Дневник черного года. Почему надо забыть 2016-й
ТОВАРИЩЕСКИЕ МАТЧИ. Сегодня РОССИЯ – РУМЫНИЯ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Сложно вспомнить год, когда сборная России по футболу выглядела более беспомощно, чем в нынешнем.
В этом году мы провели худший финальный турнир чемпионатов мира и Европы в современной истории команды. Набрали одно очко – столько же, сколько в 96-м в Англии, но тогда мы попали в группу смерти, с обоими будущими финалистами, да и формат турнира в целом был серьезнее.
В этом году мы опустились на рекордно низкое (53-е) место в рейтинге ФИФА – даже в провальном 98-м Анатолий Бышовец уронил команду только на сороковую позицию.
В этом году главный тренер, уходя со своего поста, дал сборной уничижительную характеристику, втоптав в землю нашу общую самооценку не только поражениями, но и словами.
В этом году лидеры национальной команды перед важнейшей встречей на Euro во Франции устроили свару, закончившуюся синяком под глазом одного из футболистов и уничтожившую последние ростки нормальной атмосферы.
В этом году страна азартно подписывала петицию с заранее невыполнимым, но отчаянным требованием распустить сборную.
В этом году мы потерпели поражение от Катара – искусственной команды, по большей части составленной из натурализованных игроков, которая за свою историю никогда никуда не выходила и болталась в конце первой сотни рейтинга.
В этом году мы уступаем в каждом втором матче, а победили всего в двух (с Литвой и Ганой) – при том, что провели одиннадцать.
Матч с Румынией станет двенадцатым, заключительным. И вместе с тем последним шансом хоть как-то поправить репутацию, уйти на долгий зимний перерыв с нормальным настроением и верой в лучшее. Верой, которая была бы подкреплена не пустыми вздохами, а увиденным на поле.
Мне категорически не нравится фон, которым сейчас окружают сборную. Нам пытаются внушить, что унылый 2016-й это и есть наш уровень, что надо радоваться малому, нас призывают быть реалистами. Даже Дан Петреску, который в своих командах всегда ставил высокие задачи и требовал от футболистов максимального результата, Петреску, который рвет и мечет на бровке, если его ребята пропускают гол, вдруг говорит: поражение от Катара – норма, успокойтесь, дайте тренеру время.
Гипноз со всех сторон. Поддаться на него проще простого. Будьте реалистами, доносится отовсюду. Будьте лузерами…
Уверен, чем дольше нас будут убеждать, что мы – нефутбольная страна и еще кое-что похуже, что поражение от Катара это нормально и все в таком духе, тем глубже мы завязнем в этом болоте. И тогда сделаемся нефутбольными по-настоящему, а не только в чьих-то оценках и представлениях. Тогда 2016-й станет для нас не черной, а самой обыкновенной страницей истории.
Такое обыкновение надо гнать. У страны – уникальный и, возможно, единственный шанс сыграть на домашнем чемпионате мира. Только пятнадцать государств на планете удостаивались подобной чести. И каждое постаралось сделать все, чтобы запомнить это событие навсегда.
Наш успех в 2018-м бесконечно далек от того, что происходит в 2016-м. Следует забыть этот год как страшный сон. И начать его забывать нужно прямо сейчас. В Грозном. В матче с Румынией.