Вагнер в роли Дрогба. ЦСКА - как "Челси"
КУБОК РОССИИ. Финал. ЦСКА – "АНЖИ" – 1:1. Пенальти – 4:3
Финал Кубка России ЦСКА – "Анжи" стараниями обеих команд получился зрелищным.
Пожалуй, это был лучший финал за последние несколько лет. В Грозном на высоте были не только зрелищность, но и качество футбола. Разумеется, с поправкой на российскую систему координат и жару, оказавшую влияние на ход матча.
ЦСКА и "Анжи" сыграли в свой футбол. Тот, который от них и можно было ожидать, исходя из продемонстрированного во второй части сезона. Правда, речь все же стоит вести о первых 87 минутах, пока соперники были в равных составах.
Большинство голов махачкалинцы забили, вскрывая оборону соперника по центру за счет мелких или средних передач или находя таким же образом брешь на фланге с последующим прострелом в центр на свободного партнера. И большую часть времени до удаления Вернблума "Анжи" действовал именно так. Исключение составили только первые десять минут, когда команда Гуса Хиддинка, похоже, пыталась справиться с волнением и вкатиться в игру.
Наиболее показательным стал эпизод в начале второго тайма, когда Буссуфа вывел один на один с Акинфеевым избежавшего офсайда Это’О. Можно вспомнить и несколько опасных прострелов вдоль ворот уже из пределов штрафной. В первой половине такая передача не стала голевой только благодаря вратарю армейцев, дотянувшемуся до мяча кончиками пальцев и сумевшему изменить траекторию полета.
Если на манеру игры "Анжи" в атаке обратили внимание журналисты, то, разумеется, и для главного тренера ЦСКА Леонида Слуцкого она не стала откровением. Соответствующие коррективы в оборонительную игру были внесены. Четверка защитников армейцев в финале действовала очень компактно. Кроме того, хавбеки ЦСКА располагались недалеко от игроков обороны, максимально уменьшая зазор между линиями. Все это должно было помочь предотвратить те самые излюбленные южанами прорывы по центру. Конечно, полностью нейтрализовать атаку "Анжи" не удалось, но и ждать этого было бы в высшей степени наивно.
Да, при этом москвичи оголяли фланги, но это не особенно беспокоило. "Анжи" почти не практикует навесы, а те подачи, которые исполнял в основном Жирков, становились добычей братьев Березуцких, даже когда на поле появился высоченный Траоре. Наконец, армейцы раз за разом ловили футболистов "Анжи" в офсайдную ловушку, доводя их порой до белого каления (всего у махачкалинцев набралось восемь попаданий в положение "вне игры").
"Достаточно сложно играть против десяти человек, которые окапываются в своей штрафной, тем более против такой команды, как ЦСКА. У нас были моменты, но немного не хватало везения. Часто попадали в офсайд", – грустно констатировал после матча Хиддинк.
Разумеется, мало какой тренер признает, что его команда осознанно отдала территорию и инициативу. Но, учитывая подбор исполнителей в атакующей линии ЦСКА, ход матча отвечал и чаяниям армейцев, которые очень здорово смотрятся как раз в быстрых атаках. При этом, конечно, не стоит забывать про быстрый гол и тяжелые погодные условия, располагавшие именно к такому футболу.
Как бы то ни было, гол ЦСКА забил как раз в этом ключе – отбор Вагнера в центре поля, две молниеносных передачи на разреженном пространстве, рывок и точный удар Мусы. Идеальная комбинация, в том числе и потому, что, как уже говорилось, армейцы вынуждены были выдерживать плотность сзади, а значит, не увлекаться позиционными атаками с большим числом футболистов.
"Когда забили быстрый гол, то больше оборонялись и пытались ловить "Анжи" на контратаках. Большую часть времени это удавалось. Да и погодные условия наложили отпечаток", – сказал после матча Слуцкий.
* * *
Еще один момент, на который хочется обратить внимание: пока два атакующих хавбека "Анжи" – Буссуфа и Виллиан – еще не нашли взаимопонимания. Особенно это бросилось в глаза в первом тайме, когда подопечные Хиддинка атаковали в основном через левый фланг, а все нити игры находились в ногах марокканца. Тогда как Виллиан оказался, по сути, не у дел.
Ситуация поменялась после перерыва, когда Буссуфа отошел вглубь поля, в опорную зону. Бразилец сразу стал чаще получать мяч, успевая и совершать прорывы по правому флангу, и участвовать в комбинационной игре в центре поля. Так что либо Хиддинку, либо его преемнику придется решать задачу по улучшению взаимодействия между двумя главными креативщиками команды.
* * *
Наконец, нельзя не отметить и игру Вагнера в дополнительное время. Бразилец, которого мы привыкли воспринимать как футболиста сугубо атакующего, старательно отрабатывал в обороне против Виллиана на месте левого полузащитника.
"Он передвинулся на эту позицию вынужденно, потому что обороняется гораздо лучше Думбья. Просто Виллиан передвинулся в ту зону, где уже обосновался Вагнер. Установки играть персонально не было", – рассказал на пресс-конференции Слуцкий.
В принципе подобный ход, когда команда остается в меньшинстве, не нов. Например, сразу вспоминается ответный полуфинал Лиги чемпионов-2011/12 между "Барселоной" и "Челси". Тогда во втором тайме после удаления Терри нападающие лондонцев опустились на место крайних защитников, а те, в свою очередь, стали играть ближе к центру, образовав линию из шести человек. И на правом краю обороны тогда пахал Дрогба, успевая при этом еще и выводить мяч из обороны в атаку. Что-то похожее мы наблюдали в субботу и в исполнении Вагнера, который после этого избавился от остатков ореола капризной примы.