"Нужно повернуть болельщика лицом к сборной"
МОЛЧАЛИВЫЙ ЗАЕЗД
Михаил ГОНЧАРОВ
из Шереметьева
Понедельник. Жаль, что еще и не первое сентября – было бы символично.
У нашей любимой и многострадальной сборной начинается новая жизнь с новым предводителем – Станиславом Черчесовым. Какой она получится, радостной ли эпохой или так, сереньким и грустным времечком, сегодня не может предсказать никто. Но хочется верить, что следить за национальной командой в ближайшие два года будет как минимум интересно.
А любопытно уже сейчас. В составе ведь на глазах начинается обновление. В списке вызванных на два первых товарищеских матча – лишь семеро из игроков, числившихся в заявке на печальном для нас чемпионате Европы. И пусть кое-кто (а, может, и многие) из французских "неудачников" обязательно вернется в российскую сборную, но запущенный процесс омоложения уже наверняка не остановить.
Место встречи выбрано старое – прекрасно знакомый отель "Шератон" вблизи Шереметьева, превратившийся за последние годы для сборной чуть ли не в дом. Здесь команда пробудет лишь до утра вторника, после чего вылетит в Турцию.
У нашей команды бывают разные лица. Иногда она смеется, улыбается и шутит, футболисты даже при заселении в гостиницу не избегают дружным строем журналистов, а останавливаются, общаются и делятся эмоциями. Иногда же российская сборная нацепляет на себя маску рабочей сосредоточенности и стремится говорить как можно меньше.
В понедельник, увы, было именно такой момент. Может, потому что заселение было не столь растянуто и продлилось не до вечера, как часто было прежде, а до обеда. Футболисты прибывали один за другим, торопились, в лучшем случае здоровались, после чего скрывались за стеклянными дверями. Не остановился ни на мгновение даже Черчесов. Лишь короткий взгляд в сторону представителей СМИ, молчание в ответ на просьбу ответить на несколько вопросов – и вперед, к рабочим делам. Поэтому всякую риторику с впечатлениями от нового цикла пришлось отложить до вечерней тренировки.
Станислав Саламович прибыл одним из первых. Но не самым первым. Еще рано утром, когда на часах едва стукнуло 8.00, прилетели с юга страны футболисты "Ростова" (Джанаев, Полоз, Новосельцев) и "Краснодара" (Крицюк, Петров, Газинский). Основная же масса игроков съезжалась ближе к крайнему сроку – 13.00. Молчаливо и, как казалось со стороны, даже немного хмуро. Словно не товарищеские матчи впереди, а важнейшие сражения в официальных турнирах.
Вот прошагал мимо с измученным видом Шишкин – и было понятно, как непросто далась "Локомотиву" победа над "Краснодаром" и обратная дорога. Вот на шикарном внедорожнике приехали Шатов и Смолов. Вот Кутепов, слишком долго засидевшись в автомобиле, организовал на подъезде мини-пробку и дождался, пока водитель выйдет и откроет ему дверь. Вот откуда-то издалека, выскочив из оранжевого такси, появился скромный и улыбчивый Миранчук. "Интервью? Давайте потом, ребят", – отговорился полузащитник "Локомотива". И это "потом" звучало у отеля еще не раз.
Кое-кто традиционно предпочел скрыться от объективов фотокамер и проследовал через черный ход. К положенному сроку прибыли все вызванные, за исключением Нойштедтера, который присоединится к партнерам уже в Турции, и Мариу Фернандеса, подъехавшего к 14.00. Впрочем, натурализованный бразилец все равно не примет участия в подготовке, а ограничится одним днем пребывания и знакомством с тренерским штабом, после чего вернется в ЦСКА залечивать травму.
Словом, журналистам у "Шератона" было скучновато. Ну и пусть. Не страшно. Главное, чтобы скучно всем нам не было потом, во время матчей нашей новой команды.
БЕЗ ДЗЮБЫ И ФЕРНАНДЕСА
Филипп ПАПЕНКОВ
из Химок
Автобус сборной приехал на "Арену Химки" в 17.30. Первым, как и положено, из него вышел Станислав Черчесов. Впервые – в экипировке национальной команды. Но не один, а в компании с Виталием Мутко.
Помимо президента РФС вместе с командой прибыли на стадион и другие вип-персоны: первый вице-президент футбольного союза Никита Симонян и глава премьер-лиги Сергей Прядкин.
Для прессы были открыты первые 15 минут тренировки. Вместились в них только пробежка по кругу, разминка, которую провел Владимир Паников, и самое начало упражнений с мячом – этим процессом руководили уже сам Черчесов и Мирослав Ромащенко. Вратари сразу отделились от общей группы и работали в стороне с Гинтарасом Стауче.
Мутко все это время стоял у бровки и беседовал с врачом сборной Эдуардом Безугловым.
Первым делом бросилось в глаза отсутствие всегда заметного и шумного Дзюбы. Форвард, как и обещал, попросил у тренерского штаба самоотвод: во избежание рецидива травмы. Не приехал на тренировку и получивший в Томске повреждение Дзагоев.
А еще удивило, что наравне со всеми работал Кудряшов, который получил накануне сотрясение мозга. По крайней мере такая информация поступала из "Ростова".
– Ну раз тренировался, значит, сотрясение, может, и было, но не мозга, – в фирменном стиле отшутился Черчесов, когда после тренировки его попросили разъяснить этот парадокс. Словом, с диагнозом дончане переборщили.
– Что касается травмированных, то Дзюба участия в сборе точно не примет, а Дзагоеву мы сделали дополнительное обследование, – продолжил главный тренер. – Ничего сверхъестественного там нет, но еще посмотрим. Главное не навредить.
Не было на "Арене Химки" и Мариу Фернандеса, который утром приезжал в гостиницу вместе с остальными сборниками.
– С Фернандесом поговорили полчаса. Он на португальском. Я – на всех языках. Друг друга поняли. Он рассчитывает сыграть с "Тереком", хотя у меня есть сомнения по этому поводу. А Нойштедтер играл вчера в Турции, поэтому остался там. Считаю, в таких моментах нужно быть гибким, – пояснил Черчесов. После чего перешел к более общим темам.
– Многие поздно вчера прилетели, подуставшие, поэтому тренировка была, с одной стороны, восстановительная. С другой – мы первый раз встретились и кое-какие тактические моменты обсудили. А так мяч поласкали, друг друга почувствовали. Во вторник, думаю, проведем примерно такое же занятие. Перед этим будет сдача крови, тесты.
– Как планируете строить игру команды: в 3 или 4 защитника?
– Вопрос вопросов... Нойштедтер вот в Турции играет в 3. Так что чуть-чуть поломаем голову. Будем искать оптимальную конструкцию.
– Как настраивать команду на товарищеские матчи, которые ждут нас в ближайшие два года?
– Во-первых, встречи не товарищеские, а контрольные. С чего вы взяли, что игроки будут относиться к ним халатно? Это сборная, в любом случае нужно добиваться результата, в том числе в контрольных матчах. Во-вторых, нужно создать такую среду, чтобы футболисты приезжали с хорошим настроем и могли себя проявлять.
– Каких соперников хотите видеть в това... контрольных матчах?
– Всегда старался подбирать сильных. На их фоне можно себя оценить, понять слабые места.
ОКТЯБРЬ. НОВЫЙ СТАДИОН "КРАСНОДАРА". РОССИЯ – КОСТА-РИКА
– Матчи у нас впереди не товарищеские, а контрольные. Товарищеские – расслабляющее название. В том числе для клубов. Это полноценные поединки, с достойными соперниками, – сказал Мутко. Такой общий подход к формулировкам – явно не случайность.
– Мы выпали из отборочной группы, это создает определенные сложности, но своих соперников до 2018 года видим, – гарантировал министр. – Хотим играть с сильными сборными: с Италией, Испанией, Германией, Португалией. А ближайшие планы – матч с Коста-Рикой 9 октября, откроем им новый стадион в Краснодаре. Потом обязательно сыграем в Казани, в Сочи – все современные арены должны получить возможность принять национальную команду. Это и наше обязательство перед ФИФА.
– Как вам обстановка в сборной при новом тренере?
– Если сравнивать, то ни при ком не было такого кардинального обновления. Поэтому обстановка более настороженная. Много новых ребят, много новых людей в штабе и персонале. Но, думаю, через 2 – 3 дня все будет отлично, тогда можно будет и оценки давать. В этом плане очень рассчитываем на опытных ребят – Акинфеева, Березуцких, Шатова. Они должны задавать тон.
– Вас удивил список вызванных игроков?
– Нет. Совсем уж новых имен нет. Все на виду, входили в расширенные списки. Сейчас им дают возможность проявить себя.
– А что скажете об опальных Кокорине и Мамаеве?
– Им нужно пройти определенный путь. Вернуть доверие тренеров и болельщиков. Кокорин – очень перспективный игрок. Мамаев тоже. Нужно доказывать игрой, отношением к делу. И тогда они получат шанс.
– Имидж команды после Euro серьезно ухудшился, согласны?
– Да, с имиджем у сборной проблемы. И у российского футбола вообще. Предстоит большая работа. Посещаемость низкая, рейтинги у трансляций тоже. Мы ведем работу, просто не всегда об этом говорим. Игроки сами многое делают, в том числе в социальном плане. Но у нас на первом плане скандальные истории...
– Вопросы безопасности перед вылетом в Турцию не беспокоят?
– Турецкая сторона дала все гарантии. Сам планирую посетить матч.
Сослан ДЖАНАЕВ: "САЛАМЫЧ НИКОГДА НЕ ВЛЕЗАЕТ ВО ВРАТАРСКИЕ ДЕЛА"
– Тренировка прошла в позитивном ключе, на эмоциях. Все было здорово. Я большую часть своей карьеры провел под руководством Станислава Саламовича, играл у него в двух клубах, – напомнил голкипер "Ростова", которого Черчесов назвал недавно лучшим вратарем прошлого сезона.
– Можно сказать, он самый важный тренер в вашей жизни?
– Ну, любой главный тренер всегда самый важный. Его требования всегда нужно выполнять (улыбается).
– Тренер Черчесов – какой он?
– Требовательный. Дисциплина у него на первом месте. И современный.
– Он ведь и сам бывший вратарь. Это влияет на бригаду голкиперов?
– Не помню ни одного случая, чтобы Саламыч влезал во вратарские дела. Он главный тренер. А тренер вратарей – Стауче.
– Согласны, что ваше появление в сборной должно было случиться раньше? Перед Euro, например.
– Получилось так, как получилось. Я ни о чем не жалею. Если меня вызвали сейчас – значит, мое время пришло сейчас.
– У вас сейчас больше положительных эмоций от выхода "Ростова" в Лигу чемпионов или негативных после поражения в Грозном?
– Позитива. Потому что наш клуб сделал большое дело для города. А поражение от "Терека" нужно поскорее забыть. Я вот уже переключился на сборную.
– Товарищеские матчи не всегда удаются нашей сборной. Как на них настраиваться?
– Да у нас и официальные в последнее время были не очень... Нужно просто повернуть болельщика лицом к сборной, поэтому наша главная задача сейчас – выкладываться на 110 процентов.