Вячеслав Колосков: "2008-й - случайность, все остальное - закономерность"
ГЛАВНЫЙ ВИНОВНИК – ТРЕНЕР
– Выступление сборной России во Франции все уже признали провальным. Но кто должен нести за это ответственность?
– Одного виновного не назовешь. В футболе есть четкое правило: "Проигрывает команда – проигрывает тренер, выигрывает команда – выигрывают игроки". Следуя этой логике, главный виновник – тренер. Мы же говорим о роли Курбана Бердыева в "Ростове": из не самых выдающихся игроков он сделал команду, ставшую серебряным призером чемпионата. В "Рубине" он дважды становился чемпионом. То же самое можно сказать и при негативном результате. У сборной была четкая задача – выйти из группы, как минимум. С ней был согласен сам Леонид Слуцкий. Критерием оценки действий тренера является результат. Именно он набирает игроков, тренирует их, определяет состав и тактику.
Однако тренер не играет на поле, к тому же мы не знаем, какие установки были даны футболистам. Так что, вторыми виновниками по значимости, но не по важности, являются игроки.
– Кто выступил так, что претензий к ним быть не может?
– На высоком уровне сыграли Акинфеев и Василий Березуцкий.
– Много критики раздавалось в адрес молодого Головина. Справедливо ли, учитывая, что это его дебют?
– Есть отдельные замечания. Александр был наиболее ярким игроком, в том числе и в матче с Уэльсом.
– В той игре, к слову, Головин, выходя на замену, не знал, кому отдать капитанскую повязку. Говорит о многом?
– Нет, конечно. Это просто дело случая. Головин неопытный мальчишка, растерялся. А из этого раздули проблему. О дисциплине закричали, об атмосфере в команде. Здесь вопрос к тренерам, которые не подсказали, кому нужно передать повязку. Получилось некрасиво.
– Все ли было сделано для сборной со стороны РФС?
– К Союзу никаких вопросов нет. Виталий Мутко четко дал понять: для сборной создали все условия, чтобы успешно выступить. У Слуцкого и игроков не было претензий к быту.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ? ТАКОГО ВУНДЕРКИНДА КАК АН
В ФУТБОЛЕ НЕТ
– С новой силой поднимаются вопросы детско-юношеского футбола, отсутствия резерва.
– Как обычно. Этой истории уже лет 20. Это было и при мне, и после меня. Говорим о том, что очень плохо готовим футболистов высокого европейского уровня. Не вдаваясь в анализ, давайте посмотрим, когда наши игроки выступали в европейских клубах большой пятерки. Дасаев, Хидиятуллин, Балтача, Литовченко, Заваров, Родионов, Шалимов, Аленичев, Карпин, Мостовой, Кирьяков, Онопко. Это была последняя плеяда наших футболистов высокого международного уровня. Бесчастных потом появился, затем Аршавин, Павлюченко. Сейчас таких нет. Нет ребят, востребованных в сильнейших клубах.
Вот вы вместе с коллегами посмотрите, какой коэффициент полезных действий многочисленных академий клубов РФПЛ. В них созданы шикарные условия, но кого они воспитали за последние 7 лет – сколько футболистов играет в основе команды, сколько уехали за рубеж и сколько выступает за сборную? Посчитайте, и вам станет ясно. Тогда и будет понятно, кто виноват.
– Если все так плохо, может натурализация тот самый спасительный выход?
– Нет. Это все от лукавого. Получилось у нас с Виктором Аном в шорт-треке и решили перенести процесс на другие виды спорта. Но такого вундеркинда в футболе нет. Гильерме поехал на Euro и просидел весь турнир в запасе. Так почему не взять молодого пацана, который в 2018 году мог бы сыграть за сборную?
– Во Франции наша команда была одной из самых возрастных. Центральные защитники в 2018-м моложе не станут и достигнут критического возраста. Что делать?
– Этого возраста они достигли уже сегодня. Березуцким – 34, для некоторых годы не имеют значения, все это индивидуально. И в 36 лет можно показывать футбол высокого уровня. Но сборная России нуждается в омоложении. Странно, что группа возрастных футболистов, которая точно не сыграет на ЧМ-2018, просидела в запасе на Euro. Можно было взять во Францию трех-четырех ребят, имеющих задатки в ближайшее время стать игроками сборной России. Это стало бы для них огромных стимулом.
– Кого вы имеете в виду?
– Миранчука, Зобнина, Жемалетдинова и других. Если честно, не хочется обсуждать персоналии, для этого есть футбольные аналитики, специалисты. Тренеры молодежных команд знают возможности этих футболистов, можно узнать их мнение.
– Выходит, лучше неопытный молодой, чем ветеран, не имеющий шансов сыграть?
– Нельзя держать команду, полностью составленную из ветеранов. Если мы не берем в сборную молодых мальчишек сейчас, то в 2018-м придется нелегко. Они не прошли испытания крупным турниром – даже не игрой, а обстановкой. Они должны были повариться в этой каше, понюхать пороху, понять, что это такое.
– На чемпионате мира мы увидим обновленную сборную или в большей части состоящую из нынешних игроков?
– Не знаю. Объективно напрашивается вопрос обновления – по возрасту, игре, отдаче, полезности. Но кто это будет, сколько человек, решать тренерскому штабу сборной России.
РОССИЯ ПОКАЗАЛА ТОТ ЖЕ УРОВЕНЬ,
ЧТО И ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗАД
– Широков сказал, что мы показали свой максимальный уровень. Вы видите перспективы у сборной России? Что нужно, чтобы мы выступили как в 2008-м?
– А вы вспомните предысторию 2008-го. 0:3 в отборе от Англии. Случайная победа над Андоррой. 1:4 от Испании. Потом 0:3 от нее же. Поэтому не надо делать из того выступления что-то неземное. Матч с Голландией – это лишь часть общей картины. В этом году команда показала тот же уровень! Просто по-другому сложились обстоятельства. В 2008-м была случайность. А вот в 2012-м, 2014-м и 2016-м мы выступили неудачно – и это уже больше похоже на закономерность.
У нас есть мастеровитые игроки. Как-то нужно до них достучаться. Были ведь хорошие матчи со Швецией и Черногорией в Москве. Значит, есть потенциал. Но как его реализовать?
Я 26 лет поварился в футболе. Если мы, например, проиграли 1:7 Португалии, это не значит что нужно все заканчивать. Нужно просто разобраться, что случилось. Как команда тренировалась, какое у нее психологическое состояние, какая внутренняя обстановка. И это дело специалистов. Со стороны никогда не оценить.
Наверное, будь в порядке Дзагоев и Денисов, все могло сложиться по-другому. Но ведь не факт.
– Заседание технического комитета поможет в поиске ответов?
– Конечно. Откладывать с анализом не стоит. Пусть Гершкович соберет тренеров, ветеранов. Пусть все выскажут свои мысли.
К ЧМ-2018 ЕЩЕ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
СИТУАЦИЮ К ЛУЧШЕМУ
– Сборную сейчас нещадно критикуют. Может, не стоит так гнобить ребят?
– А у нас всегда крайности. Или загоняем сразу в гроб, или чуть что устраиваем гуляния по Тверской. Сколько тогда дифирамбов Хиддинку напели, как он появился: "Ах, пришел в ботинках на босу ногу!", "Какая прелесть, он демократ! Сигару курит и капучино пьет". Так нельзя. А вы, пресса, тем более должны давать профессиональную, а не эмоциональную оценку. Объективность – вот в чем заключается профессионализм.
– Валерий Газзаев говорит, что целью на ближайшем чемпионате мира должно быть попадание в четверку. Здесь есть объективность?
– В данном случае это нормальная задача. А какую еще ставить на домашнем турнире? Выйти из группы? Смешно. Страна восемь лет готовится, чтобы выйти в 1/8 финала?
– Но в случае ее невыполнения опять будет шумиха.
– Ну и что? Задача перед игроками стоять должна! Другое дело, что для этого необходимо наличие квалифицированного тренера, четкой программы подготовки – для каждого игрока.
– Базовый клуб для сборной, о чем говорили пару лет назад, – нужная вещь?
– Ни в коем случае! Опять окажемся в плену какого-то тренера, руководителя клуба… Все должно быть естественно. Нужнее другое: чтобы игрок любой команды находился под постоянным контролем тренеров сборной. Круглосуточно! А для этого весь тренерский штаб должен быть свободным от работы в клубах. Никаких совмещений!
– Кто должен возглавить сборную – Станислав Черчесов, Бердыев, Гус Хиддинк?
– Не моя тема. Я ни за что не отвечаю. Зачем мне кого-то приподнимать, кого-то обижать? Все решает президент РФС. И только он несет ответственность за подбор тренера и его штаба. Специалисты, игроки, конечно, пусть высказываются. Они имеют право. Но не я.
– Как быть с лимитом?
– У вас в газете высказался Харри Реднапп. Он говорит, что лимит должен быть 7 россиян плюс 4 легионера. Только мой вариант – "6+5". Разговоры о том, что молодые игроки не тренируются из-за наличия правильного паспорта – чушь. Не бывает такого. А вот тренеры не хотят тратить свое драгоценное время на дополнительные занятия. С клубных тренеров должны спрашивать!
– За два года есть возможность что-то изменить?
– Есть. Я в этом убежден. У нас есть группа игроков, с которыми можно чего-то добиться. Надежда присутствует. Когда в гимнастике, борьбе, синхронном плавании появляется какая-то звездочка, ее ведут с юных лет. В футболе этого нет. "Коллективная ответственность" – понятие размытое, но в данном случае оно применимо. Президенты клубов, тренеры, руководители академий, все три лиги, составители календаря, судьи, в конце концов, должны объединиться.