«У меня футболисты пять месяцев не работают». Как клубам ПФЛ живется при «осень-весна»
Толчок разговорам о схеме календаря дал Андрей Аршавин. Телевизионный эксперт предположил, что возвращение к старому формату точно поможет улучшить результаты. Главный тренер «Локомотива» Юрий Семин призвал прислушаться к бронзовому призеру Евро-2008.Клубы РПЛ пока аккуратно высказываются на эту тему. В ФНЛ вообще стараются ее обходить. Зато в ПФЛ готовы к активной дискуссии.
«СЭ» связался с руководителями некоторых клубов ПФЛ, спросив, насколько им комфортно при системе «осень-весна», и хотели бы они вернуться к старой схеме календаря.
Олег Флегонтов, до 20 декабря 2019 года спортивный директор «Новосибирска» (зона «Восток»)
— Если смотреть на проблемы зоны «Восток», то они ничем не отличаются от проблем зон «Запад» или «Центр». Естественно, первое — это бюджет, который формируется регионом на календарный год. И тяжело использовать его в рамках разбитого на два года турнира. При системе «весна-осень» был цельный игровой год, людям платить было проще. Понятно, что многие регионы адаптировались, но проблемы остаются. Я хоть и сторонник старой системы, но сомневаюсь в том, что если мы перейдем на новую сейчас, то сразу увеличится количество клубов, повысится уровень футбола. Дело не только в системе, хотя из-за нее 30-40 процентов бед во втором дивизионе существует: гибнут клубы и так далее. В зоне «Восток» сейчас очень ущербные соревнования, играть в четыре круга шестью командами тяжело. Поэтому правильно, что ПФЛ приняла решение изменить со следующего сезона систему проведения соревнований. Возможно, это изменит уровень футбола на Востоке.
Лидер «Иртыш» играет в манеже, но проводить матчи ФНЛ там невозможно. У «Новосибирска» поле не соответствует требованиям проведения соревнования, там надо поменять газон. В Иркутске газон можно сравнить с колхозным полем. В Барнауле с 2000-х годов вообще ничего не поменялось. Во всей зоне инфраструктура не подходит для того, чтобы нормально проводить соревнования.
Алексей Тихоньких, директор «Читы» («Восток»)
— Главная проблема — использование региональных бюджетов. Нам удобнее, когда при системе «весна-осень» мы в конце года защищали бы бюджет. Мы — дотационный клуб и пока не можем себя обеспечить. Когда люди предлагают уйти от региональных бюджетов, они, видимо, не были здесь и не видели, на чем все тут держится. Погодные условия влияют не так сильно, у всех искусственное поле. Но, конечно, хочется играть летом, чтобы болельщики чувствовали себя комфортнее. Важно, чтобы интерес к футболу был на трибунах, а не для галочки.
При системе «осень-весна» футболисты у меня пять месяцев не работают. Многие учредители задают вопрос, почему мы им платят зарплату? В системе «весна-осень» я заканчивал сезон, зимой готовился к следующему. Я защищал бюджет, все было просто и понятно.
Мы обсуждаем вариант перехода для ПФЛ, но для этого нужно менять систему во всех лигах.
Честно сказать, этот переход в принципе не дал нашему футболу ничего. Когда меняли формат, нам сказали, что в наших регионах построят манеж. Но ничего не получили. В Красноярске, когда построили манеж, был огромный скачок детского футбола. Сейчас мы вынуждены арендовать залы по городу, чтобы дети тренировались. У нас их 700 человек.
Что касается главной команды, то с 20 февраля будем собирать всех для подготовки к сезону. Сначала будем тренироваться здесь — лыжи, кросс, бассейн, потом перед возобновлением сезона поедем в Краснодарский край.
Евгений Шиленков, президент «Велеса» («Запад»)
— Главный плюс системы «весна-осень» в том, что много матчей будут проводиться в хорошую погоду. В ПФЛ стадионы проблемные, всем хочется играть днем. Потому что вечером, например, некоторые арены принимать матчи не могут из-за проблем с освещением. Последний матч с «Луками» у нас перенесся просто потому, что там два дня шел снег. И нереально было привести в порядок поле.
На заседаниях ПФЛ мы всерьез не поднимаем вопрос о переходе на «весну-осень». Хотя у меня есть мысли, как сделать турнир более интересным с футбольной и коммерческой точки зрения.
Бюджетное финансирование утверждается на один год, получается, второй круг команда играет с бюджетом, который еще не утвержден. Но может поменяться власть, и деньги перестанут выделяться. И бывает так, что игроки перестают получать зарплату. Конечно, бюджетным клубам удобнее играть внутри года. Это тонкий момент. Но этот вопрос можно регулировать только в случае хотя бы частичного бюджетного финансирования.
Владимир Зеновкин, и.о исполнительного директора «Металлурга» («Центр»)
— Система «весна — осень» была бы удобнее. И с бюджетом было проще, сейчас система отчетности абсолютно другая. Плюс вопрос подготовки футболистов. Особенно если мы берем региональные клубы. Организовывать сборы несколько раз за зимний период не всегда получается. Всю зиму мы готовим команду для девяти оставшихся игр сезона, что само собой является неправильным. А потом межсезонье месяц, и все начинается заново. Конечно, этот огромный зимний перерыв не идет на пользу. Не то, чтобы мы считали чьи-то деньги, но пять месяцев платим футболистам, которые не приносят никакую практическую пользу клубу.
Если говорить о комплектовании, то за полтора летних месяца тоже сложно пригласить всех нужных игроков.
Мы понимаем, что ПФЛ — лишь часть системы российского футбола. Но лично не вижу больших преимуществ от перехода на систему «осень-весна». Если брать те же еврокубки, то результаты при системе «весна-осень» были явно не хуже. Конечно, мы обсуждаем эти вопросы на различных заседаниях. Но последнее слово будет за руководством РФС. Если этот вопрос будет подниматься постоянно, если будут проводиться разумные доводы, примеры, то реально что-то поменять. Если сидеть молча и наблюдать, все останется так, как и было.
Игорь Левит, генеральный директор «Ленинградца» («Запад»)
— Перейти на обратную систему было бы здорово. У многих команд нет нормальных полей, это — одна из главных проблем. И для нас абсурд, что летом не играем в футбол. Между кругами полгода перерыв, а между чемпионатами — месяц. Часто за эти полгода некоторые команды перестают существовать, игрокам надо что-то делать. Нынешняя система превращает футбол во что-то непонятное. Из-за этого многие не готовы создавать новые клубы или возрождать старые. Потому что когда понимаешь, что сразу надо делать поле с подогревом, для многих это тяжело. ПФЛ однозначно надо переходить на новую систему.
Естественно, это тема поднимается, но просто ее бессмысленно обсуждать только для ПФЛ из-за ротации между лигами. Мы можем закончить турнир в ноябре, но что полгода будет делать команда, которая выйдет в ФНЛ? Поэтому из-за ротации между лигами ПФЛ не может перейти на другую систему.
Насколько я знаю, сейчас нет никаких шансов вернуться к системе «весна-осень». Вряд ли это случится в ближайшем будущем.
Алексей Харламов, заместитель директора «Тюмени» («Урал-Пололжье»)
— Главная проблема — большой перерыв с осени до весны. Только в апреле начнутся матчи. Без игр как повышать мастерство? Товарищескими матчами? Еще можно придумывать всякие Кубки ФНЛ или ПФЛ. Сейчас большой перерыв, а потом за две недели нужно как-то укомплектоваться. Когда играли «весна-осень» был примерно одинаковый перерыв.
Да и конечно весной приятнее играть, чем в ноябре. Вопрос о возвращении всегда поднимается, но только в ПФЛ сменить формат невозможно.
Олег Целовальников, спортивный директор «Волгаря» («Юг»)
— Первое — финансовая составляющая. Второе — короткое межсезонье. Мы сталкиваемся с большой проблемой формирования команды, очень сложно за месяц провести качественную селекцию. Раньше у нас было три месяца, чтобы уделить время селекции. Сейчас это очень сложно. Я за систему «весна-осень». Мое мнение, в футбол надо играть летом. Понятно, что у нас нет холодов, но другим зонам тяжеловато.
Если в свое время перешли на систему «осень-весна», почему мы не можем вернуться? Вопрос только в желании и здравом подходе. Система «весна-осень» явно наиболее приемлема для России.
Андрей Соколов, президент ПФЛ [комментарий после внеочередного собрания членов ПФЛ 17 декабря]
— Система «осень-весна» не является причиной расформирования клубов или снятия с соревнований. Количество клубов-участников не изменилось с момента реформы. Если бы сегодня в ПФЛ было достаточно команд с хорошей инфраструктурой, мы могли бы играть в феврале, ноябре, декабре. Пример вам: хоккей. Там играют круглый год, потому что этот вид спорта ушел под крышу. Если бы футбол располагал такой же инфраструктурой, то без проблем играли бы круглый год. Если бы у нас везде были такие спортивные стадионы, как «Газпром Арена», на которой задвигается крыша. Что касается непосредственно ПФЛ, то мы не можем сами вернуть старый формат, потому что находимся в системе лиг. К тому же нет идеальной модели перехода клубов из лиги в лигу при разных календарных условиях. Переход на систему «осень-весна» или «весна-осень» не приводит к ухудшению или улучшению ситуации. Почему-то после неудач российских клубов в еврокубках нашли проблему в системе, но для начала нам нужно сравнить составы наших команд образца 2005 или 2008 года с теми, что есть сейчас.А если бы кто-то из наших дошел в этом сезоне до полуфинала еврокубка? Разве мы говорили бы, что система «осень-весна» помогает? Мы просто сказали бы, что у нас конкурентоспособные спортсмены.