Кубок – мужикам!
КУБОК РОССИИ. Финал. "ЛОКОМОТИВ" – "КУБАНЬ" – 3:1
Евгений ЗЫРЯНКИН
Финалы крайне редко оправдывают ожидания. Вот и этот их в некотором роде обманул. Но только в хорошем смысле. Обычно решающий матч бывает скупым на эмоции и яркие моменты, которых от него хотят. В Астрахани же вышло ровно наоборот: мало кто рассчитывал увидеть зрелище, а оно удалось на славу. Оголенные нервы соперников не заставили их скукожиться в защитных панцирях, занудно дожидаясь чужой ошибки и панически боясь допустить свою; невзрачные выступления в чемпионате страны почти не отразились на качестве футбола в финальном матче Кубка.
"Почти" в данном случае важная, необходимая оговорка. Старая истина "привычка – вторая натура" имеет к нынешней "Кубани" самое прямое отношение. Давным-давно отвыкнув действовать с полной выкладкой в премьер-лиге, проводить матчи на пределе сил и возможностей, краснодарская команда так и не смогла избавиться от этого дурного свойства в главной игре сезона, когда все стояло на кону.
Причем ляпсусы в ключевых эпизодах у кубанцев случились точь-в-точь как у Шуры Балаганова – чисто машинально. Один встал как вкопанный, когда надо было лечь плашмя, другой не допрыгнул до высокого мяча, когда требовалось не пустить к нему противника, третий поджал ногу и пропустил атаку к своим воротам…
Радость Александра САМЕДОВА и Алана КАСАЕВА. Фото - Артем КОРОТАЕВ/ТАСС
А ведь приблизительно до 60-й минуты даже отъявленным фанатам "Локомотива" не чаялось, что их любимцы не то что Кубок – хотя бы одну опасную атаку сумеют раздобыть. Весь первый тайм и начало второго москвичи были декорацией и массовкой на финальной сцене, где солировала "Кубань". Желто-зеленые не позволяли им вообще ничего. Мячом у железнодорожников чаще всех владел Гильерме, у полевых игроков его конфисковывали так безапелляционно, словно все краснодарцы в свободное время подрабатывают судебными приставами и приобрели на этой службе немало полезных навыков.
Получалось это благодаря предматчевой работе Леонида Кучука. Но "СЭ" не зря предупреждал накануне: в игре все зависит только от футболистов. И вот итог: свой микроматч тренер кубанцев выиграл со счетом 1:0. Его подопечные получили 0:3.
Разлом финального сюжета произошел, когда был не засчитан второй кубанский гол из-за офсайда Игнатьева. В ворота Гильерме мяч при этом влетел уже в третий раз. Возможно, краснодарцы в тот миг почувствовали, что соперник ручной, весь в их власти, ощутили невероятную легкость бытия и неожиданную простоту этого финала. И расслабились. А "Локомотив" как раз тогда разозлился и, обнаружив, что бульдожья хватка, из тисков которой он не мог выбраться целый час, размякла, сам начал терзать оппонента.
Игроки "Локо" с завоеванным Кубком России. Фото - Владимир АСТАПКОВИЧ/РИА Новости
Игорь Черевченко, будучи игроком, поднимал Кубок России над головой пять раз. По ходу финала часто думалось, что нынешнему "Локомотиву" не хватает на поле такого Черевченко – вместе с Пашининым и Оганесяном, а еще Чугайновым, Евсеевым, Соломатиным, Овчинниковым, Лоськовым. Короче говоря, мужиков. Тот самый пресловутый час, битый применительно к "Локо", мужиками выглядели кубанцы. Но настоящие мужики тем и отличаются от так называемых, что всегда бьются до конца, не делят матчи на проходные и важные.
На втором часу финала мужчины как-то вдруг, незаметно переоделись из желто-зеленого в красно-зеленое. И стало ясно, что первый час они просто, по-мужски, терпели.
За это терпение, за характер и волю, за смелость и риск, за умение выжимать из себя все до последней капли "Локомотив" и был вознагражден победой. Которая уже сейчас, через несколько минут после финала, когда еще не забылась первая его, целиком кубанская, половина, выглядит убедительно. Годы спустя, после того как многое выветрится из памяти и останутся в ней лишь красивые отблески вроде гола Миранчука, счет 3:1 и вовсе будет восприниматься почти как разгром. И пусть все мы знаем, что это не так, и что второй гол был забит из положения "вне игры", и что большую часть матча "Локо" был гораздо ближе к 1:3, чем к 3:1, – уважение за концовку этого финала и право считаться в итоге безоговорочным победителем он заслужил.