Черенков вернулся. В самое нужное время. Колонка Казакова
Позвонили коллеги из Рустата. Их тоже зацепил фильм о Черенкове — до премьеры блокбастера «Федя. Народный футболист» счет пошел на дни, футбольный мир уже в ожидании, и идеи вокруг кино рождаются разные.
Ребята из Рустата — единой футбольной национальной платформы — предложили слайд по одному из самых важных матчей в карьере Федора Федоровича.
Можно было взять легендарную игру с «Астон Виллой». Или встречу с киевским «Динамо» во втором круге чемпионата-1987, когда Черенков забил единственный гол на поле команды Валерия Лобановского и «Спартак» стал чемпионом спустя долгих (как тогда казалось) восемь лет.
Но, наверное (хотя, когда речь идет о ТАКОМ мастере, единой точки зрения нет и быть не может), самым статусным матчем для Черенкова стало противостояние с Бразилией на «Маракане» летом 1980 года. Тогда сборная СССР одержала единственную в своей истории победу над кудесниками мяча со счетом 2:1 (две олимпийские, датированные 1976-м и 1988-м, значатся в отдельном зачете реестра ФИФА) — в игре, устроенной в честь юбилея культового стадиона.
Статистика Черенкова в той встрече, как и тепловая карта его действий с мячом, впечатляет. Особенно с учетом возраста — гению на тот момент исполнилось всего 20 лет.
Это к вопросу о том, на кого в среду вечером приехала посмотреть сборная России. Фамилию Черенков каждый из футболистов, конечно же, знал. Знали его биографию. Знали, кем он был — не только для клуба, но и для всей страны.
Но знали обезличенно. Время бежит, и Черенков за последние годы превратился в одного из многочисленных великих ветеранов, которых уже нет с нами и которых принято вспоминать дважды в год. В день рождения и в день смерти.
Что-то подобное когда-то произошло с Владимиром Высоцким. Абсолютно культовым человеком для страны, о котором нобелевский лауреат Иосиф Бродский писал: «Потеря Высоцкого — это потеря для русского языка совершенно ничем не восполнимая».
Оба — Высоцкий и Черенков — ушли из жизни слишком рано. Это было ударом для поклонников, для страны. На их похороны пришли тысячи людей.
А потом их начали забывать. Ну или, скажем вежливо, оба превратились в «одного из». Высоцкий — в одного из бардов. Черенков — в одного из футболистов.
Высоцкого — практически в прежнем величии — вернул в информационное пространство, в повседневность фильм о нем. Теперь то же самое происходит с Черенковым.
Когда сборная приехала в кинотеатр, до начала показа оставалось около часа. Игроков и тренеров начали выдергивать на интервью примерно с одними и теми же вопросами: чего они ждут от фильма и кто такой был для нашего футбола Черенков.
Валерий Карпин сказал, что Черенков — это примерно то же, что Месси для Аргентины. И понять, и принять силу этих слов, несмотря на всю лаконичность и простоту, оказалось так сложно для спрашивающих, что, если бы сборную не позвали в кинозал, повисшая пауза стала бы слишком долгой.
Потому что Карпин человек прямой, резкий и честный. Который говорит всегда то, что думает. И если он поставил между Черенковым и Месси знак равенства...
Вывод из этой фразы напрашивался, но сделать его все равно почему-то было сложно. Потому что мы как-то привыкли, что Месси такой один — по величине своего таланта...
Сборная смотрела фильм о Черенкове не отрываясь от экрана. Хохотала над шутками, замирала в самых тяжелых местах. Не утыкалась в телефоны, не переговаривалась.
Для Карпина это был первый фильм о спорте, который ему «зашел». В том числе — полной правдивостью.
Для молчунов Виктора Онопко и Юрия Никифорова это стало чем-то совсем личным — оба пересекались с Федором Федоровичем в «Спартаке». И абсолютно узнаваемым, родным. Если обоих так пробило на эмоции и разговор после показа.
Для Александра Головина это круто и совершенно достоверно снятый футбол — «так никто не делал».
И для всех них, для всей сборной это был уже понятный, близкий человек. С такой сложной судьбой, с такой любовью к футболу, к людям. Гений, у которого отняли мечту выступить на чемпионате мира. Кажется, осознав это — во время сцены изгнания со сбора перед отправлением в Мексику в 1986-м, — команда смотрела фильм уже про себя.
И болела за Черенкова в финальном для ленты матче, желая, чтобы у него получилось победить.
Он победил. Вместе с партнерами, которые бились вместе с ним и за него. Играли и бились, скажем лучше так. Это правильнее.
28 октября у фильма «Федя. Народный футболист» премьера. 31 октября он выходит во всероссийский прокат. Сборников после просмотра спросили: звать ли на премьеру, если они кино уже посмотрели? Хотят ли?
Придут. Чтобы посмотреть еще раз.
Черенков возвращается. В самое нужное для сборной время, как кажется.
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Зенит | 17 | 12 | 3 | 2 | 36-10 | 39 | |
2
|
Краснодар | 17 | 11 | 5 | 1 | 34-12 | 38 | |
3
|
Спартак | 17 | 10 | 4 | 3 | 33-14 | 34 | |
4
|
Локомотив | 17 | 11 | 1 | 5 | 33-26 | 34 | |
5
|
Динамо | 17 | 9 | 5 | 3 | 33-19 | 32 | |
6
|
ЦСКА | 17 | 8 | 4 | 5 | 27-14 | 28 | |
7
|
Ростов | 17 | 6 | 5 | 6 | 26-27 | 23 | |
8
|
Рубин | 17 | 6 | 5 | 6 | 22-24 | 23 | |
9
|
Акрон | 17 | 5 | 4 | 8 | 20-33 | 19 | |
10
|
Кр. Советов | 17 | 5 | 3 | 9 | 18-26 | 18 | |
11
|
Динамо Мх | 17 | 3 | 8 | 6 | 9-14 | 17 | |
12
|
Пари НН | 17 | 4 | 4 | 9 | 15-31 | 16 | |
13
|
Химки | 17 | 3 | 7 | 7 | 21-31 | 16 | |
14
|
Факел | 17 | 2 | 8 | 7 | 11-24 | 14 | |
15
|
Ахмат | 17 | 1 | 7 | 9 | 15-32 | 10 | |
16
|
Оренбург | 17 | 1 | 5 | 11 | 16-32 | 8 |
7.12 | 14:00 |
Спартак – Пари НН
|
- : - |
7.12 | 16:30 |
Зенит – Акрон
|
- : - |
7.12 | 16:30 |
Ростов – Кр. Советов
|
- : - |
7.12 | 19:00 |
Динамо Мх – Рубин
|
- : - |
8.12 | 14:00 |
Динамо – Химки
|
- : - |
8.12 | 16:30 |
Факел – ЦСКА
|
- : - |
8.12 | 19:00 |
Ахмат – Оренбург
|
- : - |
8.12 | 19:30 |
Краснодар – Локомотив
|
- : - |