Проект подготовки к чемпионату мира 2018 года
"СЭ" публикует проект реформирования национальной системы подготовки сборных команд России, модернизации и развития инфраструктуры чемпионата мира 2018 года "Результат-2018".
Общероссийская общественная организация "Российский футбольный союз"
ПРОЕКТ
План мероприятий по подготовке спортивной сборной команды Российской Федерации, включая спортивный резерв, к участию в чемпионате мира по футболу 2018 года "РЕЗУЛЬТАТ - 2018". Москва, 2011.
План мероприятий по реформированию национальной системы подготовки сборных футбольных команд России, модернизации и развитию инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года "Результат – 2018" (далее – Программа), повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности на период 2012-2018 годы разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации, протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года, а также основными положениями Стратегии развития физической культуры спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р), подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 717).
Характеристика проблемы,на решение которой направлены мероприятия Плана
Современный спорт имеет колоссальный ресурс для проявления принципа государственности на уровне межличностной коммуникации и общественно значимых процессов; футбол как самый популярный командный вид – очевидный и потенциально один из самых действенных инструментов консолидации общества, преодоления межрасовых, этнических, культурных противоречий, достижения социального равенства разных слоев населения.
Важнейшее смысловое назначение командного вида спортивных состязаний, футбола, прежде всего, в сегодняшней России – развитие традиционно коллективистских, связных, основанных на духовности, нравственном и физическом здоровье общества отношений в социуме. Занятия физической культурой и спортом, и, как следствие, успехи на международных состязаниях всегда свидетельствовали и до сегодняшнего времени являются доказательством жизнеспособности любой нации.
Первая проблема, таким образом, заключена в недостаточной системности, последовательности и программности работы заинтересованных сторон в раскрытии и реализации этого мощного потенциала футбола как самой популярной спортивной игре, способной к решению многих внутрироссийских социальных задач.
В спорте высших достижений, в том числе в футболе, отчетливо проявляются элементы глобализации, стремительно развивается экономическая составляющая спортивной отрасли. В связи с этим экономически неразвитые страны, практически не имеют шансов на командную победу на таких крупнейших международных соревнованиях, как чемпионаты мира по футболу, где аудитория болельщиков и зрителей равна или превышает зрительскую аудиторию Олимпийских игр.
Успешное выступление сборных команд России по футболу на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх – одна из предпочтительных возможностей укрепления национального престижа государства на международной арене, доказательства эффективности применяемых способов государственного управления в целом.
В перспективе соперничество стран за спортивные победы будет усиливаться, что ставит перед Российской Федерацией задачи по разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности российского футбола.
Вторая проблема, вытекающая из сказанного: необходимо осознание того факта, что целевое направление усилий в совершенствование футбольной отрасли в России имеет важнейшее политическое значение в контексте развития мирового спорта (футбола) от общественно значимой части государственности до экономически и политически показательной отрасли страны на международном уровне.
Таким образом, суммируя эти две диалектически связанные проблемы, следует сделать вывод:
стратегическая цель государственной политики в развитии футбола – создание современных, экономически полноценных условий для развития футбольной отрасли в России, таким образом, увеличивая число граждан, ведущих здоровый образ жизни, обеспечивая возможности для занятий футболом разных слоев населения, соединяя и консолидируя общество вокруг идеи физического и духовного развития, привлекая к подготовке сборных команд лучших специалистов, работающих в сфере футбола, и, как следствие, повышая престиж российского футбола на мировом уровне.
Общее состояние дел в современном российском футболе по части экономической, кадровой, собственно спортивной составляющим выглядит следующим образом.
В последние годы государством сделаны крупные инвестиции в развитие футбола. В спортивных школах построены сотни футбольных полей с искусственным покрытием. Если в 2005 году в России насчитывалось не более 80 полноразмерных таких футбольных полей, то к 2010 году построено уже более 400 полей, отвечающих всем требованиям по качеству, экологичности и безопасности, строятся футбольные манежи.
В рамках Федеральной целевой программы и подпрограммы, а также Стратегии развития футбола в Российской Федерации на 2006 – 2016 годы, национального инвестиционного проекта "Подарим стадион детям", принятых и выполняемых Российским футбольным союзом, осуществляется как государственная поддержка, так и привлечение частных инвестиций в целях развития футбола, в том числе детско-юношеского. Предпринимаются серьезные усилия по подготовке и повышению квалификации тренерских кадров, привлечению к научной и тренерской деятельности талантливой молодежи.
Однако указанные меры пока не позволяют существенно обеспечить достаточность государственных гарантий для решения тех концептуальных задач, которые стоят перед российским футболом в настоящее время.
Результаты выступлений юношеских и молодежной сборных команд Российской Федерации в официальных международных соревнованиях за последние 10 лет свидетельствуют о постепенной утрате ими спортивного потенциала. Из 44 международных турниров высшего уровня для команд юношей возраста до 17, до 19 и до 21 года сборные команды России лишь в трех смогли выйти в финальную часть соревнований, и только в 2006 году юношеская команда до 17 лет стала Чемпионом Европы.
Как следствие - неучастие Олимпийской сборной команды страны в Олимпийских играх 1992 - 2012 гг.
За последние 10 лет проведено три чемпионата мира (далее - ЧМ) и три чемпионата Европы (далее - ЧЕ) по футболу, в которых сборная команда России лишь трижды смогла принять участие: это ЧМ-2002 (результат: 3-е место в группе), ЧЕ-2004 (результат: 4-е место в группе), ЧЕ-2008 (результат: бронзовые медали).
Особое беспокойство вызывает тот факт, что в настоящее время молодежь не создает достойной конкуренции, как игрокам основного состава национальной сборной, так и легионерам на клубном уровне (зачастую легионерам не самой высокой квалификации). За последние 5 лет для национальной сборной команды России подготовлен один игрок – Алан Дзагоев. Переизбыток же иностранцев в клубных командах негативно сказывается на качестве селекционной работы при комплектовании главной сборной команды страны.
Ранее в рамках ряда целевых программ выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки спортивного резерва, физического воспитания детей и молодежи.
В частности, в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации", Федеральных целевых программ "Дети России" и "Молодежь России", а также межведомственной программы "Развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации" предусматривались мероприятия по формированию ценностно-ориентированного отношения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом содействию организационно-технологическим циклам подготовки высококвалифицированных спортсменов, спортивного резерва и тренерских и педагогических кадров.
Однако в Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" решению вопросов подготовки научных и тренерско-педагогических кадров, реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению этих кадров в образовательных учреждениях, специализированных спортивных школах, на работе по месту жительства является явно недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
В качестве модели и будущего стандарта развития российского футбола в целом должна стать модель – в контексте стратегической цели – реализации конкретной задачи сегодняшнего дня – подготовка сборной команды 2018 года.
Первое. Принципиальным является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на подготовку Сборной-2018 как сборной-победителя.
Второе. Мероприятия должны быть осуществлены на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях, сформировать победный дух футболистов, их профессиональную ответственность и ответственность перед страной.
Анализ преимуществ и рисков вариантов решения указанной проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности разработки программных мероприятий по подготовке Сборной-2018 в рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы".
1. Цели и задачи, целевые индикаторы
Одним из приоритетных направлений Российского футбольного союза, в период 2011-2018 годов, является реформирование национальной системы подготовки сборных футбольных команд страны. А одной из важнейших социально-экономических задач государственной политики развития футбола в стране, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны является создание условий для повышения конкурентоспособности российского футбола на международном уровне, приобщения молодого поколения к регулярным занятиям футболом, а также модернизация и развитие инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года.
С учетом текущего состояния футбола в России определены следующие цели Плана:
1. Успешное выступление на ЧМ-2018:
- модернизация системы управления футболом;
- формирование сборной команды, уровень игры которой позволит решить поставленные задачи;
- продвижение совместно с клубами ценностей футбола, повышение конкурентоспособности российского футбола;
Основа любой победы - философия и идеология победителя.
- совершенствование процесса подготовки спортивного резерва для
- комплектования сборных команд на основе отбора наиболее одаренных учащихся профильных спортивных школ;
2. Формирование условий для привлечения к занятиям футболом максимально возможного числа детей, подростков и молодежи;
Возможность для всех - все имеют возможность принять участие в футболе
3. Привлечение спортивно-тренерских и научно-педагогических кадров, закрепление их в сфере футбола; создание полномасштабной системы повышения квалификации специалистов с учетом требований футбола и современной науки;
4. Модернизация и развитие футбольной индустрии.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- осуществление оценки состояния футбольной отрасли страны:
- инфраструктура, футбольные клубы, спортивный резерв, финансовые ресурсы (государственные и частные) и др.;
- проведение мониторинга рынка труда, обеспечение совершенствования системы прогнозирования потребностей сферы футбола в руководящих кадрах и специалистах;
- реформирование системы управления футболом, в том числе системы подготовки юных футболистов, юношеских команд, сборных команд России: создание условий для развития системы непрерывного образования, содействие развитию футбольной инфраструктуры, ее оснащению специальным экспериментальным, диагностическим, научно-технологическим и спортивным оборудованием, иными приборами и устройствами, необходимыми для учебно-тренировочной и спортивной подготовки;
- совершенствование системы соревнований: формирование системы методического обеспечения, регламентирующей оптимальность футбольного календаря, безопасность организации и проведения футбольных матчей; системы сертификации стадионов, создания и применения футбольных газов, в том числе с искусственной травой. Разработка профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в футболе;
- модернизация единого информационно – аналитического футбольного пространства: создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав РФС; формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития футбола;
- повышение качества системы образования специалистов в сфере футбола: разработка образовательных программ и обеспечение их аккредитации в установленном порядке; создание условий для улучшения качественного состава научных и тренерско-педагогических кадров, эффективной системы мотивации тренерского труда; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу футбола и закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления этих кадров. Разработка методик и форм привлечения молодых специалистов;
- проведение необходимых инфраструктурных, организационно-технических и градостроительных мероприятий в городах, где будут проведены соревнования ЧМ-2018; содействие разработке архитектурной, проектно-конструкторской документации, а также строительству и подготовке стандартов и сводов правил в части использования и технической эксплуатации объектов ЧМ-2018.
Для решения задач целесообразно утвердить мероприятия Плана подготовки сборной команды по футболу к ЧМ 2018 г Распоряжением Правительства Российской Федерации и выполнить их в один этап с 2011 по 2018 год.
Футбольный сезон 2011-2012 является своеобразной точкой отсчета, с которой начался реальный этап подготовки России и Национальной сборной команды к ЧМ-2018.
Времени осталось немного, если учесть, что Национальную сборную команду ждет участие в отборочных (а в случае успешного выступления и в основной сетке) турнирах ЧЕ-2012, ЧМ-2014, ЧЕ-2016, результаты которых станут определяющими в достижении заявленных целей.
Именно поэтому в комплексе мероприятий, направленных на подготовку сборной 2018 как сборной-победителя, должно быть обеспечено создание такого смыслового и информационного пространства, в котором будет возникать и крепнуть победный дух наших футболистов, формироваться их профессиональная ответственность и ответственность перед страной. В связи с чем, в структуру исполнителей предлагаемого Плана входят следующие организации сферы футбола:
- головная спортивная организация Программы – РФС - координация работ в части реформирования национальной системы подготовки сборных футбольных команд России, организации и участия сборной команды Российской Федерации в ЧМ-2018;
- ведущие футбольную и тренерско-педагогическую деятельность - футбольные клубы, лиги, спортивные школы;
- головная организация - государственный заказчик – Минспорттуризм России, другие организации отраслей – соисполнители Программы, определяемые федеральным органами исполнительной власти - координация вопросов, связанных с модернизацией и развитием инфраструктуры ЧМ – 2018;
- ведущие научно-образовательную деятельность в сфере футбола, экономики и управления образовательные учреждения высшего профессионального образования, отбираемые на конкурсной основе.
Таким образом, сборная 2018-победитель (и взрослая, и юношеская) - результат системной работы по нескольким практическим направлениям, одним из принципов которой является соответствие идеологии и философии победителя.
Воплощением идеологии победителя должны стать:
- сегодняшние футболисты Национальной сборной России;
- юные футболисты (сегодня) 10-21 года, будущие члены основной и юношеской сборных России по футболу;
- поколение футболистов будущего (7-10 лет);
- родители
- болельщики;
- тренеры и учителя;
- спортивные функционеры: менеджеры, агенты, руководители футбольных организаций;
- футбольные психологи и воспитатели;
- ученые в области футбольной медицины;
- работники сферы публицистики, СМИ.
При контроле над ходом реализации мероприятий Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы:
1. Количество региональных и межрегиональных центров футбола.
2. Количество юных футболистов, зарегистрированных в Единой информационно-аналитической системе РФС.
3. Количество профессиональных тренерских кадров, обладающих лицензиями УЕФА.
4. Количество выходов молодых игроков, граждан Российской Федерации, в основном составе клуба (полные игры).
5. Количество выходов молодых игроков, граждан Российской Федерации, в основном составе клуба (на замены).
6. Игровое время молодых игроков, граждан Российской Федерации, в клубе.
7. Количество молодых игроков, заявленных на официальные матчи национальной сборной команды.
8. Соотношение игроков разного возраста в соответствующих лигах.
9. Соотношение на поле легионеров и россиян.
10. Количество региональных клубов болельщиков.
11. Количество игроков, подписавших свой первый профессиональный контракт.
12. Спортивный результат на международных соревнованиях сборных команд по футболу.
В рамках решения указанных задач в Программе предполагается реализовать мероприятия, изложенные в следующем разделе.
3. Перечень мероприятий
Мероприятия Плана объединены по следующим 7 направлениям
Направление 1. Построение системы управления вертикалью сборных и селекции. Обеспечить данные соревнования кадровым потенциалом: ввести должности тренеров сборных команд субъектов РФ, тренеров сборных межрегиональных объединений РФС. Данные тренеры помимо селекционной работы призваны обеспечить соблюдение единых стандартов подготовки игроков, идеологических норм футбольного воспитания. Сборные должны иметь необходимое кадрово-административное, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение.
Выстраивается трехступенчатая система селекции.
Необходимо:
1. В каждой из 81 региональной федерации футбола открываются вакансии - по 2 ставки тренера-селекционера РФС (тренер сборной региональной федерации, тренер-селекционер/спортивный директор), итого: 162 единицы
2. В каждом МРО вводится по 2 ставки тренера селекционера РФС (тренер сборной региональной федерации, тренер-селекционер/спортивный директор), итого: 20 единиц
3. В штате РФС значатся: спортивный директор, тренер селекционер, тренеры семи юношеских сборных команд. Дополнительно открыть вакансии старших тренеров сборных молодежных и юношеских команд - 8 единиц;
4. Открыть вакансии тренеров по работе с вратарями в юношеских командах – 4 ед.
Создается комплексная научная группа 2018, для этого нужно ввести 18 ставок:
- Специалисты по методикам развития физических качеств – 4 чел.
- Медики – 4 чел.
- Фармакологи – 4 чел.
- Психологи – 4 чел
- Диетологи – 2 чел.
- Видео аналитики (биомеханики) – 4 чел.
- Специалисты других специальностей (привлекаются по необходимости) – 2 чел.
Направление 2. Поиск перспективных молодых игроков, способных решить задачу 2018 года Нужно сформировать целевую сборную команду России – 2018 и обеспечить её при этом достаточным финансированием на проведение спортивно-технических мероприятий.
Составление списка игроков, потенциально способных решить задачи, поставленные на чемпионате мира 2018 года.
Проведение комплексного обследования кандидатов в сборную России 2018 по футболу (Кандидатов).
Создание специализированной базы данных Кандидатов с полным набором информации, в том числе ТТХ.
Постоянный мониторинг состояния Кандидатов и ведение базы данных обеспечивает тренер селекционер соответствующего уровня и личный тренер игрока.
Направление 3. Построение системы соревнований сборных и чемпионатов, проводимых в рамках РФС.
Основным элементом системы управления футболом является организация и проведение соревнований и формирование сборной команды, уровень игры которой позволит решить поставленные задачи.
В настоящее время необходимо пересмотреть структуру всероссийских соревнований по футболу. Только система соревнований определяет процесс подготовки и роста игрока. Таким образом, необходимо построить такую систему соревнований, которая обеспечит молодому игроку профессиональный рост.
Решение обозначенных целевых задач подразумевает проведение следующих мероприятий:
- Обеспечение долгосрочных элитных турниров для молодых игроков 17 – 23 лет.
- Организация всероссийских юношеских (селекционных) турниров среди сборных межрегиональных объединений РФС (всероссийский уровень) и систему отбора на них через подобные же турниры региональных (региональный уровень) сборных команд 15, 16, 17, 18-19 лет.
- Организация системы соревнований для команд детских спортивных школ возраста 18-19 лет с продлением возраста учащихся спортивных школ до 19 лет включительно.
- Организация системы соревнований в рамках Национальной студенческой футбольной лиги.
Вторым важнейшим элементом в подготовке сборных команд являются учебно-тренировочные сборы (УТС). При этом работа в клубах не должна вступать в противоречие с интересами сборных и проводится при согласовании сроков и длительности проведения.
Закрепление регламентной нормы по количеству вызовов игроков юношеских сборных команд:
- U 14 – 80 дней
- U 15 – 80 дней
- U 16 – 80 дней
- U 17 – 70 дней
- U 18 – 60 дней
- U 19 – 60 дней
- U 20 – 40 дней
Направление 4. Система образования в российском футболе.
Привлечение спортивно-тренерских и научно-педагогических кадров, закрепление их в сфере футбола; создание полномасштабной системы повышения квалификации специалистов с учетом требований футбола и современной науки.
Образовательные центры футбола должны работать по единым общим стандартам для подготовки специалистов соответствующего профиля. Необходимо учитывать, что в процессе подготовки специалистов важна не только материальная составляющая, но и духовная, идеологическая. Именно поэтому необходимо, чтобы на каждом уровне системы футбольных тренеров работал уполномоченный представитель РФС, обеспечивающий реализацию соответствующих задач на местах.
Решить целевые задачи соревновательной части, а также выполнить требования по повышению уровня профессиональной подготовленности "собственных" тренеров, преподавательских кадров возможно:
- путем воспитания "собственных" тренерских кадров, реализации программы "Учить учителей".
- осуществляя кадровую модернизацию: приглашение ведущих мировых специалистов для проведения соответствующих курсов обучения "собственных" учителей; обучение собственных специалистов в ведущих клубах / футбольных академиях мира.
- осуществляя модернизацию программ обучения.
Предусматривает организацию обучения не по предметному, а проблемному принципу: в процессе обучения ставится практическая проблема и объясняются пути ее решения, как в теории, так и в практических занятиях на футбольном поле.
- путем осуществления научных разработок по направлениям:
- теория и методика современного футбола с учетом результатов деятельности и разработок отечественных ученых;
- спортивная медицина, внедрение инноваций в медицинские аспекты футбола;
- медико-биологические и фармакологические средства повышения работоспособности;
- психологические аспекты командной игры, спортивная педагогика;
- изучение и разумное использование передового инновационного зарубежного футбольного опыта с учетом российской ментальности.
В рамках этой программы в сентябре 2011 года открывается центр подготовки преподавателей (инструкторов) для Академии тренеров, особенностью которого будет:
- Использование ведущих мировых инструкторов на постоянной основе в течение года
- Стажировка отечественных тренеров за рубежом – 4 стажировки по 14 дней в течение года
Направление 5. Меры по защите интересов молодых российских игроков и поддержанию тренерского корпуса.
Утверждение нормы Регламента по статусу и переходам об ограничении перемещения футболистов из одних регионов России в другие до 16-летнего возраста. Исключение из этого ограничения возможно только по решению Исполкома РФС.
Необходимо:
1. Утвердить с сезона 2012 года следующий лимит игроков до 23 лет в основном составе на поле в каждой Календарной игре:
- РФПЛ – 1 игрок возраста до 23 лет;
- ФНЛ – 2 игрока возраста до 23 лет на поле;
- 2-ой дивизион – 3 игроков возраста до 23 лет на поле.
2. Утверждение с лета 2012 года регламентной нормы о том, что игрок, имеющий двойное гражданство, но не имеющий при этом права играть за сборную России, является легионером.
3. Установить помимо выплаты 5% трансферной суммы, согласно механизму солидарности, выплаты от годовой заработной платы игрока до 23 лет в размере 3%. Сумма, равная 3% годовой заработной платы игрока, перечисляется в фонд развития футбола, который, в свою очередь, выплачивает данные деньги спортивным школам, подготовившим игрока (игроков).
4. Обеспечение изменения системы оплаты труда детского тренера. Начислять базовую ставку детскому тренеру, оценивая его работу:
- количеством выработанных часов,
- сохранением контингента занимающихся,
- выполнением занимающимися модельных характеристик физической, технической и тактической подготовленности игроков.
Премиальные же выплаты определить по результату выхода игроков на профессиональный уровень.
Таким образом, тренер получает премиальные выплаты согласно механизму солидарности (Регламент по статусу и переходам игроков), за каждого профессионального игрока.
Направление 6. Автоматизированные информационно-аналитические системы РФС и вопросы коммуникаций.
Контроль истории подготовки игрока будет осуществляться через Единую информационно-аналитическую систему РФС. Предполагается создание единой информационно-аналитической системы, в том числе создание собственной передовой системы видеоанализа Игр всей вертикали сборных по футболу. Вопрос будет решен путем создания единого Интернет-портала с использованием возможностей компании "Ростелеком".
Для полноценной реализации мероприятий данного блока необходимо обеспечение коммуникации с объектами футбола:
- Региональными федерациями футбола;
- Межрегиональными объединениями РФС;
- Спортивными школами и Академиями;
- Клубами.
При этом необходимо построить важнейшую коммуникацию "РФС-Клубы" с целью контроля за функциональным состоянием кандидатов в сборные команды России, с обеспечением постоянного контакта тренерского штаба и научной группы вертикали сборных команд со спортивным руководством Клубов разных лиг.
Правильное выстраивание коммуникации позволит решить проблему сбора информации для ее последующего анализа, что, со своей стороны, обеспечит полноценный контроль реализации мероприятий программы.
Направление 7.Модернизация и развитие футбольной инфраструктуры.
Модернизация и развитие футбольной инфраструктуры должна проводиться в рамках подготовки к мероприятиям чемпионата мира 2018, а также Стратегии развития российского футбола.
Инфраструктура для проведения футбольных матчей ЧМ-2018, а именно: строительство и реконструкция стадионов в городах, где будут эти матчи проходить, должна быть построена в соответствии с самостоятельной целевой программой.
Полноценную селекцию и подготовку футбольных сборных РФ невозможно без инфраструктуры мирового уровня. Поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на правильном подходе ее модернизации и развития, чтобы впоследствии её можно было использовать как тренировочные базы чемпионата мира 2018 года.
Инфраструктурные преобразования требуют системного подхода. А именно: система подготовки футболистов должна строиться как система селекции на трех уровнях: национальном, межрегиональном, региональном.
1. Национальный футбольный центр должен состоять из:
- Административного корпуса
- Гостиницы
- Футбольных полей (2 естественных, одно с подогревом + 2 искусственных, одно с подогревом) с инфраструктурой (трибуна на 1000 мест, раздевалки для двух команд)
Реализовать проект национального центра можно двумя путями:
- через строительство нового центра "с нуля" - ориентировочная цена проекта 100 млн. долларов
- через передачу части спорткомплекса "Лужники" в оперативное управление РФС
2. Национальный футбольный центр для юношеских команд будет введен в декабре 2011 года. Этот комплекс полностью соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода комплексам.
3. Национальный футбольный круглогодичный интернат для постоянного обучения талантливых юных футболистов будет размещен на базе Всероссийского селекционного центра детско-юношеского футбола ВДЦ "Орленок", г.Сочи.
4. Перечень объектов, на базе которых может быть построена трехуровневая система центров подготовки футболистов, приведена в Приложении №1.
5. Закрепление законодательных норм по поддержке, реконструкции и модернизации по перечисленному списку объектов налоговых льгот спонсорам и инвесторам.
В то же время очень важно, чтобы при планировании и размещении баз подготовки для команд–участниц чемпионата мира 2018 учитывалось их дальнейшее использование как центров футбола с решением стоящих перед ними задач по развитию системы российского футбола (Наследие чемпионата мира).
Таким образом, необходима системная совместная работа Российского футбольного союза, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Министерства образования и науки РФ по выработке и реализации изложенных конкретных мероприятий, направленных на решение ближайших и стратегических задач; целесообразно утверждение предлагаемых мероприятий на уровне Распоряжения Правительства Российской Федерации.
Перечень объектов по направлению "Спортивной инфраструктуры" в рамках программы "Результат - 2018"
1. Национальные центры футбола
1. Олимпийский комплекс "Лужники", г. Москва Размещение дома футбола и центра подготовки национальных сборных команд |
2. Учебно-тренировочный центр подготовки молодежных и юношеских команд по футболу, г. Бронницы Московская область |
3. Всероссийский селекционный центр детско-юношеского футбола ВДЦ "Орленок", г. Сочи |
2. Центры подготовки специалистов в области футбола
4. Российский государственный университет физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, г. Москва |
5. Московская государственная академия физической культуры и спорта, пос. Малаховка, Московская область |
6. Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, г. Санкт-Петербург |
7. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Краснодар |
8. Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург |
9. Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
|
10. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Новосибирск |
11. Смоленская государственная академия физической культуры и спорта г. Смоленск |
12. Камский государственный университет физической культуры г. Нижнекамск |
13. Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград |
14. Ярославский государственный педагогический университет, г. Ярославль |
3. Вузы, участники Национальной студенческой футбольной лиги (модернизация инфраструктуры)
15. Санкт-Петербургская Государственная Лесотехническая академия, г. Санкт-Петербург |
16. Ижевский Государственный технический университет, г. Ижевск
|
17. Волжский Государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород |
18. Казанский Федеральный университет, г. Казань |
19. Пензенский Государственный педагогический университет, г. Пенза |
20. Российский Государственный аграрный университет – МСХА г. Москва |
21. Кабардино-Балкарский Государственный университет, г. Нальчик |
22. Кубанский государственный университет г. Краснодар
|
23. Южный федеральный университет г. Ростов на Дону |
24. Донской Государственный технический университет, г. Ростов на Дону |
25. Северо-Кавказский государственный технологический университет, г. Владикавказ |
26. Дагестанская Государственная сельскохозяйственная академия, г. Махачкала |
4. Межрегиональные центры подготовки футболистов
27. НП "Центр подготовки юных футболистов" г. Краснодар |
28. ЦПЮФ "Шинник", г. Ярославль |
29. Межрегиональный центр "Заря", г. Новосибирск |
30. СДЮСШОР по футболу, г. Воронеж
|
31. Межрегиональный центр подготовки юных футболистов Приволжья "Мордовия", г. Саранск |
32. СДЮШОР "Зенит", г. Санкт-Петербург |
33. АНО ОДОД ДЮСШ по футболу "Металлург-Енисей", г. Красноярск |
5. Региональные центры подготовки футболистов
34. СДЮШОР по футболу ФК "Иртыш", г. Омск |
35. ДЮСШ №3 по футболу, г. Курган
|
36. СДЮСШОР по футболу, г. Ижевск
|
37. СДЮСШОР по футболу и хоккею "Зенит-Сигнал", г. Челябинск
|
38. СДЮСШОР "Академия футбола", г. Тамбов |
39. СДЮСШОР им. Ю.М. Михайлова, г. Тверь |
40. Академия футбола имени В. Понедельника г. Ростов на Дону
|
41. СДЮСШОР по футболу, г. Пермь
|
42. СДЮСШОР по футболу, г. Майкоп
|
43. РЦПФ ФК "Черноморец", г. Новороссийск
|
44. СДЮШОР по футболу А. Смертина, г. Барнаул |
45. ГООУ ДОД СДЮШОР по футболу, г. Владимир |
46. СДЮСШОР №11 "Зенит-Волгоград", г. Волгоград |
47. Частное учреждение дополнительного образования Академия "Спартак" по футболу им. Ф.Ф. Черенкова, г. Москва |
48. АНО ДЮСШ ПФК ЦСКА, г. Москва |
49. Центр подготовки футболистов ФК "Динамо" Москва им. Л.И. Яшина, г. Москва |
50. НОУ ЦСО "Локомотив", г. Москва
|
51. АНО ДО ДЮСШ "ФК Зенит", г. Санкт-Петербург |
52. ГБОУ ДОД ДЮСШ "Академия футбола КК", г. Краснодар
|
53. Центр подготовки юных футболистов ФК "Рубин", г. Казань
|
54. Школа-резерв ФК "Кубань", г. Краснодар |
55. РСДЮСШОР №2 по футболу, г. Махачкала |
56. СДЮСШОР №2 по футболу ФК "Волга", г. Нижний Новгород |
57. Детская футбольная школа РФК "Терек", г. Грозный |
58. Центр подготовки футболистов ФК "Томь", г. Томск
|
59. Школа ФК "Ростов", г. Ростов-на-Дону |
60. Академия футбола имени Ю. Коноплева, г. Тольятти |
61. СДЮШ по футболу при ПФК "Спартак-Нальчик", г. Нальчик
|
62. МОУ ДОД СДЮСШОР по футболу, г. Пермь
|
63. Отделение детско-юношеского футбола по подготовке резерва ФК "Жемчужина-Сочи", г. Сочи |
64. МОУ ДОД ДЮСШ по футболу, г. Нижний Новгород |
65. СДЮШОР по футболу "Спартак", г. Владикавказ |
66. МОУ ДОД ДЮСШ по футболу, г. Химки |
67. МОУ ДОД ДЮСШ по футболу "Урал", г. Екатеринбург |
68. Центр подготовки юных футболистов ФК "Шинник", г. Ярославль |
69. Центр подготовки футболистов ФК "КАМАЗ", г. Набережные челны |
70. СДЮСШОР "Юность Москва" по футболу ФК "Торпедо", г. Москва |
71. АНО ДЮСШ по футболу ФК "Динамо-Бранск", г. Брянск |
72. ГОУ ДОД Хабаровская краевая СДЮШОР, г. Хабаровск |
73. Центр подготовки футболистов ФК "Волгарь-Газпром", г. Астрахань |
74. ДЮСШ ДКиС "Газовик", г. Оренбург |
75. СДЮШОР "Факел", г. Воронеж |
76. Центр подготовки юных футболистов ФК "Луч-Энергия", г. Владивосток |
77. ДЮСШ по футболу им. В.Г. Бута, г. Новороссийск |
78. Центр подготовки спортивного резерва ФК "Балтика", г. Калининград |
79. СДЮСШОР "Мастер Сатурн" г. Раменское Московская область |
80. СДЮШОР по футболу г. Дмитров, Московская область
|
81. Центр подготовки резерва ФК "Краснодар" г. Краснодар
|
6. Учебно-тренировочные базы профессиональных футбольных клубов
82. УТБ "ФК Спартак-Москва", г. Москва |
83. УТБ "ПФК ЦСКА", г. Москва |
84. УТБ "ФК Динамо-Москва", г. Москва |
85. УТБ "ФК Локомотив", г. Москва |
86. УТБ "ФК Зенит", г. Санкт-Петербург |
87. УТБ "ФК Балтика", г. Калининград |
88. УТБ "ФК Ротор", г. Волгоград |
89. УТБ "ФК Рубин", г. Казань |
90. УТБ "ФК Волга", г. Нижний Новгород |
91. УТБ "ФК Нижний Новгород", г. Нижний Новгород |
92. УТБ "ФК Крылья Советов", г. Самара |
93. УТБ "ФК Мордовия", г. Саранск |
94. УТБ "ФК Шинник", г. Ярославль |
95. УТБ "ФК Ротор", г. Волгоград |
96. УТБ "ФК Кубань", г. Краснодар |
97. УТБ "ФК Краснодар", г. Краснодар |
98. УТБ "ФК Ростов", г. Ростов-на-Дону |
99. УТБ "ФК Жемчужина-Сочи", г. Сочи |
100. УТБ "ФК Терек", г. Грозный |
101. УТБ "ФК Алания", г. Владикавказ |
102. УТБ "ФК Спартак-Нальчик", г. Нальчик |
103. УТБ "ФК Анжи", г. Махачкала |
104. УТБ "ФК Сатурн", г. Раменское, Московская область |
105. УТБ ООО "Спутник-спорт", г. Сочи |
106. УТБ ФГУП "Юг-спорт", г. Сочи |
Примечание: В перечень объектов по мере согласования с субъектами Российской Федерации могут вноситься изменения и дополнения.