9 декабря 2019, 21:00

Экономика российского футбола. Главные цифры

Дмитрий Гирин
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Вы удивитесь, но в прошлом сезоне клубы РПЛ оказались прибыльными

В понедельник известная аудиторская компания PWC и Российская премьер-лига представили уже третье по счету совместное комплексное исследование, посвященное экономике отечественного футбола. Получилось довольно любопытно. Приводим основные данные.

Финансы

То, что обычно вызывает наибольший интерес и за что обычно клубы РПЛ принято критиковать — мол, сидят на бюджетной игле. Тем не менее, по итогам 2018 года совокупная разница доходов и расходов клубов РПЛ оказалась положительной и составила +1,8 миллиарда рублей. Доходы составили 59,4 миллиарда рублей, расходы — 57,6 миллиарда. В 2017 году сальдо было отрицательным — минус 1,7 миллиарда рублей.

Правда, нужно учитывать, что в данном случае речь идет, так сказать, о средней температуре по больнице — данных по каждому конкретному клубу нет. Это одно из условий соглашения РПЛ и PWC. Хотя президент РПЛ Сергей Прядкин сказал, что, возможно, в будущем будут раскрываться данные и отдельных клубов.

Финансовые результаты клубов.
Финансовые результаты клубов.

Структура доходов

Главное, что обращает на себя внимание при изучении структуры доходов — это довольно заметный рост доходов от того, что в английском языке принято называть match day. То есть билетов, трат зрителя на еду и напитки, сувениры и атрибутику. В 2018 году этот показатель составил 11,4% от общих доходов или 6,8 миллиарда рублей, тогда как в 2017-м было 7,6% или 4,3 миллиарда рублей. Очевидно, это связано с введением в строй новых арен, построенных к ЧМ-2018. Есть основания ожидать, что в будущем эта цифра будет только расти.

При этом неуклонно падает доля так называемых целевых поступлений — то есть, по сути, денег из бюджета. Если в 2014 году это было 21,3% или 11,4 миллиарда рублей, в 2016-м — 13,8% или 8,7 миллиарда рублей, то в 2018-м — 12,6% или 7,5 миллиарда рублей.

С другой стороны, главный источник дохода российских клубов — спонсорские и прочие коммерческие доходы. В 2018 году они составили 47,4% от общей суммы доходов или 28,2 миллиарда рублей. Да, с коммерцией потихоньку становится получше, но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что в данном случае спонсорские контракты — это и «Газпром», и РЖД, и «Лукойл», и ВТБ, дающие много денег всем известным клубам. Насколько они коммерчески релевантны — вопрос, на мой взгляд, дискуссионный.

Доходы клубов РПЛ.
Доходы клубов РПЛ.

И чисто для сравнения — три недели назад «Манчестер Сити» отчитался о доходах за сезон-2018/19. Они составили 535,2 миллиона фунтов и распределились следующим образом: 253,2 миллиона — доходы от телеправ, 227 миллионов — коммерческая деятельность, 55 миллионов — доходы в дни матчей.

Билеты и ложи

Выше уже было сказано про рост доходов в дни матчей. Так вот, в сезоне-2018/19 совокупная выручка клубов РПЛ от продажи билетов и абонементов составила 3,28 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым периодом рост доходов составил 9%.

При этом доходы от продажи билетов на отдельные матчи серьезно превышают доходы от абонементов — 76% против 24%.

Абонементы и билетные программы.
Абонементы и билетные программы.

Кроме того, 923,7 миллиона рублей составила совокупная выручка клубов от реализации ВИП-лож в сезоне-2018/19. Правда, это касается только «Динамо», «Краснодара», «Крыльев Советов», «Ростова», «Рубина», «Спартака», «Урала» и ЦСКА — по остальным по ряду причин данных нет. А в структурах восьми клубов РПЛ есть отдельные департаменты по работе с ВИП-болельщиками.

Премиальные места и ВИП-ложи.
Премиальные места и ВИП-ложи.

Все 16 клубов реализуют билеты на матчи онлайн. При этом абонементы через интернет продают всего семь команд.

Работа с болельщиками

Наконец, несколько фактов о том, как клубы работают с болельщиками.

Сервисы и услуги в день матча.
Сервисы и услуги в день матча.

В сезоне-2019/20 на всех стадионах премьер-лиги есть точки продаж атрибутики.

15 клубов проводят перед домашними матчами какие-либо развлекательные мероприятия. У 14 есть специальные спонсорские развлекательные площадки. У 12 — различные программы лояльности. У 7 — детские комнаты во время матчей.

11 клубов проводят различные исследования своей аудитории. Однако специальные CRM-системы и базы данных есть только у 8 клубов. Хотя тут есть прогресс — в сезоне-2018/19 таких клубов было всего 6.

Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Краснодар 18 11 6 1 34-12 39
2
Зенит 18 12 3 3 37-12 39
3
Спартак 18 11 4 3 36-14 37
4
Динамо 18 10 5 3 37-20 35
5
Локомотив 18 11 2 5 33-26 35
6
ЦСКА 18 9 4 5 28-14 31
7
Ростов 18 7 5 6 29-28 26
8
Рубин 18 7 5 6 25-26 26
9
Акрон 18 6 4 8 22-34 22
10
Кр. Советов 18 5 3 10 19-29 18
11
Динамо Мх 18 3 8 7 11-17 17
12
Пари НН 18 4 4 10 15-34 16
13
Химки 18 3 7 8 22-35 16
14
Факел 18 2 8 8 11-25 14
15
Ахмат 18 2 7 9 16-32 13
16
Оренбург 18 1 5 12 16-33 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
28.02 19:00
Динамо Мх – Локомотив
- : -
1.03 14:00
Пари НН – Акрон
- : -
1.03 16:30
Зенит – ЦСКА
- : -
1.03 19:00
Ахмат – Рубин
- : -
1.03 19:30
Краснодар – Кр. Советов
- : -
2.03 14:00
Химки – Факел
- : -
2.03 16:30
Спартак – Оренбург
- : -
2.03 19:30
Ростов – Динамо
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

15
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Мирлинд Даку

Мирлинд Даку

Рубин

9
П
 Бителло

Бителло

Динамо

8
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

9 1 1
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

14 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости