20 лет назад подрались футболисты "Зенита" и "Жемчужины". Пришлось вмешаться ОМОНу
Жемчужина - Зенит – 1:4 (0:2)
Голы: Куртиян, 22 – с пенальти (0:1). Панов, 38 (0:2). Гогричиани, 54 (1:2). Горшков, 65 (1:3). Максимюк, 89 (1:4).
"Жемчужина" (Сочи): Крюков, Калайджан, Геладзе, Кутарба, Ещенко, Соколов, Какосьян, Бондарев (Гогиашвили, 46), Гогричиани, Коваленко, Зацепин.
"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский, Давыдов, Кондрашов, Горшков, Игонин, Вернидуб, Куртиян, Бабий, Овсепян, Герасимец (Максимюк, 62), Панов.
Наказания: Вернидуб, 34. Ещенко, 51. Соколов, 55. Коваленко, 78 (предупреждения). Геладзе, 22. Игонин, 32. Кутарба, 85. Бабий, 85 (удаления).
Судья: Ибрагимов (Грозный).
7 ноября. Сочи. Центральный стадион. 3000 зрителей (вмещает 12 500). 17 градусов.
"Зенит" прилетел в Сочи за сутки до игры чартерным рейсом и привез с собой балтийскую погоду – весь день в городе-курорте шел дождь. Правда, в день матча он прекратился, но свое дело сделал: поле стало вязким, скользким и тяжелым для игры. Фаворита на таком поле не было. Вот и сюжет матча получился закрученным. Продолжался он два часа семь минут с массой острых моментов как у тех, так и у других ворот, с перерывами на разборку с судьями и на драку.
Подробно ситуацию в своем материале описал в "СЭ" корреспондент Александр Кузьмин (номер от 10 ноября 1998 года).
Судейство
– К концу матча трибуны извергали проклятия, – отмечается в материале. – Казалось, возбужденные люди готовы были броситься на поле, но двойное плотное кольцо обступивших газон омоновцев заставляло их умерить воинственный пыл. Недовольство болельщиков "Жемчужины" было направлено в сторону одного человека – Лом-Али Ибрагимова. Именно главный судья встречи, по мнению кипятившихся сочинских любителей футбола, "сломал" игру. Известный арбитр из Грозного в течение двух с лишним часов был в центре всеобщего внимания.
<…>
– В первом тайме "Зенит" забил дважды, в том числе с пенальти. Стоппер сочинцев Геладзе уложил на землю врывавшегося в штрафную зенитовца Панова, который готовился пробить в пустые ворота. Ибрагимов удалил Геладзе с поля и назначил 11-метровый. Трибуны были недовольны "двойным" наказанием, хотя "фол последней надежды" был очевиден, – говорится в репортаже.
Второй тайм начался с опозданием на 5-6 минут. Как пишет Кузьмин, после первых 45 минут Ибрагимов был вынужден выслушать в свой адрес тонну оскорблений, а в перерыве в судейскую ворвался один из болельщиков "Жемчужины" и угрожал расправой арбитру, его бригаде и инспектору встречи москвичу Владимиру Агапову. Арбитр отказывался продолжать встречу:
"Мне угрожали, мне были нанесены оскорбления. В такой обстановке я не могу судить и потому прекращаю матч", – кричал Ибрагимов, чьи слова можно было расслышать с трибуны.
Тем не менее Агапову удалось убедить Ибрагимова выйти на поле и продолжить судейство. Хотя этот момент значительно отразился на судействе во втором тайме: несколько, мягко говоря, спорных решений Ибрагимова в пользу "Жемчужины" подогрели страсти на поле, что в итоге вылилось в массовую драку в самой концовке.
Драка
– Бабий вблизи штрафной площади "Зенита" сфолил против Коваленко, – отмечается в материале Кузьмина. – Сочинский футболист, поднимаясь с газона, то ли случайно, то ли намеренно ударил лежащего Бабия бутсой. Несколько минут зенитовцу оказывали медицинскую помощь. Футболисты петербургской команды установили "стенку", а поднявшийся с земли Бабий находился чуть в стороне от нее.
Неожиданно к нему подошел Коваленко, бросил какую-то реплику. Бабий, реагируя на нее, наградил Коваленко подзатыльником, тот ответил ударом на удар. К месту событий подбежали игроки "Жемчужины" во главе с Калайджаном и Кутарбой. Последний вел себя наиболее активно, стремясь ударить в прыжке ногами отбивающегося Бабия. Удар ногой Бабию нанес и Коваленко.
Усилий Ибрагимова, двух лайнсменов и нескольких сохранивших холодную голову футболистов обеих команд, которые стремились разнять дерущихся, оказалось недостаточно. Выяснение отношений на кулаках продолжалось минуты полторы, после чего на помощь судьям пришли опомнившиеся омоновцы. Ибрагимов удалил Кутарбу и одного из двух зачинщиков драки – Бабия. При этом Коваленко, имевший к тому моменту желтую карточку, остался на поле. Таким образом, численное равновесие было сохранено – в командах осталось по восемь полевых игроков. Кутарба, окруженный сотрудниками ОМОНа, в ярости сорвал с себя футболку и, что-то крича, исчез под трибуной. Бабия увели с поля под охраной милиционеров.
Без комментариев
Данный матч был заключительным для Анатолия Бышовца, возглавлявшему "Зенит" на протяжении двух сезонов. После игры на пресс-конференции он передал бразды правления своему помощнику, старшему тренеру Анатолию Давыдову. Ни Бышовец, ни Давыдов, ни главный тренер "Жемчужины" Анатолий Байдачный решили эпизод в концовке никак не комментировать.
Анатолий Давыдов, старший тренер "Зенита":
– Матч получился нелегким, потому что началось все с осечки с "Тюменью", и ребята были в очень плохом психологическом состоянии, как и все наши болельщики. Поэтому вылезти из этого состояния было первоочередной задачей. Думаю, с ребятами мы это сделали. После матча увидел мужиков, коллектив на поле. У команды есть будущее и очень хорошее.
Анатолий Байдачный, главный тренер "Жемчужины":
– Я практически не могу упрекнуть никого из своих футболистов. Пожалуй, излишне нервничал Крюков, но его, наверное, можно понять. Нам вновь пришлось перекраивать линию обороны после того, как получили травмы два основных защитника Бондарук и Журавель. А в кубковых матчах экспериментировать не рекомендуется. Я думаю, что на сегодняшний день "Зенит" оказался сильнее и победил заслуженно.
Один из главных участников драки Герман Кутарба высказался о случившемся в Сочи спустя два года – в интервью Александру Кружкову:
– Когда в "Жемчужине" меня в матче с "Зенитом" удалили – я вообще был ни при чем. Бабий сзади срубил нашего Константина Коваленко. Тот ответил, и завязалась общая потасовка. Не буду же я один стоять в стороне? Бросился разнимать. А когда страсти улеглись, увидел красную карточку.
Наказания
За участие в драке на пять матчей были дисквалифицированы Александр Бабий ("Зенит"), Герман Кутарба, Константин Коваленко и Арташес Калайджан (все – "Жемчужина"). Зенитовец Алексей Игонин, удаленный с поля за грубую игру, был дисквалифицирован на три матча. За недисциплинированное поведение своих футболистов оба клуба оштрафованы на 10 000 рублей каждый, а "Жемчужине" пришлось заплатить еще столько же за необеспечение безопасности судейской бригады.?