Роман Широков: "Россия может претендовать на полуфинал"
ЧМ-2014. Матч №16. Группа H. 17 июня. РОССИЯ – КОРЕЯ
Капитан российской сборной помочь ей сейчас, к сожалению, не может, но в интервью "СЭ" выразил уверенность, что его партнеры справятся.
– Начнем с главного – напутствий и пожеланий команде в преддверии ее старта на чемпионате мира.
– В напутствиях она вряд ли нуждается – все и так ждут по-настоящему большого события, прекрасно понимая при этом, что должны делать. Главное – показать свою лучшую игру, тогда ребятам многое будет по силам. Пожелать же могу только удачи.
– Может быть, дадите напутствие кому-то персонально?
– В этом тоже нет нужды. У нас есть команда, и победить мы можем только командой.
– Какого максимального результата ждете от сборной?
– Главное сейчас – выход из группы. Важен не каждый отдельный матч, а конечное попадание в плей-офф. Дальше пока загадывать не стоит – все будет зависеть от формы. Но уверен: если все пойдет как надо, мы вполне реально можем рассчитывать и на четверть-, и на полуфинал.
– Даже полуфинал?
– А почему нет? Другое дело, что заявлять сейчас об этом неправильно – все надо делать шаг за шагом. Однако нацеливаться на высокие цели необходимо.
– В кого особенно верите при исполнении этих целей?
– Повторю еще раз: в одиночку никто ничего не выиграет, каким бы Месси или Пеле он ни был. Побеждает всегда команда.
Кокорин и Семенов уверены: к Корее все будут готовы на 100 процентов
СОБИРАЮСЬ ВЕРНУТЬСЯ В СЕРЕДИНЕ ОКТЯБРЯ
– Поддерживаете ли вы связь с партнерами, находящимися в Бразилии?
– Постольку-поскольку. С кем-то переписываюсь, узнаю новости.
– И с кем же чаще всего?
– С Самедовым.
– Как настроение у него и у остальных?
– Хорошее. Все в ожидании большой игры.
– Не жалуются на казарменную дисциплину?
– А с чего вы взяли, что она казарменная? Журналистов не пускают в расположение команды? Так это правильно. Вам выводят каждый день двух игроков – спрашивайте о чем хотите. Но пресс-конференции почему-то получаются скучными, не из-за журналистов ли?
Может, разрешить вашим коллегам постоянно сидеть в холле отеля? Но разве какая-то сборная это позволяет? Так что не надо страшилок. У команды абсолютно комфортные условия, нормальный распорядок, есть где погулять. А за пределами базы в Иту делать, как мне кажется, вообще нечего. Приехали-то мы не в туристических целях.
– Вы сейчас автоматически сказали "мы" – похоже, в голове так и не укладывается, что чемпионат мира прошел мимо?
– На самом деле я к этому давно был готов. Еще 9 апреля съездил на обследование в Финляндию, и там мне сказали, что операция категорически необходима. Я, правда, попытался продержаться до чемпионата мира на консервативном лечении. Сделал все что мог, боролся за поездку до конца, попробовал все возможные методики. Но в последнюю неделю только усугубил свое состояние. Что ж, теперь придется оставаться в футболе до 2018 года (улыбается).
– Желание отложить неизбежное, пусть даже рискуя здоровьем, шло от вас или от штаба сборной?
– Было обоюдным. Я очень хотел сыграть в Бразилии, а тренеры и врачи сборной, со своей стороны, просили меня принимать решения, исходя из объективного состояния. Увы, ничего в итоге не вышло, и я повторил "подвиг" Васи Березуцкого перед последним Euro – сыграл все отборочные матчи, а на финал не поехал.
Юрий Жирков:
"Следите за Кокориным
и Старриджем"
– Откуда она вообще взялась, эта злосчастная травма? Вы ведь никогда не были особо подвержены повреждениям?
– Плантарную фасцию стопы повредил 27 июня прошлого года – на первом сборе "Зенита" после отпуска. А позже, в октябре, мне вдобавок диагностировали тенденит ахиллова сухожилия – это фактически профессиональное заболевание футболистов. Проблемы с сухожилием могут постепенно накапливаться и усиливаться по ходу развития карьеры, что со мной и случилось.
В общем, за последний год не провел ни одной игры стопроцентно здоровым. Лучше всего было среагировать максимально оперативно, а не запускать ситуацию, но год назад это не казалось столь опасным. Больше всего сейчас жалею о том, что не решился на операцию в декабре: уже давно восстановился бы.
– Вы сами должны были решиться?
– Настоять должен был клубный медицинский штаб, он этого не сделал, но виноват в любом случае я сам, поскольку можно и нужно было обратиться к другим специалистам. Кстати, в декабре я был в Соединенных Штатах и там, при содействии врача сборной и Владимира Буре, отца Паши, прошел обследование в госпитале в Майами. Врачи сказали, что операция необходима. Но срок восстановления – 5 месяцев – меня никак не устраивал. Теперь-то понимаю, что пять – это практически по максимуму, а уложиться при большом желании можно было и в три-три с половиной.
– Почему вы оперировались именно в Финляндии?
– Потому что здесь работает один из лучших специалистов в мире.
– Операция, как я понимаю, прошла успешно?
– Более чем.
День сурка. Как живут игроки сборной России
– И когда должны восстановиться?
– Прогноз – 4-5 месяцев. Хотя для идеальной реабилитации может понадобиться полгода.
– Ну, между пятью месяцами и половиной года разница невелика.
– Почему вы так считаете?
– Потому что выйти на поле в ноябре или в декабре – не принципиально. Все равно – конец сезона.
– Это для вас не принципиально. А для меня это разница в 5-6 игр. Если играть с ноября, можно зацепить 7-8 матчей, а с октября, так и вовсе 10-12. Вместе с весенним окончанием сезона наберется около 20 за чемпионат, а это уже вполне приличный показатель.
– Но надо же еще и форму набрать?
– Физические кондиции легко набираются в последние два месяца лечения – за счет велосипеда и других нагрузок, а игровой ритм восстанавливается за 1-2 матча.
– И когда же вы планируете появиться на поле?
– Уверен, что это произойдет в середине октября. Во всяком случае, все, что зависит от меня самого, сделаю.
– В чьей форме планируете порадовать нас этим событием?
– Пока мне нечего сообщить. На сегодня бесспорным остается только тот факт, что до 30 июня я – игрок "Зенита". А когда что-то изменится, вы сразу узнаете, не сомневайтесь.
Василий Березуцкий: "Конечно, нам есть что доказывать на этом ЧМ!"
УЛОВКА ДИЕГУ КОСТЫ – ЧАСТЬ ИГРЫ
– Хорошо, если не хотите говорить о возможных вариантах продолжения клубной карьеры, вернемся на чемпионат мира. Много матчей посмотрели?
– Практически все те, что шли в нормальное время, не поздно ночью или, точнее говоря, вообще под утро.
– И как вам старт турнира?
– Старт хороший – бодрый, результативный. Да и итоги матчей интересные, особенно, конечно, в поединке между чемпионом и вице-чемпионом мира.
– Что случилось с испанцами?
– В общем-то, ничего сверхординарного. Начали они вообще здорово: реализуй свой момент Сильва перед первым голом ван Перси, все могло развернуться совсем в другую сторону. Голландцы, на мой взгляд, ничего фантастического не показали – просто классно использовали свои моменты, за исключением самого первого, у Снайдера. Понравился мне Блинд с его передачами, хороши форварды, но испанцы сами виноваты, что так все завершилось. После третьего гола (забитого, кстати, с нарушением правил), действующие чемпионы просто развалились. А ошибка Касильяса и вовсе добила команду.
– И что, Испанию из фаворитов безжалостно вычеркиваем?
– Одна игра ничего не решает, даже такая катастрофическая. Вот выиграют испанцы две остальные, пусть даже по 1:0, выйдут в плей-офф, а там окончательно придут в себя – у них ведь очень хорошая команда. А мы с вами прекрасно помним, как сборная России начинала с 1:4 и занимала третье место и как не выходила из группы после 4:1. В общем, делайте выводы.
– Как вам бразильцы?
– На мой вкус, пока ни шатко ни валко.
– Многие вообще считают, что три очка заработали не они, а японский судья.
– Вот с этим абсолютно не согласен. Человек рукой за плечо соперника схватил – значит, правила нарушил. Почему на это нужно закрывать глаза? Нарушение – оно везде нарушение. Без разницы – в штрафной или нет.
Максим Канунников:
"Фред упал - и поступил правильно"
Судья находился в пяти метрах от эпизода и видел его в динамике, в которой, кстати, и по телевизору все воспринималось, как фол. Другое дело, что после 50 просмотров можно найти какие-то "но". Только у арбитра-то этих повторов нет. Поэтому считаю пенальти абсолютно справедливым, как, кстати, и заработанный Диегу Костой в матче с голландцами.
– Но он же явно оставлял ногу и даже искал ею соперника.
– И что? Футбол – это такая игра, где важно, кто кого перехитрит. Специально оставил ногу, чтобы защитник ее зацепил, а тот не смог уйти от столкновения – значит, ты его переиграл. Это часть футбола.
– Бразильцы отличались от той команды, с которой вы встречались в прошлом году в Лондоне?
– Знаете, ощущения на поле и у телеэкрана очень разные. По сравнению с лондонской игрой они на своем чемпионате мира обязаны были прибавлять. И мы увидели достаточно компактную игру, прессинг, быстрый отбор мяча. Другое дело, что этот прессинг не всегда проходил, и тогда у хорватов получались быстрые атаки. Но это уже издержки тактики и, наверное, готовности отдельных футболистов.
– Нельзя не отметить, что в целом хозяева не так уж и много создали.
– Согласен. Но не забывайте, что сборная Хорватии действовала очень компактно, не оставляя зон.
– Может, и сам фаворит не особенно форсировал события – чемпионат-то впереди длинный…
– Я бы так не сказал. Судя по тому, как бразильцы пели гимн, они вышли на поле для того, чтобы хорватов разорвать. Желание у них было просто огромное, что тоже, кстати, могло помешать.
Ионов не увидел пенальти
на Фреде, Файзулин болеет за финал с Колумбией
КОМАНДА САМА РЕШИЛА, ЧТО БОНУСЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТОЛЬКО ЗА ВЫХОД ИЗ ГРУППЫ
– По вашим собственным словам, огромное желание есть сейчас и у нашей команды. Что-то мне становится тревожно...
– Не бойтесь, корейцы хотят победить не меньше нашего (улыбается). Так что все будет зависеть от того, кто лучше готов.
– Учитывая жару и влажность Куябы, боюсь, что к вашей фразе надо добавлять слово "физически".
– За это тоже не беспокойтесь. Я присутствовал на всей московской части подготовки нашей сборной и могу сказать, что объем работы там был проделан более чем внушительный. Товарищеские матчи действительно игрались "под нагрузками". Разве что в последнем было чуть полегче. База заложена качественная – даже не сомневайтесь. И сейчас, когда ребят уже "отпустили", должна прийти свежесть. Очень надеюсь, что команда подошла к старту в оптимальном состоянии.
– Объем нагрузок сравним с тем, что были у Хиддинка и Адвоката?
– Объемы всегда примерно одинаковы, а вот упражнения отличаются.
– Если закончить об игре Бразилия – Хорватия, кто был лучше – Неймар или Оскар? Я вот считаю, что несмотря на дубль первого, игроком матча следует признать второго?
– Пожалуй, соглашусь с вами. Правда, начал Оскар не очень активно, что сказалось на действиях всей команды, но когда он начал брать игру на себя и руководить ею, у бразильцев все наладилось, они стали проникать в чужую штрафную. Хотя и Неймар был хорош, тут тоже нет сомнений.
– Кто, по-вашему, главный фаворит ЧМ-2014?
– Если честно, то многие команды я просто не видел, особенно не из Европы. Поэтому прогнозировать что-то тяжело. Вот когда всех посмотрю, тогда и можно будет сказать что-то определенное. К тому же кто сейчас знает – будут те же голландцы сиять до конца или их столь яркая игра окажется разовой? Или вот: мне неожиданно очень понравилась Мексика, но окажется ли она так же хороша в матче с более сильным соперником, чем Камерун?
– Вот вы сказали, что пока все в основном проходит достаточно весело и результативно.
– Так и есть.
– Но впишется ли в эту намечающуюся тенденцию российская сборная с ее ставкой прежде всего на надежность?
– Во-первых, назовите мне хоть одну сильную современную команду, которая не заботится о надежности. Таких просто нет. А во-вторых, удивляюсь тем, кто считает игру нашей сборной осторожной или даже оборонительной: а как же тогда схема с тремя форвардами?
Обряда для новичков
в сборной России нет
Другое дело, что мы на поле не одни и с кем-то из соперников получается больше атаковать, а с кем-то приходится чаще защищаться. Но так у всех, даже у лидеров мирового футбола. Разве что безопасность своих ворот они могут обеспечивать по-разному: кто-то с помощью высокого прессинга, а кто-то – откатываясь назад. Но это уже нюансы тактики.
– Убедили: мы на основном направлении современного футбола. А со словами Василия Березуцкого о том, что нынешняя сборная – самая дисциплинированная в российской истории, согласитесь?
– Васе в данном случае виднее – он в сборной дольше меня. Если не ошибаюсь, с 2003 года.
– Но вам-то тоже есть с чем сравнить?
– В общем, он, наверное, прав.
– А что еще, кроме завидной дисциплины, можно отнести к главным достоинствам нынешней команды?
– Сплоченность и физическую готовность, в наличии которой, повторюсь, уверен. У нас вообще очень хорошие игроки, вполне сравнимые с теми, кто играет в лучших сборных мира. Нужны доказательства? Вспомните матчи с Бразилией и Португалией.
– Кому вы отдали бы повязку, будь ваша воля, – Василию Березуцкому или Игорю Денисову?
– Оба достойны. Как Капелло решит, так тому и быть.
– Говоря о капитанских обязанностях… Вы успели поучаствовать в обсуждении призовых? А то сведения разнятся: игроки говорят, что да, а вот Николай Толстых утверждает, что вас при обсуждении не было.
– Он меня не заметил? Странно, я ведь был без шапки-невидимки... Но если Николай Александрович говорит, значит, меня не было (улыбается).
– Переговоры получились долгими?
– И пяти минут не заняли. РФС вышел с обычными предложениями – платить за каждый матч, но мы выдвинули встречные: бонусы только за выход из группы. И, естественно, за дальнейшее продвижение, если оно будет. РФС, само собой, согласился. Единственное: персоналу мы попросили заплатить, даже если выход из группы не состоится. С этим тоже не спорили.
– В чем корни подобного предложения: вы хотели доказать, что в сборной играете не за деньги? Или таким вот образом стимулируете сами себя?
– Ничего мы никому не доказывали, просто решили, что так правильно. Причем это решение всей команды – если раньше при обсуждении подобных вопросов со мной, к примеру, никто не советовался, то теперь спросили всех.