"Рубин" готов к роли хозяина "Лужников"
СУПЕРКУБОК РОССИИ-2010.
Завтра "РУБИН" - ЦСКА
Вчера чемпионы России, завершив последний турецкий сбор, прилетели в Москву.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Кадрие
Столик в кафе лобби Adora Golf, молча слушающий Курбан Бердыев и громко докладывающий Гюнтер Горенцель. Вчерашнее утро "Рубин" начал с короткого совещания тренерского штаба, а потом отправился на последнее занятие. После него специально обученные люди грузили пожитки команды в машину, а администратор Рафис Гильманов с паспортами игроков и тренеров поехал в аэропорт, дабы загодя зарегистрировать всех пассажиров чартерного рейса Анталья - Внуково. Чемпионы России, приехав в терминал, забирали документы и шли на паспортный контроль. Так в "Рубине" заведено. Потом казанцев ждали полет, поездка на автобусе по вечерней Москве, заселение в отель, ужин и отдых. Тренировка по прибытии не планировалась. Даром, что хозяин поля "Лужников" в воскресенье - именно клуб из Татарии.
Год назад тема выбора места для проведения матча за Суперкубок вызвала у казанцев если не шквал, то серьезную порцию обычно сдерживаемых в невидимой узде эмоций. Гекдениз тогда взывал к турецкому опыту, предполагавшему подчеркнутый нейтралитет при определении арены. Соотечественники легионера играли однажды даже в Берлине. Благо, есть для кого: диаспора велика и футбол любить, сменив страну, не перестала.
Мы до подобных экспериментов пока не созрели, хотя в той же Германии эмигрантов из стран бывшего СССР хватает. И погода там подходящая. Но пока второй год подряд "Рубин" играет в Москве, где де-юре хозяин поля, а де-факто - гости. Правда, в этот раз "Рубин" поразительно равнодушен к этому. Во-первых, команде, многое про себя понявшей, уже все равно, где играть - дома ли, в гостях, в "Лужниках" или на "Ноу Камп". Во-вторых, требовать перенести встречу в Казань себе дороже. Для поля "Центрального" и два матча за неделю - огромная нагрузка, а тремя играми, выстроенными в ряд, газон казанского стадиона был бы просто уничтожен.
Хотя в идеале, безусловно, с традицией открывать российский сезон матчем за Суперкубок обязательно в Москве нужно что-то делать. Химки, скажем, или Раменское не вызывали бы у казанцев вполне понятного раздражения. "Зенит", полагаю, смотрит на проблему с тех же позиций.
Впрочем, "Рубин" завтра не останется наедине с красно-синим воинством. Клуб за последний год сделал все, чтобы превратиться из команды своего города в явление общероссийского масштаба. Помимо всего прочего, казанцы, прежде слывшие едва ли не самым замкнутым коллективом, смело могут назвать себя одной из самых открытых команд премьер-лиги. Показательно, как чемпион подходит к такому рутинному делу, как традиционные пресс-конференции. Восемь матчей провел "Рубин" в текущем евросезоне, и всякий раз на общение с журналистами приходил новый игрок. Едва ли традиция прервется.
Александр Орехов: "Не хочу попадать в состав из-за травм партнеров"
В прошлом году 26-летний центральный защитник, до появления в "Рубине" входивший в расширенный список кандидатов в сборную России, в основном составе появился на поле лишь дважды.
Мешает регулярно играть самому высокорослому (198 сантиметров) футболисту чемпионской команды конкуренция. Но на тренировках гигант, умеющий отдать точный пас через полполя и обладающий приличной для его габаритов скоростью, наиграл на публичный комплимент Александра Бухарова. Тот, давая интервью нашей газете в ранге лучшего футболиста чемпионата по оценкам "СЭ", утверждал: Орехов - один из соавторов его успеха.
- Позвонили Бухарову, прочитав комплименты в свой адрес?
- Нет, Сашка сам сообщил, что в "СЭ" меня пропиарил.
- Поддержал тем самым товарища?
- Да, постарался. Ведь прошлый год тяжелым для меня оказался. Все сборы нормально прошел, а с началом сезона возникли проблемы. Играть толком не мог. Постоянно что-то мешало. И морально ситуация угнетала.
- Вы никогда прежде не болели столь часто, не получали такое количество травм, как в "Рубине". В чем причина бед, не пытались разобраться?
- Пытался. Многие говорят, что меня кто-то сглазил. Мол, сходить надо к людям, которые такие проблемы берутся решать.
- Сходили?
- Нет. Я в Раифу (Раифский монастырь близ Казани, место паломничества верующих. - Прим.А.А.) ездил. Именно так будет правильно. С батюшкой познакомился, сдружились мы с ним. Двух сыновей там крестил.
- Но место в составе дружба со священником пока не вернула.
- Шанс был. В январе в самом первом спарринге с донецким "Металлургом" меня поставили. Сыграл неудачно.
- Было видно, как сильно вы волнуетесь.
- Так заметно? Досадно. До игры переживал и настраивался, а на поле ошибался. Очень уж хотелось проявить себя. Видимо, не нужно настолько сильно чего-то хотеть.
- При этом вам все равно доверяют и явно надеются, что вы заиграете. Иначе бы отпустили, как Попова, или продали, как Кобенко с Яркиным.
- Я это понимаю и очень хочу отплатить игрой за такое отношение. Думаю, шанс еще появится. Важно быть абсолютно готовым. Попов в этом плане абсолютный профи. С Лехой мы сильно сдружились, живя постоянно в одном номере в поездках, и сейчас общаемся. Хотя были прямыми конкурентами, а тут уж не до сантиментов.
- Муравски с Сибайей тоже живут в одном номере, хотя спорят за место на поле. У Горбанца с Касаевым похожая история. Как игрокам "Рубина" удается сохранять добрые отношения при жесточайшей конкуренции? Драки на тренировках - будни не одной команды. В "Рубине" драк нет, и я с трудом представляю себе подобное.
- Наверное, это главный секрет "Рубина" и большая его сила. Нам повезло, что сложился именно такой коллектив. Когда наши новички говорят, что легко вливаются в команду, они не лукавят, пытаясь польстить партнерам. Хорди, скажем, у нас всего две недели, а уже вовсю хохмит в автобусе и на поле. Улыбка с лица не сходит. Испанец, по-моему, сам не ждал, что так гладко все пойдет в другой стране. Никого прежде не знал, а сразу свой, и все тут!
- При наличии лимита на легионеров вам проще пробиться, чем тому же Хорди, игрокам сборных Салуквадзе, Квирквелия, Сибайе. Любая проблема с кем-то из россиян почти автоматом превратит вас в футболиста стартового состава. Вы это понимаете?
- Да, но не хочу попадать в состав именно так. Никаких травм и дисквалификаций! Пусть играют те, кто лучше готов на сегодня. Я хочу доказать, что вхожу в этот круг. Этот сезон будет ключевым в моей карьере, определяющим будущее. У меня осталось два года контракта с "Рубином", хотелось бы зацепиться и за команду, и за город, который полюбил. Как и супруга. Хотя ехали в Казань с предубеждением, веря: лучший город земли - Краснодар.
- Сейчас мнение изменилось?
- Столица Кубани - свое, родное, но впечатления после Казани Краснодар уже не производит.
- Вас в "Кубань" не звали минувшей зимой?
- Зовут постоянно. Первый раз еще летом 2008-го. Доводы, признаюсь, задевают: мол, Сань, чем сидеть на лавке, давай к нам. Конечно, словами не передать, что футболист чувствует, когда долго остается в запасе. Но уходить из "Рубина" ради самой по себе возможности играть, не решая с командой максимальных задач, не собираюсь. По крайней мере этот год намерен провести в Казани. Буду ловить шанс. Он по-явится, я знаю.
- Вы один из немногих российских футболистов, на личном опыте узнавших, каково быть легионером. Тяжелый он?
- Нет. По-моему, на Украине, куда я ездил на сезон в "Арсенал", лимита не было. Или я его не заметил. Вячеслав Грозный мне доверял. Хорошая получилась школа. В команде тогда были собраны экс-футболисты "Динамо" Коновалов, Яшкин, Кардаш, опытные Нагорняк и Полтавец. К ним добавили нас - молодых и таланливых. Олег Гусев тогда был моим одноклубником. Еще Рябых Андрей из "Олимпии" волгоградской со мной ездил. Тогда он очень перспективным считался. Перспективнее Колодина и Адамова.
- Где он теперь?
- Закончил с футболом. Живет в Волгограде. Такая вот судьба. Я свою надеюсь изменить к лучшему. Цель - играть. И в "Рубине".
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Биберс Натхо: "Готов к борьбе за место под солнцем"
Сегодня 22-летний полузащитник тель-авивского "Хапоэля" и капитан молодежной сборной Израиля прилетит в Москву, чтобы присоединиться к "Рубину".
Футболист пройдет медицинское обследование, после чего подпишет трехлетний контракт с казанским клубом.
- Я человек спокойный, живу футболом, - сказал вчера корреспонденту "СЭ" Натхо.
- Когда "Рубин" впервые проявил интерес к вам?
- Месяца два тому назад. Думаю, что первый матч с моим участием, который представители "Рубина" просматривали, был поединок "Хапоэля" с "Гамбургом". Правда, о заинтересованности казанцев ко мне я узнал чуть раньше. Сразу понял, что интерес этот неподдельный.
- Вам известно, что у "Рубина" одна из лучших систем скаутинга в Европе?
- Мне об этом говорили, но это и так было понятно по той основательности, с которой представители "Рубина" следили за "Хапоэлем".
- Вы отправляетесь в совершенно новый мир - в команду, которая, по определению Мишеля Платини, обладает собственной игровой философией. Нет ли опасений, что из лидера "Хапоэля" вы превратитесь - может быть, и на время - в запасного?
- Я прекрасно понимаю, куда перехожу. "Рубин" - очень сильная команда, которой, с моей точки зрения, просто не повезло в Лиге чемпионов: он вышел бы в 1/8 финала из любой другой группы, да и в своей смотрелся хорошо. Я готов к борьбе за место под солнцем.
- Какое впечатление произвел на вас российский чемпион в матчах Лиги Европы?
- "Рубин" - очень организованная команда. Нам почти ничего не удалось создать у его ворот. Да и к штрафной "Хапоэль" подходил нечасто. Вообще часы, проведенные на поле против "Рубина", хотя и в экстремальных условиях, были неплохим уроком и для меня, и для "Хапоэля".
- Что было важнее для вас: финансовая составляющая контракта или возможность выступать на более высоком уровне - в более сильном чемпионате и в Лиге чемпионов?
- В принципе профессиональная составляющая превалирует над финансовой, хотя и высокая зарплата делу не помеха. Для меня честь, что главный тренер Курбан Бердыев обратил внимание на мою скромную личность. Играть за "Рубин" очень почетно, и я буду стараться работать так, чтобы не разочаровать тренерский штаб и болельщиков.
- Вы не боитесь холодов?
- Вообще-то мне нравится холодная погода, но, разумеется, не такая, какая была в Казани во время нашего матча.
- "Хапоэль" очень долго не хотел отпускать вас…
- Да, в клубе надеялись, что я смогу отыграть сезон в Израиле до конца. Однако "Рубин" четко дал понять, что желает моего приезда перед началом сезона в России. Я, как и моя семья и мои агенты, считаю, что вливаться в коллектив лучше с самого начала, а не в разгар сезона, когда все игровые связи уже налажены.
- Много ли времени у вас уйдет на адаптацию?
- В первые дни я буду в Казани один, ну а затем ко мне присоединятся мать с сестрой. Изучением же русского языка я намерен заняться сразу же, чтобы через пару месяцев уже как-то изъясняться на нем.
Эли ШВИДЛЕР
Тель-Авив