23 октября, 17:15

Карпин жестко прошелся по футбольным комментаторам. Они не стали молчать и кинули «ответки»

Генич и другие комментаторы ответили на критику Карпина
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
И кто из них прав?

Главный тренер сборной России и «Ростова» Валерий Карпин пришел на подкаст форварда «Краснодара» Федора Смолова Smol Talk. 55-летний специалист в ходе разговора затронул множество тем, в том числе работу российских футбольных комментаторов на матчах.

Большой диалог Карпина и Смолова

— Есть среди нынешних комментаторов те, кто сейчас достойно комментирует и нравится вам?

— Честно, сейчас вообще не могу сказать, абсолютно. Не слышал комментаторов уже не знаю сколько лет. Когда смотрю футбол, я выключаю звук. Не хочу заводиться.

— Это связано с тем, что уровень комментирования очень невысокий, скажем так?

— Глобально — не знаю, не могу оценивать, он низкий или высокий. Просто есть моменты, когда что-то я слышу, комментатор начинает что-то говорить, и меня это раздражает. Что должен делать комментатор? Комментировать. Я говорю: «Чего вы тогда лезете оценивать? Вы ж не эксперты!»

— Они считают, что разбираются.

— Вот в этом и проблема. Ты был в Испании, и ты слышал.

— Там говорят, что происходит на поле.

— Они просто говорят: номер 8 отдал номеру 6, номер 6 отдал номеру 4, номер 4 пробил выше ворот, туда-сюда, все! Это комментатор. По-испански — narrador, который говорит, говорит, говорит... А с ним рядом сидит бывший футболист, эксперт, который оценивает. Комментатор спрашивает оценку. У нас же они (комментаторы. — Прим. «СЭ») оценивают футболистов: «Как можно так пробить?!»

— А потом они обижаются, что к ним так относятся. Футболисты же смотрят.

— Они мне говорят: «Мы же разбираемся!» Я говорю: «А кто тебе сказал, что ты разбираешься?» Отвечают: «Я же столько лет смотрю футбол!» А я говорю: «Я вот мультфильмы смотрел и до сих пор смотрю. Мне 55 лет. С детства, когда мне был один годик, мне ставили мультфильмы. И я их тоже сейчас смотрю с детьми. Но я не знаю, как они снимаются, я не могу оценивать. Тогда почему вы оцениваете?» Они говорят: «Это интересно зрителю». Я говорю: «Кто вам сказал? Конкретно ваши оценки, возможно, не интересны».

— Интересны только им самим на самом деле.

— Да. А какого-то эксперта, возможно, интересны.

— Я с вами полностью согласен. Разговаривал, по-моему, с Тимуром Журавелем по этому поводу, и он мне ответил, что это российская школа комментирования. Я спросил: «А что, есть в итоге такая?» Приводил в пример, как в Англии они комментируют действия, происходящие на поле. В Испании — точно так же. А у нас они высказывают свое впечатление.

— Хороший комментатор — это тот, который комментирует матч так, что человек, который не смотрит на экран, понимает все происходящее на поле. Кто атакует, в какие ворота.

— Грубо говоря, как ты по радио слушаешь комментатора и понимаешь, что происходит.

— Да. У нас же, слушая комментатора по телевизору и отвернувшись, ты не знаешь, что происходит на поле, у кого мяч, кто кому отдал.

— Зато какие-то анекдоты слушаешь.

— Можешь услышать все что угодно! Но ты не знаешь, что происходит на поле. Это мое видение, мое понимание.

— Я с вами полностью согласен. С ребятами-комментаторами пересекаюсь периодически. Они, скорее всего, это воспримут очень болезненно. Но это действительно так.

Денис Казанский: «Проблема серьезнее — в футболе нет связок «комментатор — эксперт»

«Валерий Георгиевич, главный тренер сборной, прошелся по комментаторам. К ним себя причисляю и я, и пока судьбу менять не собираюсь. Забавно, что звук Карпин выключает, «чтобы не заводиться». Но есть что сказать. Глобально претензии остались. Из прошлого. Хотя очевидно, что это касается и настоящего. Карпин видит проблему в оценочном суждении тех, кто в футбол не играл. То есть практически всех. Однако не каждый из нас на эту территорию «оценки» осмеливается зайти. Далеко не все говорят «кто ж так бьет»... Так что тут точно не под одну гребенку.

Проблема серьезнее. И ей уже много лет. И, кстати, когда Валерий Георгиевич рулил процессом на «Матче», мы вместе так и не пришли к ее решению. То есть даже в тот период экспертов так и не нашли. Почему? Почему оценочного комментария стало больше? Потому что в футболе нет связок «комментатор — эксперт». Физически.

На шайбе пары уже давно. Какие-то сыгранные, какие-то сыроватые. Но тут сам факт. Важнейшие матчи соло или «верх — низ» уже давно не комментируют. Обязательно кто-то гоняет шайбу. А напарник объясняет, почему она двигается в ту или другую сторону. В футболе этого нет.

На вопрос «почему» ответить сложно. От «так исторически сложилось» до «у нас нет таких экспертов». Но она ж, так или иначе, не решается. Только в очень большие праздники. И определено нет сыгранных пар.

Комментаторские, на мой взгляд, не совсем то. Хотя сам с удовольствием эти связки работал, и не раз.

Профессия помогает слушать «импортных» коллег. Там, конечно, другие изгибы. Почти отсутствие риторических приемов и действительно больше радиорепортаж (слышали бы вы австрийцев — там совсем нет слов... или два предложения в пять минут). Больше похоже на радио, о чем Карпин и говорит. Но вряд ли это может быть востребовано у нас. Сам язык заставляет использовать все его краски. Однако в глобальном плане пока риторика Карпина уместна и допустима. К сожалению. Но к лучшему, что мы говорим о профессии. Это важно. Для нас. И вас. P. S. Школа комментаторская, конечно, есть. И вот тут могу позволить себе оценку — она очень сильная», — написал Казанский в своем Telegram-канале.

Константин Генич: «Раздавал и буду раздавать любые оценки»

«Раздавал. Раздаю. И буду раздавать. Любые оценки, по любому игровому эпизоду, по любой спорной ситуации. Не так пробил, не туда развернул, не туда развернул. Так было и так будет. Несмотря на мой скромный футбольный путь. Нравится кому-то это или нет — «вообще по барабану» (с)», — отметил Генич в своем Telegram-канале.

Тимур Журавель: «Гонять мяч и ничего не оценивать может нейросеть»

«Из резонансных цитат Карпина про комментаторскую работу мы, комментаторы, не узнали ничего нового. Потому что, руководя нами, Валерий Георгич именно такому подходу и пытался нас научить — гоняй мяч, не высказывай оценок. Но, как видите, не научил.

Потому что подход Карпина противоречит самой природе нашей работы. Гонять мяч и ничего не оценивать может нейросеть, а человек у микрофона делится своими наблюдениями, взглядом на игру. Комментатор ваш собеседник во время матча, заочный спор с ним — часть потребляемого зрелища. Такими собеседниками были Юра Розанов и Вася Уткин, украшавшие игры оценками, как футболисты финтами.

Это действительно в нашей традиции. Когда традицию хотели сломать и посадили рядом с комментатором футболиста-эксперта, это работало недолго. Самим футболистам было неинтересно трудиться в этом формате. Репортажи часто получались скучными и натужными. Репортаж — не аналитическая записка в школу тренеров. Это формат общения увлеченного и погруженного человека с аудиторией во время матча. И все запоминающиеся репортажи современности от Васиного Тринидада до шнякинских штанг были исполнены в этом формате.

Просто из разговора Карпина со Смоловым мы в очередной раз узнали, что Георгичу такой формат комментария не заходит. Это его зрительско-тренерское право. А наше комментаторское — с ним не согласиться. Подкаст, кстати, у Федора замечательный», — заявил Журавель в своем Telegram-канале.

Георгий Черданцев: «Уткин давно бы убрал Нэвилла из эфира»

«Эталон» классического комментария — Англия. Я смотрю минимум один матч в туре АПЛ через интернет на английском «Скае». С Гари Нэвиллом в качестве эксперта и миллионом фунтов контракта в год. Ну извините, это просто невозможно слушать: набор штампов, за которые Вася Уткин, будь он там главным редактором, давно бы убрал Гари из эфира. Это НЕ ИНТЕРЕСНО. И не может быть примером для подражания.

С другой стороны, плохо и впадать в другую крайность, в которую иногда склонны впадать российские комментаторы, и я в том числе: устраивать, особенно в парном комментарии, диалоги о рыбалке за чашкой чая. Но эта проблема нам известна, и над ее решением ведется работа. Так что, Валерий Георгиевич, включайте погромче!» — отреагировал Черданцев в своем Telegram-канале.

Роман Трушечкин: «Где-то традиция радиорепортажа пережила смерть «радиоэпохи»

«Из оснований для недовольства я пока вычленил только то, что «комментаторы не разбираются». Хорошо, допустим: разбираются только «эксперты». Те, кто поиграл и умеет чеканить. Но вот я нахожу две новости-высказывания, приведу их в заголовках.

1. Шалимов — об Абене: «С Кордобой справился, ни разу не дал развернуться. Это самый быстрый центральный защитник РПЛ».

2. Талалаев — об Абене: «Химкам» предлагали его за 750 тысяч евро — мы отказались. Ему не хватило качеств, чтобы бежать и страховать партнеров».

Вопрос: кто из двух экспертов не разбирается?

Или вот еще вспоминается. Когда Карпин был начальником комментаторов на «Матче», в одном из разборов работ он в пух и прах разнес одного коллегу — за то, что совершенно не разобрался в игровом эпизоде. При этом речь шла о любимом комментаторе Олега Ивановича Романцева. Кто-то опять не разобрался? Или простим и отпустим? Ошибки могут допускать и комментаторы, и футболисты, и судьи, и даже тренеры.

Что же касается знаменитого теперь «наррадора», то мне и самому интересно: почему где-то традиция радиорепортажа спокойно пережила саму смерть «радиоэпохи» в журналистике? Или почему там — в Испаниях-Англиях — смерть «радиоэпохи» не случилась в том виде, в которым мы пережили ее здесь?

Но у нас еще в 60-е годы ХХ века «наррадоры» из эфира пропали. Самый образцовый пример — Вадим Синявский, легенда «радиоэпохи», который так и не смог подстроиться к телевизионной работе: зрителю было слишком очевидно, что восторженная, бойкая «картинка», которую Вадим Святославович рисовал своим голосом, как-то совсем не вяжется с картинкой реальной — которую зрители теперь получили возможность видеть самостоятельно на телеэкране.

С другой стороны, если бы у нас работали одни «наррадоры», то откуда бы у нас взялась другая глыба профессии — Николай Озеров с его «такой хоккей нам не нужен»? Ведь эта фраза — явно уже «оценочное суждение», а не телеграфное перечисление действий с шайбой.

И последнее, что мне интересно, спрошу при случае лично: как Карпин представляет себе аудиторию футбольных телерепортажей, которые смотрят футбол, не смотря при этом в экран? Которым нужно бесконечное перечисление действий и ничего кроме?» — ответил Трушечкин в своем Telegram-канале.

Роман Нагучев (в центре).
Фото Александр Федоров, «СЭ»

Роман Нагучев: «Никто не обязан комментировать так, чтобы тренер включал нас на разборах»

«Честно говоря, меня зацепила встречная реплика Феди Смолова:

— Они считают, что они разбираются.

— Вот в этом и проблема.

Первое. Не существует никаких «они». Комментатор — человек. Как и спортсмен, и, уверен, ни Федя, ни Валерий не согласятся с популярным обобщением, что все спортсмены, скажем, тупые.

Карпин тренировал Хуана Инсаурральде с привозами и удалениями. И он говорил мне, что я не шарю, и приводил аргументы, почему аргентинец топ. Так же и я смогу объяснить, почему репортаж «Тюмень» — «Алания» на ТЭФИ. Ну и? Мы разбираемся? Или думаем, что разбираемся? Такое и Гамлет мог бы спросить у черепа.

Но так устроена жизнь, а не только профессия. Мы должны делиться мнением, а понравится оно или нет, это вопрос интереса к событию или к личности и другим факторам. Карпину не интересно.

Второе. Валерий Георгиевич говорит, что в этом проблема? Хм. Проблема — это когда, скажем, на протяжении шести лет тренер не может научить своих игроков точному пасу у своих ворот. А проблема комментаторов совсем не в том, что мы якобы о себе думаем. Так вышло, что порой людей просто раздражают другие люди вне зависимости от рода деятельности. И это тоже не проблема.

Никто из нас не обязан комментировать так, чтобы тренер включал нас на разборах. У нас другая профессия, ей и займемся», — написал Нагучев в своем Telegram-канале.

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Краснодар 15 11 4 0 32-7 37
2
Зенит 15 11 3 1 33-7 36
3
Локомотив 15 11 1 3 30-18 34
4
Динамо 15 9 3 3 31-17 30
5
Спартак 15 8 4 3 25-12 28
6
ЦСКА 15 8 3 4 24-10 27
7
Рубин 15 5 4 6 17-22 19
8
Ростов 15 4 5 6 20-26 17
9
Акрон 15 4 4 7 19-30 16
10
Пари НН 15 4 3 8 15-27 15
11
Динамо Мх 15 3 6 6 9-14 15
12
Кр. Советов 15 3 3 9 13-23 12
13
Химки 15 2 6 7 16-28 12
14
Факел 15 2 6 7 10-23 12
15
Ахмат 15 1 6 8 13-29 9
16
Оренбург 15 1 5 9 16-30 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
22.11 19:00
Рубин – Акрон
- : -
23.11 12:00
Оренбург – Зенит
- : -
23.11 14:15
ЦСКА – Ростов
- : -
23.11 16:30
Химки – Краснодар
- : -
23.11 18:00
Спартак – Локомотив
- : -
24.11 14:00
Кр. Советов – Ахмат
- : -
24.11 16:30
Факел – Динамо
- : -
24.11 19:00
Пари НН – Динамо Мх
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

8
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

8
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

6 1 0
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости