Андрей Перегудов: "Чтобы контролировать стройку круглосуточно, я стал первым жильцом "ВТБ Арена парк"!"
СЕМЬИ ТОП-СБОРНОЙ ЧМ-2018 ПОСЕЛЯТСЯ НА "ДИНАМО"
– Расскажите о главных событиях для проекта "ВТБ Арена парк" в 2017-м.
– Самое главное в этом году, как известно, это курс биткоина! – смеется Перегудов. – Это я к тому, что все мы живем в макроэкономической ситуации – и зависим от нее. За счет надежного партнера, Банка ВТБ, нам удалось двигать стройку практически в графике. У нас ведь не государственное финансирование, а кредитные отношения с банком. А значит, наша задача – чтобы модель устраивала, и чтобы даже такой сложный проект не разочаровал, и не возникло вопросов в плане окупаемости.
Этот год надо было выстоять, а на следующий – откроемся! Выражаясь спортивным языком, мы уже вошли в концовку матча, и наш большой объект совсем скоро будет запущен и введен в эксплуатацию. После этого его нужно наполнить жизнью, событиями, людьми – а это дело профессиональной команды, которую я собрал.
Мы выдержали сроки и 22 октября открыли футбольное поле. Приятно, что болельщики, ветераны, журналисты, спортивная общественность, да и просто соседи пришли и ощутили правильную атмосферу. Стадион получился очень уютным, современным, с хорошим углом обзора с любого зрительского кресла, при этом сохранив потрясающую ауру "намоленного" футбольного места. Приехавшие первыми инспектировать поле, Андрей Костин (президент-председатель правления Банка ВТБ. – Прим. "СЭ"), Константин Эрнст (генеральный директор Первого канала. – Прим. "СЭ"), Виталий Мутко, попав на новенький газон, мгновенно почувствовали эту ни с чем не сравнимую энергетику "Динамо" и не смогли удержаться от ударов по воротам.
Через несколько дней мы символически открыли отель "Хаятт Ридженси" в Петровском парке. Гостиница получилась одной из лучших в Москве – по-настоящему роскошной, со множеством комфортабельных опций как для отдыха, так и для бизнеса. Отдельно отмечу лобби – оно получилось шикарным, говорят, самым красивым в Москве.
– Насколько велик спрос на проживание в этом отеле?
– Востребованность высокая. В том числе на жилые апартаменты с отельным сервисом, корпус которых соединен со зданием отеля элегантной галереей конгресс-центра. Бронирование номеров через систему отеля мы несколько откладывали: проводили тестовое заселение, проверку точек питания, проверяли функциональность в формате реальных бизнес-мероприятий. Планировали полностью открыться 1 января – но на днях мне неожиданно из Чикаго позвонил Питер Фултон (один из топ-менеджеров Hyatt. – Прим. "СЭ") и сказал: "Мы полностью довольны тестами и хотим открыть букирование с 15 декабря".
На чемпионат мира, разумеется, все занято. Более того, есть договоренность с одной из топовых сборных, не скажу пока с какой, на проживание членов их семей в апартаментах под управлением Hyatt. Они хотят занять весь корпус! Семьи ведь не могут постоянно путешествовать вместе со сборной, им нужна "штаб-квартира". Конечно, мы не откажем.
– Финансово это удовольствие дорогое?
– Во время мундиаля цены на наши номера и апартаменты возрастают точно в той же пропорции, как и весь отельный рынок в России в этот период, и это нормально.
– Квартиры и апартаменты уже тоже прошли тестирование?
– Конечно. Особенно старался тестировать самый первый жилец.
– Кто он?
– Я! (Смеется.) Если серьезно, считаю важным лично оттестировать все системы, и лучшего способа нет, чем переселиться на объект, что я и сделал.
– Теперь вам удобно ходить на работу.
– А заодно иногда и на стройку, ночью. Чтобы контролировать все круглосуточно, я стал первым жильцом "ВТБ Арена парк".
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: ПОИСК СЕКТОРА, БЛИЖАЙШИЙ WC И ЗАКАЗ ЕДЫ
– Какая проблема заставила вас сильнее всего переживать в этом году?
– Строительство стадиона, особенно, такого, как у нас, или вообще любого кастомизированного, сложного объекта – это фактически уникальное произведение искусства. А когда ты что-то делаешь в первый – и единственный! – раз, то всегда есть риск ошибиться. Каждый узел мы разрабатывали специально для данного объекта. Для примера – поликарбонатное покрытие на оболочке кровли стадиона проектировалось исключительно для нас. Или взять эксклюзивную конструкцию сцены и систему зрительских сидений на арене – это два года работы целой проектной группы на производстве под нас.
Если говорить о проблемах, то мы столкнулись с задержкой в проектировании некоторых узлов, что и не позволило закрыть кровлю арены к 22 октября. Особенно это касалось металлоконструкций. Теперь с проблемой мы справились.
Из трудных вопросов – понимание того, как весь комплекс будет действовать во взаимосвязи. К нам поступило огромное количество заявок на концерты (например, мы ведем переговоры с Cirque du Soleil, Disney на льду, Ильей Авербухом, Татьяной Навкой и многими другими ведущими создателями шоу мирового уровня), их значительно больше, чем мы можем принять, ведь в перспективе у нас, уверен, будут базироваться три команды – футбольная, хоккейная и баскетбольная. Любой концерт или ледовое шоу требует длительного окна в расписания, но не сомневаюсь, что мы составим оптимальный календарь мероприятий, как с точки зрения экономической эффективности, так и в плане баланса между спортивными и культурно-массовыми зрелищами.
– Самый первый проект появился почти 10 лет назад, еще до победы заявки России на проведение ЧМ-2018. Если сравнивать изначальный вариант и то, что в итоге получилось, – какая из "ВТБ Арен" вам нравится больше?
– Если помните, изначальный план, входивший еще в заявочную книгу чемпионата мира, был на 45 000 зрителей. Современный вариант стадиона мне, конечно, нравится больше развернутого 45-тысячника с лестницами-ногами, спускающимися в парк. Нынешний проект будет гораздо больше востребован, он и лучше "сел" в Петровский парк. Будучи на 10 – 12 метров ниже по сравнению с первоначальным проектом, он стал более дружественным для городской среды, гармонично интегрирован в нее. Мы очень рады, что не пришлось менять привычную географическую ориентацию динамовского стадиона относительно сторон света. Казалось бы, правильнее расположить арену четко север-юг, но задача-максимум была вписать ее в периметр исторической стены, и мы с ней справились. Фактически, создали новый серьезный архитектурный объект. Не исключаю, что лет через 30 – 40 наш стадион могут признать памятником архитектуры. Он действительно воздвигнут в тренде нашей эпохи, когда главное – приспособить историю к современному использованию.
– Лучшим российским стадионом, а иногда и лучшим в мире называют арену "Краснодара. Обновленное "Динамо" бросит вызов творению Сергея Галицкого?
– В Краснодаре большой и красивый стадион, но он исключительно футбольный, с нашим объектом его нельзя сравнивать. Я часто бывал на Кубани во время строительства, открывал несколько отделений ВТБ24, ездил туда и на финал детского чемпионата России по баскетболу... Краснодарский стадион – как, кстати, и "Донбасс Арена", которую до известных событий, пока она функционировала, называли лучшей в Европе – сделан по футбольной науке, что значительно проще, чем у нас. К тому же он построен в чистом поле, только недавно рядом появился небольшой парк. У нас же фактически в центре Москвы, да еще и внутри исторической стены строится абсолютно новый мультифункциональный спортивный объект с торговым центром и подземной парковкой.
И здесь я не могу не упомянуть еще об одном отличии – инновации, которую мы разработали для всех посетителей "ВТБ Арена парк", особенно, надеюсь, ее оценят болельщики, – это наша мультисервисная платформа (МСП). По сути, это мобильное приложение, интегрированное с карточными продуктами банка, сочетающее в себе уникальную программу лояльности с множеством дополнительных услуг и сервисов. По-хорошему, наша МСП должна стать темой отдельного интервью, упомяну лишь некоторые "фишки". Фаст-трэк: как на навигаторе, вы можете проложить себе кратчайший путь к своему сектору. Часто бывает так, что заходишь на новый стадион и теряешься, а тут вам подскажут – 200 метров прямо и направо, к примеру. Или фиксация голевых моментов, как на поле, так и на трибунах, – вы сможете получить сэлфи, выполненное за вас роботом в момент вашего восторга. Или заказ еды прямо на свое место на трибуне, это очень удобно. А знаете, какой самый популярный запрос на стадионах?
– ?
– "Где туалет?". В нашем приложении нажимаешь иконку – и получаешь маршрут. Также можно сделать предварительный заказ в буфете, чтобы миновать очередь, – два-три оператора будут выдавать еду по заказу из нашего приложения. Масса опций. И, откровенно говоря, понимаю, что мы не зря в конце 2017 года, пусть несколько и авансом, получили премию самого умного стадиона (по версии "Moscow Stadium Forum").
ПЕРВЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ – 5 ИЮНЯ
– В ноябре открылись реконструированные "Лужники". И после товарищеского матча Россия – Аргентина возникла проблема – болельщики долго не могли покинуть чашу арены и добраться до метро. У вас такого не будет?
– Не хочется эту ситуацию снова поднимать в прессе, особенно, когда речь идет о коллегах по цеху. Отвечу за наш объект: что касается "ВТБ Арены – Центрального стадиона "Динамо", то наша модуляция показывает, что мы справимся с этой задачей. Но скажу откровенно: пока полностью не заполним стадион и не выявим все "красные точки" – места человеческих "пробок", – то не сможем до конца все проверить и окончательно убедиться в идеальности работы системы.
В частности, если речь про концерты, то встает вопрос, как лучше людей заводить в партер, ведь наша площадка поднята на 10 метров над землей. Работаем над тем, как развести людские потоки и сделать так, чтобы, ко всем категориям мест проход был одинаково комфортным.
Кроме того, аспект безопасности очень важен! У нас есть время провести тесты до весны. Наверное, будем просить поучаствовать в них и собственных сотрудников, и волонтеров, и Росгвардию, и полицию, и ЧОП, чтобы все отработать максимально четко.
Впрочем, думаю, на любом матче или другом массовом событии есть и будут "пробки". На мой взгляд, к этому нужно относиться как к элементу шоу. Я, конечно, против, чтобы люди на морозе час ждали входа в метро, но когда ты идешь в группе товарищей, немного толкаясь плечами в преддверии игры любимой команды, – это часть события. В большом городе провести мероприятие на 30 тысяч человек – в любом случае будет толпа. Поэтому какие-то сложности могут возникнуть – но мы готовимся их решать.
– Когда, наконец, состоится первый официальный футбольный матч?
– Мы рассчитывали на 5 июня. Нам обещали сборную Италии, но она не пробилась на чемпионат мира. Поэтому сейчас ведем переговоры с нашими футбольными властями, чтобы нам дали кого-то сопоставимого по статусу с самой сильной командой в нашей группе – Уругваем. Поэтому, предполагаю, это может быть латиноамериканская команда, например, Перу или Колумбии.
ВЫРАБОТАЕМ МОДЕЛЬ МЕЖДУ "ДИНАМО" И УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ АРЕНЫ
– А когда на новом стадионе сыграет ФК "Динамо"?
– В следующем сезоне. И это правильно – начать чемпионат-2018/19 на обновленном стадионе. "Динамо" хорошо сыграло два последних матча в первенстве РФПЛ и покинуло зону риска: мы этому очень рады и готовимся принять динамовцев на нашей новой арене.
– В какой-то момент в 2017-м всех взбудоражила информация, что "Динамо", возможно, и не будет играть на возрожденном стадионе. Потом поступили комментарии с опровержениями. Тем не менее проясните ситуацию еще раз. "Динамо" таки сыграет на возрожденном стадионе в Петровском парке?
– Дело было так. На одной из встреч с болельщиками гендиректор "Динамо" рассказывал, что идут переговоры с управляющей компанией. И мне кажется, тогда уважаемый Евгений Иванович Муравьев чуть-чуть сгустил краски.
Уверен, будет создана правильная модель сотрудничества с футбольным клубом, потому что самым крупным спонсором "Динамо" также является Банк ВТБ. В первую, очередь надо думать о механизмах, которые будут стимулировать к наибольшему количеству продаж билетов, ВИП-лож, мерчандайзинга и прочее. Для этого выработаем такую программу между "Арена парк ивентс" и футбольным клубом, чтобы достичь максимального успеха. Потому что этот успех и этот доход – они все равно общие.
В общем, договоримся. И хотя до конца модель пока не утверждена, работаем в очень конструктивном плане. Проблем быть не должно.
– И когда же могут завершиться переговоры?
– Нужно договориться к весне. Мне кажется, это реальные сроки, чтобы выходить на вторую часть первенства уже с зафиксированными договоренностями. Тем более крепнет уверенность в том, что клуб в новом сезоне будет играть в РФПЛ.
ЧТОБЫ ОКУПИТЬ СТАДИОН, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯТЬ ФОРМАТ ЧЕМПИОНАТА
– Когда состоятся первые баскетбольные и хоккейные матчи?
– Рассчитываем, что тоже в 2018-м. С баскетбольным ЦСКА достигнута договоренность, что у нас он будет проводить только матчи Евролиги, потому что маленький и уютный УСЗ достаточен для матчей внутреннего чемпионата. Нам же это дает возможность получить немного больше концертов. Что касается ХК "Динамо", то с ним переговоры тоже ведутся. Важно, чтобы у нас появилась хоккейная академия "Динамо", это логично и удобно для всех. И футбольная, и хоккейная команды принадлежат обществу "Динамо", фактически это может быть рамочное решение, к которому мы все стремимся.
– "ВТБ Арена" по-прежнему намерена принять "Финал четырех" Евролиги? Это случится в 2019 году или позже?
– Документы еще не подписаны, идут переговоры. Чем ближе мы к подписанию, тем больше возникает нюансов. У Евролиги достаточно жесткие требования.
– Какие еще масштабные события состоятся на "ВТБ Арене"?
– Готовьтесь к интенсивному календарю с самого первого сезона. Не могу озвучить всего, но на данный момент ведется подписание большого количества контрактов. Есть договоренность с одним из моих любимых музыкантом Славой Бутусовым и его группой. Не забывайте также о крупных экономических и общественно-политических конгрессах.
– Владелец "Спартака" Леонид Федун жалуется, что "Открытие Арене" не хватает нагрузки, и в связи с этим даже предложил поменять формат футбольной премьер-лиги. Две площадки в рамках "ВТБ Арена парк", по вашему ощущению, будут загружены в достаточной мере?
– Читал интервью Федуна в "СЭ". Я бы не хотел комментировать реформаторские предложения, так как это не мой вопрос. У меня нет такого опыта, как у человека, столько лет занимающегося футболом и "Спартаком". Дай бог, чтобы интереснее стало всем…
Мы, конечно, можем менять форматы чемпионатов. Однако, по нашим расчетам, доходы от проведения только футбольных матчей вряд ли окупят издержки по строительству и содержанию стадиона. Потому что он очень дорогой в эксплуатации как в дни матчей, так и в дни простоя, – нужно оплатить все коммунальные расходы, охрану, а новые правила безопасности тоже влекут серьезные затраты. То есть, даже ничего не делая, все равно тратишь средства. В этом смысле не вижу резона наполнять арену матчами, которые тоже требуют дополнительных расходов на проведение и на которые никто не будет ходить…
Суть спортивных кластеров – в их многофункциональности. Как у нас – присутствие рядом с футбольным стадионом арены и торгового центра под ней. Чувствую, и "Открытие Арена" движется к этому – строится жилье вокруг, создается анклав. Мы уверены, всех жителей вокруг Петровского парка будем притягивать как магнит, объединять и заставлять думать как одну команду, за которую все будут болеть. Они станут ходить к нам – гулять с детьми, посещать матчи, шоу или магазины. Если говорить о заполняемости, то надо именно так работать с болельщиками, а не пытаться изменить формулу чемпионата.
– Возможно ли, что в один и тот же день будут проходить мероприятия и на футбольной арене, и на Малой?
– Да, технические возможности есть. Хотя, исходя из существующего графика мероприятий, более приемлем такой вариант: условно, в 13.00 будет хоккей, а в 19.00 – баскетбол. В рамках арены это абсолютно реально. На трансформацию зала и покрытия необходимо два-три часа. В теории если будет нужно, то и футбол с хоккеем сможем совместить. Главное, чтобы группы болельщиков разных команд смогли нормально разойтись. Периметр должен опустеть до тех пор, как мы не начнем запускать новые потоки людей.
Другое дело, если не будет столь острой необходимости, то и не нужно такое планировать, чтобы не перегружать службы объекта.
СДЕЛАЕМ УНИКАЛЬНЫЙ "БАСКЕТБОЛЬНЫЙ ПАРК"
– Сколько у вас будет ВИП-лож? Многие обсуждают неудачный пример ЦСКА, который сделал их, как оказалось, слишком много, и теперь никак не может реализовать.
– У нас на стадионе – 26. Мне кажется, если это обернуть в хорошую упаковку банковского продукта да пройтись по клиента банка и предложить им выкупить ложу, нам мало кто откажет! (Смеется.)
Если серьезно, не вижу проблемы реализовать такое количество лож. С другой стороны, я бы позиционировал их как круглогодичный офис с питанием, кейтерингом и возможностью проводить там корпоративные, общественные мероприятия. И плюс футбол, конечно.
Здесь сильной нашей стороной является тот факт, что мы смогли грамотно спакетировать хоккей, баскетбол и концерты. То есть можно будет купить ложу только на баскетбол, хоккей, концерт – либо все вместе!
– А сколько лож на Малой арене?
– 42. Думаю, там востребованность будет выше. Насчет баскетбольной темы у меня вообще сомнений нет. Международные ассоциации очень ждут, когда откроется наш уникальный комплекс. Нас постоянно зовет Адам Сильвер, комиссар НБА, на Матчи всех звезд Национальной баскетбольной лиги. Он знает, что у нас строится лучшая баскетбольная площадка в стране. А руководитель РФБ Андрей Кириленко говорил мне, что хочет сделать нашу арену базовой для сборной. А когда мы построим здесь свою академию, то зал можно использовать для летних сборов национальных команд разных возрастов.
Хотим сделать такую своеобразную баскетбольную территорию. К нам обратился фонд Натальи Водяновой "Обнаженные сердца" с просьбой построить спортивную детскую площадку. Я предложил сделать многофункциональную – не только футбольную, но и стритбольную. И тогда мы станем уникальным баскетбольным парком.
– Есть понимание, как будет управляться объект после сдачи в эксплуатацию?
– У нас есть две ключевые дочерние компании. Первая – "Арена парк ивентс", которой доверено операционное управление. Будучи компанией с солидной экспертизой в организации мероприятий международного уровня, а также в сфере маркетинга, пиара и фандрайзинга, она будет отвечать за событийный календарь "ВТБ Арена парк", а также за окупаемость проекта.
Кроме того, с целью комплексного управления недвижимостью, технической эксплуатации и инфраструктурного менеджмента создана компания "Арена парк менеджмент". Инфраструктурный менеджмент, клининг, паркинг, безопасность, логистика, системы хранения, служба ресепшн – это лишь некоторые направления, за которые будет отвечать компания.
– Насколько вы довольны музейной и культурной составляющей "ВТБ Арены парк"?
– Сохранить историческое наследие этого памятника архитектуры – это наша культурная миссия в этом проекте. Нам пришлось отреставрировать барельефы выдающегося скульптора Сергея Меркурова, которые много лет украшали северный и южный фасады стадиона и являлись визитной карточкой "Динамо". То же касается и скульптуры "Футболисты" Иосифа Чайкова, которую мы восстанавливаем вместе с Третьяковкой.
На барельефах стоит заострить внимание отдельно, поскольку эти восстановленные подлинники станут стержневым элементом экспозиции будущего музея "Динамо", галереи "Арена Арт". Реставраторы мастерской "Наследие" во главе с Инной Павловной Пчеловой собирали вручную буквально из пыли, пробираясь по "коридорам забвения", рельефы выдающегося скульптора и мыслителя XX века Сергея Меркурова.
Кстати, на днях Инна Павловна отметила свое 70-летие, и, пользуясь случаем, я бы хотел поздравить ее, настоящего мастера своего дела, с круглой датой и пожелать Инне Павловне здоровья, успехов и неугасаемой энергии в деле сохранения и восстановления культурно-исторического наследия России!
Галерея "Арена Арт" сможет стать местом притяжения как классического, так и современного искусства, не ограничиваясь спортивной тематикой. Мы задумали сделать музей живым, интерактивным пространством, способным принять у себя и выставки, и лекции, и мастер-классы, и арт-инсталляции, и фестивали, и даже концерты – мы открыты ко всем формам интеллектуальных событий, соответствующих историческому духу этого места. И в будущем, когда галерея обретет полноценный облик музея "Динамо", это пространство станет заметной точкой на карте Москвы и важной вехой в истории всего динамовского комплекса. Мне хочется, чтобы публика стремилась к нам, как в Третьяковку или ММОМА.
То же самое, надеюсь, будет происходить и со всем нашим многофункциональным объектом. Людей должно притягивать сюда как магнитом!
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Краснодар | 14 | 11 | 3 | 0 | 31-6 | 36 | |
2
|
Зенит | 14 | 10 | 3 | 1 | 31-6 | 33 | |
3
|
Локомотив | 14 | 10 | 1 | 3 | 28-17 | 31 | |
4
|
Динамо | 14 | 8 | 3 | 3 | 28-16 | 27 | |
5
|
Спартак | 14 | 7 | 4 | 3 | 21-12 | 25 | |
6
|
ЦСКА | 14 | 7 | 3 | 4 | 22-9 | 24 | |
7
|
Рубин | 14 | 5 | 3 | 6 | 16-21 | 18 | |
8
|
Акрон | 14 | 4 | 4 | 6 | 19-26 | 16 | |
9
|
Пари НН | 14 | 4 | 3 | 7 | 14-24 | 15 | |
10
|
Ростов | 14 | 3 | 5 | 6 | 17-25 | 14 | |
11
|
Динамо Мх | 14 | 2 | 6 | 6 | 7-13 | 12 | |
12
|
Кр. Советов | 14 | 3 | 3 | 8 | 12-21 | 12 | |
13
|
Химки | 14 | 2 | 6 | 6 | 15-25 | 12 | |
14
|
Факел | 14 | 2 | 6 | 6 | 9-21 | 12 | |
15
|
Ахмат | 14 | 1 | 6 | 7 | 12-27 | 9 | |
16
|
Оренбург | 14 | 1 | 5 | 8 | 15-28 | 8 |
9.11 | 14:00 |
Локомотив – Факел
|
- : - |
9.11 | 16:30 |
Динамо Мх – Оренбург
|
- : - |
9.11 | 19:00 |
Ростов – Химки
|
- : - |
9.11 | 19:30 |
Динамо – Пари НН
|
- : - |
10.11 | 13:00 |
Кр. Советов – ЦСКА
|
- : - |
10.11 | 15:15 |
Спартак – Акрон
|
- : - |
10.11 | 17:30 |
Ахмат – Зенит
|
- : - |
10.11 | 19:45 |
Рубин – Краснодар
|
- : - |