Олег Романцев: "Ничья в пользу Черчесова"
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ – ИСПАНИЯ – 3:3
РАЗМИНКА
В ожидании встречи с испанцами мы с Олегом Ивановичем не могли не вернуться к недавнему спаррингу с Аргентиной. Ведь, как известно, на ошибках учатся. А значит, есть шанс прикинуть, какие перемены были возможны во вторник в Питере в игре нашей сборной.
– На вопрос, что он намерен поменять к матчу с испанцами, Черчесов от прямого ответа воздержался, посетовав лишь, на плохой выход из обороны и нерациональное использование зон. Почему именно на этом заострил внимание Станислав Саламович? – поинтересовался я у Романцева.
– Обсуждая итоги встречи в Лужниках, мы с вами об этом уже говорили. Если в отборе на своей половине мы в целом действовали неплохо, то атаку организовывали слишком медленно. А это давало возможность противнику перестраиваться и перекрывать свободные участки поля. Потому у Смолова с Кокориным практически весь матч не было должной поддержки.
– Может отсутствие остроты наших форвардов объяснялось еще и тем, что они вынуждены были отходить назад, помогая защитникам?
– Вообще-то главная задача нападающих забивать. И плохо, если они с ней не справляются. Значит, в чем-то игровой план не срабатывает. Что и отметил Черчесов, говоря о плохом выходе из обороны. Это признак отсутствия командной скорости. Обладая ей, получаешь возможность быстрее организовывать атаку. А у владеющего мячом футболиста появляются сразу несколько предложений от рванувшихся вперед партнеров – вариант застать противника врасплох и получить пространство для атаки. Похоже, именно это сейчас и заботит в первую очередь Станислава Саламовича.
– Валерий Газзаев заметил, что в нынешнем футболе тот, кто в совершенстве владеет прессингом, будет иметь преимущество над соперником. Значит, первостепенная задача для Черчесова – оптимальная физическая готовность игроков?
– Он не должен этим заниматься. Футболисты должны приходить в сборную уже в состоянии полной боевой готовности. Да и не реально за короткий срок поднять физику. Главное для тренера сборной – определить возможности каждого кандидата, а уже затем выстраивать состав. Еще Константин Иванович Бесков говорил: "Команда – это часы. И если в них заржавеет хоть бы одна шестеренка, то даст сбой весь механизм". Пока вариант, который играл с Аргентиной, не убедил меня в том, что он способен решать задачи, о которых говорит наше высокое футбольное руководство.
– В концовке пресс-конференции Черчесов сказал: "Пусть снова будет 0:1, пусть пойдет критика, но только так можно будет выйти на другой уровень". Согласны с ним?
– Во всем, кроме 0:1. Надо всегда думать только о победе. Так что удачи тебе, Станислав!
ИГРА
Первые минуты матча традиционно ушли на короткое обсуждение тех, кому на сей раз выпало представлять нашу сборную в питерском спарринге.
– Вот эта компания мне больше нравится, – сразу же заявил Олег Иванович. – Жирков со Смольниковым могут качественно атаку на флангах поддержать, а Дзагоев и Алексей Миранчук знают толк в комбинационной игре. Да и Смолов, наконец, на своей позиции оказался. Так что, надеюсь, сыграем повеселей, чем с Аргентиной.
Первые семь-восемь минут так и было: наши высоко прессинговали, шли вперед, Смолов в штрафной чуть не дотянулся до длинной передачи Смольникова. И тут ушат холодной воды – дармовой гол Жорди Альбы!
– Просто непонятно, как же Джикия и Васин в центре штрафной дали испанцу свободно пробить головой, – развел руками Романцев. – И мяч долго с фланга летел, и ситуация просчитывалась. Да и Жорди Альба не из гигантов. Лишний пример тому, что такие ошибки испанцы не прощают.
– Быстрый гол не может заставить поменять игровой план и, бросив все, побежать отыгрываться?
– Чаще всего так и бывает. И здесь важно не поддаваться эмоциям, не отступать от задуманного. Техничным и быстрым испанцам это только будет на руку. Если наши продолжат прессинговать на чужой половине, жестко идти в отбор, то оборона гостей может дать трещину. Мне кажется, ее центр не из самых надежных.
Наши не дрогнули, сражались за каждый мяч, нервировали испанцев фланговыми проходами Жирков и Смольников. Но на 35-й минуте вдруг сказал свое слово итальянский арбитр Рокки, свистком отправивший, словно киногерой Сильвестра Сталлоне, в нокдаун российскую сборную.
– Ладно, главный проспал, – возмущался назначенному пенальти Олег Иванович. – А боковой-то судья куда смотрел? Он же рядом был и видел, что мяч попал Кузяеву в плечо!
Но гнев уважаемого тренера не помешал Серхио Рамосу спокойно исполнить сомнительный приговор. И счет стал угрожающим.
– Обычно такие голы делают злее, – заметил Романцев. – Но терять голову все равно не стоит. Шанс переломить ситуацию есть.
Последние минуты тайма действительно оказались за россиянами и завершились голом в раздевалку.
– Все было сделано с умом: и Алексей Миранчук с пасом не промедлил, и Смолов, классно убрав на замахе защитника, пробил в угол, – дал оценку долгожданному мячу мой собеседник. – Концовка тайма была за нами. И на гол мы точно наиграли.
Недолго после перерыва пришлось ждать и еще одного мяча в ворота де Хеа.
– Вот здесь все было по-футбольному. Казалось бы, момент закончился, но Жирков достал уходивший мяч, а Леша Миранчук добил его в сетку. Вот здесь характер проявили: поборолись, пошли до конца и забили! – прокомментировал это приятное событие уважаемый тренер. – Теперь самое время и о победе подумать.
Но не тут-то было. В дело вновь вмешался тот самый Рокки, вновь указавший на зловещую точку в штрафной.
– Такие пенальти можно давать после каждого углового. Если уж судья не увидел, что никакой игры рукой у Кузяева не было, то, как он мог рассмотреть, цеплял ли Джикия соперника или наоборот? – недоумевал Романцев. – Похожий "левый" пенальти нам дал в Любляне, в матче со Словенией, англичанин Полл. Так Мостовой за ним потом по всему полю гонялся.
– Независимо от статуса матча такое судейство всегда неприятно. Как такие ситуации влияют на игроков?
– С одной стороны, обидно, когда тебя свистками убивают. А с другой, это проверяет на прочность, делает злей. Уверен, сегодня наши рук не опустят.
За двадцать минут до конца трибуны арены "Санкт-Петербург" в этом убедились: испанцы потеряли мяч в центре поля, его подхватил Антон Миранчук, потом Кокорин отдал пас Смолову, а тот не оставил де Хеа никаких шансов.
– Не случайно я говорил, что центр обороны у испанцев не в порядке, – не скрывал радости Олег Иванович. – Молодец Федор! И момент нужный чувствует, и пробить может. Не хочу загадывать, но теперь наши проиграть уж точно не должны. Но и ничейный счет будет в пользу Черчесова.
Так оно вышло. Хотя по моменту забить и мы, и испанцы имели. Но Смолов не очень удачно обработал мяч, а прорыв Родриго ценой травмы прервал Лунев. На том и разошлись.
ОВЕРТАЙМ
– Что понравилось в игре сборной России? – спросил я Романцева.
– Порадовало, что на этот раз мы быстро выходили из обороны и за счет активности Жиркова и Смольникова максимально использовали фланги. Это следствие хорошо проведенной работы над ошибками, допущенными с Аргентиной. А то, что после двух обидных пенальти команда не сбавила обороны и не отступила от своей игры, дорогого стоит. Потому согласен с комментировавшим встречу Валерием Карпиным, который назвал ее самой оптимистичной из всех предыдущих у сборной Черчесова.
– Не сложилось впечатления, что Смолов уже готов присоединиться к Акинфееву и Глушакову, которых после Аргентины назвали лидерами сборной?
– Федор сыграл так, как он умеет и должен играть. Уверен, что летом следующего года мы с вами в этом убедимся.