Борис Игнатьев: "Быстров прилетел в Москву, но оказалось, в сборной его не ждали"
ЧМ-2014. До старта – 14 дней
Заслуженный тренер России, в 1996 – 1998 годах возглавлявший нашу национальную команду, а ныне являющийся вице-президентом "Торпедо", – о составе сборной и ее перспективах в Бразилии.
– Давайте начнем с ваших впечатлений от тренировки сборной, которую вы на днях посетили.
– Ощущения самые приятные. Тренировка была серьезной – главным образом, тактической направленности, в ней моделировалась атака и контратака. Несмотря на сильный дождь, затруднявший работу, занятие прошло живо, на хороших эмоциях и, что особенно важно, на высоких скоростях. Понравилось и то, что Фабио Капелло не просто следил за действиями игроков, а постоянно останавливал ребят, если ему что-то не нравилось, давал указания, вносил коррективы.
– В работе Капелло со сборной немало необычных моментов. Это, например, недавнее деление расширенного списка игроков на основной и резервный. Раньше вроде бы такого не было?
– Мне вообще-то не хотелось бы подробно затрагивать эту тему. В самом факте разделения списка ничего удивительного не вижу, вот только сделать это, как мне кажется, надо было не в последний момент. А то, например, включенный в расширенный список Газинский из "Краснодара", ранее выступавший за "Торпедо", позвонил в наш клуб поделиться своей радостью, рассказал, как он ждет не дождется первого сбора, но вскоре узнал, что его не вызвали. А Быстров и вовсе прилетел уже в Москву, но оказалось, что здесь его никто не ждал. Надо было провести это разделение как-то помягче, поделикатнее.
– Каким вы находите основной состав игроков?
– Такие вещи невозможно обсуждать, глядя со стороны. Образно говоря, у прораба есть проект дома и набор строительных материалов, которые ему внешне нравятся. Но, чтобы определиться, каким из них отдать предпочтение, надо пощупать их своими руками.
При близком знакомстве на сборах тренер получает информацию о человеческих качествах своих подопечных, уточняет их возможности. Игры чемпионата России дали ему основания полагать, что дом может быть построен, а сейчас он создает прочную конструкцию, чтобы она в трудных испытаниях не развалилась. Готовясь к чемпионату мира, Капелло не упускает из вида перспективу, разбирается, что дальше будет делать с каждым из игроков, – контракт-то у него долгосрочный.
– Ваши последние слова, наверное, в большей степени относятся к новичкам сборной, чем к представителям резервного списка. А есть ли в нем игроки, которых вы включили бы в основной?
– У каждого тренера свое личное восприятие, видение того или иного футболиста. Так, Дзюба, на мой взгляд, своими выступлениями в чемпионате России, бомбардирскими качествами имел основания для включения в заявочный лист сборной хотя бы двадцать третьим. Не обязательно он должен был бы играть в Бразилии, но, учитывая его возраст, перспективность, побывать на чемпионате мира ему было бы полезно. Однако Капелло предпочитает более скоростных игроков, которые по ходу матча бывают задействованы в большем количестве эпизодов. Это его право.
– Состав на матч со Словакией соответствовал такой тренерской линии?
– Конечно. Игра носила типично контрольный характер, когда команда находится в стадии подготовки и результат отходит на второй план, зато требуется определить степень готовности каждого футболиста, скомпоновать связки.
- И какова, по-вашему, сейчас эта степень готовности?
– Игра в обороне у команды в целом, на мой взгляд, получилась. Как и начало атаки, и хороший контроль мяча. Но не было должной агрессии в концовке – то ли футболисты находились под нагрузками, то ли после напряженного чемпионата несколько сдали в скорости.
– Можно ли по этому матчу выделить кого-то в рядах сборной?
– Не стану оценивать действия отдельных игроков. Сейчас не играет роли, кто конкретно как сыграл. У Капелло уже есть видение состава, но ряд позиций еще под вопросом. Поэтому-то, например, на правом фланге обороны вместо Ещенко играл Козлов. Свои сомнения тренер пытается развеять с помощью многочисленных замен по ходу матчей, разбирается, кто сильнее на той или иной позиции.
– А незыблемые позиции в сборной есть?
– В центре обороны должны играть Василий Березуцкий и Игнашевич, это никаких сомнений не вызывает, как и Акинфеев в воротах.
– Не слишком ли легких соперников выбрала себе сборная в контрольных матчах?
– В принципе, именно так и должно быть. Только что закончился тяжелый сезон, и нужно постепенно вбежаться, снова втянуться в рабочий ритм. При подготовке к крупным турнирам всегда руководствуются принципом постепенности, начинают с - соперников послабее, чтобы не размыть, а, наоборот, еще более укрепить командные связи, которые против сильных не очень-то выстроишь, да и получить за счет игры и результатов матчей дополнительный запас положительных эмоций.
Кроме того, некоторые считают, что Словакия по своей манере игры напоминает нашего соперника по группе – Алжир. У меня, правда, есть на этот счет сомнения, да и Капелло вряд ли рассматривал матч с такой точки зрения. Большинство игроков алжирской сборной выступают в различных европейских клубах, и ее характеризуют в большей степени индивидуальные проявления, чем цельная командная игра. Следующий наш соперник – Норвегия - проходит как в определенной мере модель сборной Бельгии – у нее тот же потенциал мощи, атлетизма, воли к победе.
– На что может рассчитывать сборная России в Бразилии?
– Не стал бы завышать задачу. Хорошим результатом посчитал бы выход из группы. После 12 лет отсутствия на мировых первенствах решение такой задачи-минимум выглядело бы достижением.
– Трех железных игроков сборной вы назвали, а как мог бы выглядеть ваш полный вариант стартового состава?
– Акинфеев в воротах, справа в обороне Ещенко, слева Комбаров, в центре Василий Березуцкий с Игнашевичем, полузащита – Самедов, Денисов, Широков (в случае его неготовности – Дзагоев), Файзулин, а в нападении связка Кокорин – Кержаков.
СОСТАВ СБОРНОЙ РОССИИ. Версия Бориса ИГНАТЬЕВА