4 января 2019, 12:15

Ведущий в выдумках. Голышак – о Романцеве

Юрий Голышак
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Знаменитому тренеру "Спартака" и сборной России сегодня исполняется 65 лет.

"Я всегда боялся Романцева" – высказался как-то Вадим Евсеев. К тому моменту прославившийся яркими выходками и не производящий впечатление человека, боящегося хоть чего-то. Этого Вадима ничем не напугать – только обрадовать. Подрезала машина? Евсеев догонял, прижимал к обочине. Пытался вытащить бедолагу через стекло. Разбитое, разумеется.

А тут – новость: "Я всегда боялся…"

Я не верил, переспрашивал спартаковцев той поры – те улыбались: "Вадик не просто боялся Иваныча. Его парализовывало, стоило Романцеву прикрикнуть".

Нынешние юные и не поймут, как такое возможно. А вот возможно!

***

Моя-то репортерская юность прошла под знаком величия Олега Ивановича. Даже не величия, нет – Олег Иванович был Драконом. Никто не знал, какой он настоящий. Миллион мифов вокруг, догадок. Которые подпитывались редкими новостями, просачивающимися из Тарасовки.

Юра Ковтун, отыгравший в "Спартаке" Бог знает, сколько лет, простодушно открывался мне в интервью: "Я с Романцевым один на один не разговаривал ни разу".

"Ни разу, ни разу!" – неслось эхо. Вплетаясь в мифологию. Та плиточка в общую стенку слухов и домыслов встраивалась органично.

Я оказывался в его комнатке на третьем этаже – это свидание тоже казалось прописанным Клайвом Баркером. Дверь с легким – оттого еще более зловещим – скрипом. Мрак. Где-то в углу тусклая лампочка над столом. Дым, дым, дым. Закрытая форточка. Набитая пепельница. Выверты теней на лице Романцева.

Олег Иванович любезен – до неглубокого предела. Попробуй, корреспондент, проколись с вопросом. Вторую ошибку совершить не успеешь – тебе укажут на дверь. Не кивнув на прощание.

Что уж я, корреспондент – если с собственными ассистентами у Романцева разговор был короткий! Вот нахваливали газеты тренера спартаковского дубля Виктора Зернова. Вдруг хоп – и отправился Зернов из Тарасовки подальше. Без объяснения причин. Начали жаловаться ребята на второго тренера Грозного. Улучили нужный момент, подошли к Олегу Ивановичу – тот одним взмахом руки остановил спартаковский автобус. Грозного, как рассказывают, высадил. Больше в Тарасовке его не видели.

На пресс-конференции с того момента ходил кто-то другой. Анекдот той поры: "Приходит Романцев на пресс-конференцию после матча, говорит: "Извините, Грозный заболел…"

Корреспонденты Романцева боялись и обожали. Кажется, это называется "стокгольмский синдром" – когда влюбляешься в собственного мучителя.

Славили наперегонки. Что и подметил в стихотворной форме один неравнодушный: "Сочините оду за ночь, чем еще хорош Иваныч. И отправьте поутру в www.romantsev.ru".

***

Со мной Олег Иванович хотя бы разговаривал в полгода раз – а кому-то приходилось тяжелее. Работал в "СЭ" корреспондент по прозвищу Полиграф. Явился в Тарасовку, с кем-то переговорил – и приметил стоящего у невысокого заборчика Олега Ивановича. Тот курил в задумчивости. Рядом ни души.

Полиграф собрался с духом – и сделал шаг навстречу счастью:

– Олег Иванович, пару вопросов…

– Никаких вопросов! – раздраженно смял сигарету о столбик Романцев. – Вы что, не видите – я с доктором разговариваю?

Полиграф огляделся – никакого доктора поблизости не наблюдалось. Солнце светило ярко. С поля доносился звук мячей.

Вернулся в редакцию Полиграф настороженным. Смотрел как-то искоса. А вот каким вернулся француз из "France Football" – не знаю. Того привезли в Тарасовку незадолго до матча с "Лионом", кажется. После тренировки подвели к Романцеву. Пять вопросов были выписаны в столбик.

Но "France Football" тогдашнему Иванычу был не авторитет, совсем не авторитет. Отстранился от француза, бросив на ходу:

– Я что, дворник? Мне что, делать нечего?

Был ли человек, не любивший интервью сильнее? Разве что Павел Яковенко, тренировавший "Химки". Подошел к тому на турецком сборе, Яковенко прихлебывал супчик. А тут я.

– Павел Александрович, интервью…

Даже, кажется, в подтверждение показал диктофон и чуть подмигнул. Соглашайтесь – не пожалеете.

Яковенко и мысли об интервью не допускал. До такой степени не допускал, что поперхнулся. Съеденный бульон чуть носом не хлынул.

– Нет так нет, – пожал плечами я.

***

Впрочем, натерпелся от корреспондентов Романцев всякого. Неприязнь объяснима.

Кто постарше, тот помнит – после "Кошице" и пролета мимо Лиги чемпионов представлен был целый фильм. С показом крупным планом, как забывшая обо всем хорошем толпа голосит: "Романцев, уходи!" "Уходи, уходи!" – неслось эхом с экрана.

После чемпионата Европы-96 расписывались истории, как повез с собой Романцев в Англию повара Анну Павловну Чуркину. Борщ, блины, икорка – да под водочку… Хотя – кто все это видел?

Тогда же выводили Павла Садырина на странные откровения в интервью – "Руки Романцеву не подам!"

Не знаю, читал ли это все сам Романцев, слушал ли. Но становился все более замкнутым. Образ вырисовывался все более демоническим.

Даже автомобиль у Романцева был особенный, какой-то дьявольский – черный, размером с дом "Lincoln Navigator". Не представляю, как на таком пробирался Олег Иванович сквозь переулки к себе на Остоженку.

***

Время размягчает всех – никогда не забуду, как радовался моим звонкам поздний Бесков. Бесков!

Оттаял и Олег Иванович. Ему-то точно перерыв в карьере пошел на пользу. На двадцатом году знакомства оказался приятнейшим человеком. Вот встретились пару лет назад на каком-то детском турнире. Сели рядом на трибуне.

– Я такой-то, – представляюсь на всякий случай. Мало ли.

– Да я вас прекрасно помню! – воскликнул Олег Иванович. Даже слегка всплеснул руками. А может, показалось.

Я растаял. Помнит, гляди-ка. Хотя, может, говорит всякому подсевшему.

Рассказал Олег Иванович, что на том "Навигаторе" ездил еще недавно, но ничто не вечно. Пришлось продать.

– Хотя для рыбалки машина незаменимая, – взгрустнул Романцев.

– На что пересели?

Назвал Олег Иванович скромный корейский внедорожник. Проще некуда.

– О! – обрадовался я. – Был у меня такой. 15 тысяч проехал – начал рассыпаться. Под Калязиным рычаг переключения скоростей в руке остался, день эвакуатор ждал. Чуть не помер на жаре…

Олег Иванович огорчился как-то по-детски. То ли за меня, то ли за себя, то ли за человечество в целом. Но не отсел, нет.

Олег Романцев. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Олег Романцев. Фото Александр Федоров, "СЭ"

***

Может, в самом деле различал пишущих корреспондентов. Запоминая фамилии и лица некоторых. Не удивлюсь! Выделял же среди комментаторов, называл любимцем своим в конце 90-х Елагина. Годы спустя таким же особенно любезным голосом выскажется о негритенке Мукунку: "Он же хоро-о-ший…"

Я-то со "Спартаком" ездил как-то в сочинскую "Зеленую рощу" на сбор. Жила команда на сталинской даче, а Олег Иванович чуть поодаль. В отдельном домике. Завтракал сам по себе, ужинал тоже. Много потерял, кстати говоря – в главном корпусе сидела в кресле изумительная восковая кукла в мундире генералиссимуса. Войдешь – отпрянешь! Иосиф Виссарионович!

Вел к пляжу прямо с горы подземный тоннель, еще одна диковина. Чтоб не оказаться вождю в зоне обстрела, если что. Команда разглядывала окрестности с наслаждением, диковинам радовалась. Сергей Горлукович даже надевал очки. А Горлукович в очках – это, я вам скажу, что-то.

Олег Иванович, полагаю, об этих чудесах знать не знал. Проводя дни как-то эксклюзивно. Едва ли запомнил меня по той поездке.

Мог по другой – когда отправился я с московским "Динамо" в Турцию. Едва приехали, распаковали багаж, явился я в номер к Романцеву на интервью. Говорим, говорим, говорим…

Вдруг Олег Иваныч тревожно приподнялся. Зачем-то ощупал себя:

– А сколько времени?

– Два часа по Москве.

– Я ж на тренировку опаздываю!

Я и представить не успел, как переминается с ноги на ногу команда в ожидании главного тренера. Как переглядываются хитрыми глазами португальцы. Как пожимает плечами Дерлей.

Через секунду Романцева не было. Исчез как чеширский кот. А я остался сидеть в номере. Вот паспорт Олега Ивановича, вот сигареты. Самого нет. Какой-то сюрреализм.

Посидел я с секунду, диктофон наматывал тишину. Да и кинулся следом.

***

Обаяние Романцева – это накрывающая волна. Если Олег Иванович в настроении – ты пропадаешь, влюбляешься в этого человека. Готов на баррикады.

Рассказывал мне Валерий Жиляев, отработавший с Романцевым долгие годы, как уговорил Иваныч переходить в "Спартак" Кобелева и Добровольского. Даже сегодня в голове не укладывается.

– С Кобелевым все решала переходная комиссия, в которой одни военные. Не дали согласия! А вписался Андрей в состав чудно. Как выходит в товарищеском матче – совсем другая игра!

– А Добровольский?

– Уже встретился с Олегом, согласился перейти. Просил до поры держать в тайне, знает же динамовские порядки. А кто-то проговорился в газете, чуть ли не Старостин. Наутро звонок от Добровольского: "В "Динамо" революция из-за моего перехода, генералы достали. Все отменяется".

В 1988 году, когда футболиста Романцева страна подзабыла, а тренера еще не узнала, работал он во владикавказском "Спартаке". Прилетели в Кемерово, рейс запоздал, сутки на ногах, глубокая ночь…

Романцев жил в номере с Жиляевым.

– Только заснули – стук в дверь! Настойчиво так! Открываю – врывается милиция, оружие наводят. Волокут меня в спальню, где Иваныч прикорнул. Кричат: "Документы!" Тот спросонья к тумбочке тянется, они затворами щелкнули: "Руки!"

– Что случилось-то?

– А кемеровская милиция проводила спецоперацию – в этом "люксе" должны были жить воры в законе. Да и жили, судя по тем фруктам, что остались в вазах. Но кто-то их предупредил – быстренько съехали.

***

Как-то Геннадий Логофет на лавочке в Тарасовке принялся рассказывать мне, как тренировал вторую сборную СССР. Выдыхал сладкий дымок в сторону футбольного поля, чуть щурился, вспоминая далекое. Тогда-то я узнал, как заработал Олег Романцев главную боль своей жизни – сорванную спину. Эти боли изводили Олега Ивановича годами. Быть может, не отпускают и сейчас.

– Однажды начальник тбилисского "Динамо" Каха Асатиани меня встречает: "Гещька, съезди, посмотри, в Кутаиси защитник играет – на грузина не похож!" Еду. Смотрю. Нравится. Потом смотрю его же на выезде, в Ашхабаде, – понравился пуще прежнего. Приглашаю в Новогорск на сбор, захожу вечером в его комнату, вижу – плачет. "Ты чего?" Говорит: "Чирий колэнка, хадыт магу, ыграть нэ магу…" – "Ну и что? Плакать из-за этого?" – "Как? Союз сборная, первый раз прыехал, в Союз сборной ыграть нэ магу!" Потом играем в Венгрии с "Татабаньей", Серега Андреев крови мне много попортил – моментов шесть запорол… Минут за двадцать до конца Сулаквелидзе в свои забивает – 0:1 проигрываем. При всех грузина ругать нельзя, я после игры к нему подхожу, шепотом: "Сул, как же ты так?" – "Олегыч, я даю – она выходит…" Подожди, говорю. Кто – "она"? Думаю, может, женщина какая по трибуне прошла? Отвечает – "Она, Дасаев…" Но еще интереснее в Америке случай был. Играть с Мексикой, даю установку, а потом говорю – "Через океан летели, 5 дней здесь живем – если выиграете, 500 долларов получите…" Сам ухожу, ребята остаются. Валерка Петраков потом рассказывает – Сулаквелидзе сидит, пальцы загибает. "Что считаешь?" – "500 доллар, нас 26 чэловэк – сколько каждому будэт?" Петраков ему: "Ты что, дурак? Каждому 500 долларов!" Тенгиз как сидел, так по креслу дал: "А-ух! Всэх убью!" Действительно, как зверь бился. 1:0 выиграли. В той игре Романцев спину и повредил – прыгнул, рядом никого, неудачно приземлился – смещение позвонков. До сих пор мучается…

Олег Романцев (справа) с сигаретой, Александр Тарханов (в центре), Борис Игнатьев. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Олег Романцев (справа) с сигаретой, Александр Тарханов (в центре), Борис Игнатьев. Фото Александр Федоров, "СЭ"

***

Олег Иванович – тонкий, сомневающийся. После знаменитого гола Шевченко не на Филимонова пенял, нет. На самого себя, как рассказывали близкие люди: "Это я, я виноват. Нефартовый" – "Да брось, Иваныч, что ты!" – "Нет, я знаю…"

Олег Иванович – человек с юмором. А вы не знаете – ну и не говорите. Вот я знаю точно.

Александр Тарханов, друг и земляк Романцева, тоже знает. На каких-то сборах сели поговорить, я на эту тему и свернул.

– Как-то Романцев рассказывал, что жене тапочки к полу прибил. Умеет пошутить.

– По своей натуре Романцев – очень компанейский. Это он с виду мрачный, а по жизни – первый шутник. Когда в Красноярске играли, постоянно кого-то разыгрывали. Чудили. Вот чемпионат заканчивали, последний матч – опытные ребята выпили, а мы, мальчишки, остались трезвыми. И одному пьяненькому в сумку две гири засунули.

Однажды играть нам в Караганде. Там хорошая команда была, а мы совсем молодые. Говорю: "Должны Караганду хлопнуть!" А Сашка Кишиневский отвечает: никогда, мол, в жизни. Там опытные ребята, звезды второй лиги. И мы с Романцевым на него подсели: "Так, Шурик, если выигрываем – сбриваешь усы". Для него без усов остаться – катастрофа.

– Выиграли?

– Да, 2:1. После матча пьем чай в раздевалке – и одновременно с Романцевым вспомнили: "Кишиневский, сбривай!" Тот упирался – дескать, пошутил, – но мы его скрутили и насильно побрили.

В Омске того же Кишиневского разыграли. Прилетели, он говорит – родственники в этом городе. "Неверное, придут, найдут меня…" После тренировки, смотрим, расстроенный идет. От родственников ни слуху, ни духу.

– И кто стал "родственником"?

– Иваныч. Написал для Шурика записку – якобы от родственников. От фонаря залепили: "Приезжай, Саша, на улицу Ленина, ждем". Говорим дежурному по гостинице – отдайте, мол, Кишиневскому. Сами затаились. Видим: бежит с этой бумажкой: "Нашлись, нашлись!"

– Смешно.

– Так мы ж сами еще и пошли с ним конфеты дорогущие покупать, торт. Проводили. Сами чаек заварили и ждем. Вскоре возвращается, злющий: "Ничего не понимаю! Прихожу по адресу, а там какие-то алкоголики, чуть не отлупили, торт отобрали к чертовой матери…"

Мы с Иванычем постоянно кого-то куда-то посылали. Романцев ведущий был в выдумках. Поэтому и в тапки жены, прибитые к полу, верю.

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Зенит 16 12 3 1 34-7 39
2
Краснодар 16 11 5 0 34-9 38
3
Локомотив 16 11 1 4 32-23 34
4
Спартак 16 9 4 3 30-14 31
5
Динамо 16 9 4 3 32-18 31
6
ЦСКА 16 8 3 5 25-12 27
7
Рубин 16 6 4 6 20-22 22
8
Ростов 16 5 5 6 22-27 20
9
Пари НН 16 4 4 8 15-27 16
10
Акрон 16 4 4 8 19-33 16
11
Динамо Мх 16 3 7 6 9-14 16
12
Кр. Советов 16 4 3 9 15-24 15
13
Химки 16 2 7 7 18-30 13
14
Факел 16 2 7 7 11-24 13
15
Ахмат 16 1 6 9 14-31 9
16
Оренбург 16 1 5 10 16-31 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
30.11 14:00
Акрон – Оренбург
- : -
30.11 16:30
ЦСКА – Рубин
- : -
30.11 19:00
Ростов – Пари НН
- : -
1.12 14:00
Локомотив – Химки
- : -
1.12 16:30
Зенит – Кр. Советов
- : -
1.12 19:00
Динамо Мх – Факел
- : -
1.12 19:30
Краснодар – Спартак
- : -
2.12 19:00
Ахмат – Динамо
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

12
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

8
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

7 1 1
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости