33-летнему (!) исполнительному директору COR Педру Жункейре.

– 200 с лишним. Всего же у нас свыше 400 сотрудников, работающих в разные смены. Естественно, чтобы обеспечить жизнедеятельность всех городских структур, в дневное время мы привлекаем больше людей, чем после полуночи. У нас представлены все службы – метро, железные дороги, энергообеспечение, газоснабжение, синдикат автобусных компаний, инженерные структуры, гражданская оборона, муниципальная охрана. Присутствуют и представители полиции. Однако нужно пояснить, что мы не занимаемся обеспечением охраны правопорядка. Это возложено на тех, кто подчиняется губернатору. А мы работаем под руководством мэра. У нас свой центр, у них свой – Command and Control Center. В его подчинении полиция, пожарные службы, криминалисты. Но, безусловно, все тесно работают друг с другом.

– В Бразилии есть другие центры, которые подобны вашему COR?

– Пока нет. Но долго это не продлится. Многие приезжают к нам набраться опыта и знаний, чтобы потом сделать нечто похожее. Были у нас делегации из Куритибы, Белу-Оризонти, Ресифи, Форталезе. Прилетали даже из Йоханнесбурга, а также одного из японских городов.

– А из России?

– Пока нет. Но готовы принять и русских, если потребуется. Ничего секретного тут нет. Нам не нужно прятать центр от других. Да вон, к примеру, трудятся журналисты (кивнул головой). Они не наши сотрудники – работают на различные СМИ.

– Кому пришла в голову идея создать такой центр в Рио?

– Мэру. В 2010-м сложилась очень тяжелая ситуация. Из-за непогоды погибло много людей – и в городе, и в штате. Счет смертей шел на сотни. К тому же к Олимпиаде мы все равно должны были создать что-то похожее.

– Каков бюджет COR?

– Ежегодно на поддержание его в рабочем состоянии тратятся примерно 10 миллионов долларов. Но нужно иметь в виду вот что. Да, мы работаем сообща, совместно используем все возможности. Но часть из наших коллег применяет и свои ресурсы – к примеру, средства связи. Однако к их бюджетам я отношения не имею. Можно сказать, что на нас работают и у нас получают зарплату 50 процентов тех, кто выходит на смену.

– Начиная с первого дня чемпионата мира сколько в среднем спите каждый день?

– (Улыбнулся) Хороший вопрос. Не больше 5-6 часов и не меньше 2.

– Прямо здесь отдыхаете – на рабочем месте?

– Иногда. Когда наступает какой-либо кризисный момент, и у меня нет возможности вернуться домой, остаюсь тут в своей комнате. Чемпионат мира – это запланированный кризис. Много сложностей. Но у нас более чем достаточно данных. Знаем, сколько людей может вместить стадион, сколько человек в каждой футбольной делегации, как и когда команды переезжают из гостиниц на базу и стадион. И соответственно следим за всем с помощью многочисленных мониторов. Следим за потоками болельщиков и помогаем им прибыть на стадион на метро. К слову, метро – это частная компания. Они с нами сотрудничают, но у них есть и свой оперативный центр.

– Как я понимаю, проникновение чилийских болельщиков в медиацентр – самый серьезный кризисный момент, случившийся за все это время.

– Признателен вам за приятные слова. Будь у вас иное мнение, наверняка вы его озвучили бы. Эффективность охраны стадиона – это то, на что ФИФА должна обратить больше внимания. А что касается жизни города, в целом мы довольны как выполняются все требования.

– А ваши пробки, кстати, не идут ни в какое сравнение с московскими.

– Но у вас же прекрасно развитая система метро.

– Согласен. Однако многие предпочитают садиться за руль.

– Наш мэр много делает, чтобы ситуация поменялась, чтобы общественный транспорт стал гораздо лучше. Определенные успехи уже есть. Увеличивается общая протяженность линий метро, появляются новые станции. Для автобусов созданы отдельные полосы, куда не могут заезжать легковые автомобили. Развивать автобусную сеть проще и дешевле, чем метро. Последнее у нас не так просто строить: почва – сплошной песок. Рио меняется. К Олимпиаде-2016 это будет совсем другой город – с точки зрения мобильности и симпатий приезжих туристов. В центре появится легкое метро. Там где до сих пор ездят несколько километров на машине, строятся 47 станций.

– Вы с чувством рассказываете о работе вашего центра. По глазам видно, работа вам в удовольствие. Будто удалось объединить работу и хобби. Это так?

– Да. Когда есть пять разных мнений, очень сложно найти компромисс и решить проблему. Нужно убеждать людей. Каждый день. Переключая режимы – ты только был дипломатом, но вот пора переходить в учебную аудиторию. Иногда приходится выступать в роли преподавателя. Или же становиться на время жестким начальником.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости