21 февраля 2013, 00:52

Вся правда о законе о договорняках

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В ближайшие дни Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона о договорных матчах. Станет ли он эффективным инструментом борьбы с теневой стороной российского спорта или окажется пустышкой?

Официальное название законопроекта людям без юридического образования воспринять нелегко: "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ" и некоторые законодательные акты РФ в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований".

За подробными комментариями мы обратились к человеку, которого можно назвать главным в России специалистом в области спортивного права. Юрист Владимир Сараев - зампред экспертного совета во главе с Вячеславом Фетисовым, существующего при Комитете по социальной политике в Совете Федерации. Именно Сараев первым в стране защитил кандидатскую диссертацию по теме, связанной с уголовно-правовой охраной профессионального спорта. Три года он трудился в КХЛ на постах главы дисциплинарно-арбитражного комитета и вице-президента - руководителя правового управления.

Но главное - именно Сараев руководит группой экспертов в верхней палате парламента, наделенной важнейшими полномочиями в работе над законом о договорных матчах. Говоря простым языком, в ее силах - предложить прописать пункты закона таким образом, чтобы тот превратился в реальный инструмент борьбы с нечистоплотными играми внутри футбольного, хоккейного или любого другого из спортивных сообществ России.

В БОРЬБЕ С ДОГОВОРНЯКАМИ ЗАИНТЕРЕСОВАН ЛИЧНО ПРЕЗИДЕНТ

- У этого законопроекта особый статус. Президентский. То есть законодательная инициатива принадлежит главе государства, - рассказывает Владимир Сараев. - Это, кстати, очень редкий случай в общей законотворческой практике России. А чтобы президент вносил важнейший законопроект, касающийся спорта, - это вообще случилось впервые в истории. То есть серьезная проблема договорняков достигла такого уровня, что высший руководитель страны видит ее, озабочен ей и принимает меры для борьбы.

- Вы довольны, как идет работа над законом?

- В своем нынешнем виде он действительно неплохо проработан. Но при этом наша экспертная группа обнаружила очень много нюансов, которые рискуют превратить закон о договорных матчах в нерабочий. Едва начинаешь изучать материал подробно - тут же видишь эту опасность. Но мы не собираемся прятать проблемные вопросы. Наша экспертная группа стремится к тому, чтобы превратить закон в действительно совершенный инструмент. Иными словами, предусмотреть весь механизм - кто и каким образом будет реализовывать борьбу с договорными матчами. Помочь работе по реальному улучшению законопроекта способен его президентский статус. Все же и внимание будет более пристальным, и помешать перекрыть все лазейки вряд ли получится.

* * *

Тут позволим себе небольшую ремарку. Представляете, насколько мощным должно быть лобби, не заинтересованное в борьбе с договорными матчами? Если даже в документ, представленный на рассмотрение Госдумы, было заложено столько юридических "мин", в перспективе способных избавить нечистых на руку дельцов от наказания! Остается только порадоваться, что работу противоположного лагеря курирует глава государства.

Но давайте перейдем к рассказу о том, как "сырой" закон о договорняках превратить в эффективный.

КАК РАЗВЯЗАТЬ РУКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ

- В Уголовном кодексе есть только одна статья, осуществляющая правовой запрет в области спорта, - говорит Сараев. - За номером 184 и под названием "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов". Новый законопроект о договорных матчах предусматривает и новое название, и новую редакцию этой статьи. Мы хотим действительно бороться с договорными матчами, имея возможность привлекать всех причастных к уголовной ответственности. Всем надоела ситуация, когда общественно опасные деяния уже достали - а наказать никого из виновников нельзя.

- Главный вопрос. Кто конкретно должен бороться с договорными матчами?

- Уголовная статья - вершина реакции государства на самые опасные для общества деяния. Если статья есть, значит, и бороться будет само государство. Разумеется, в лице правоохранительных органов.

- А как органы могут вести расследование?

- Хороший вопрос. Давайте задумаемся: что же сейчас мешает им вести расследование? По существующей 184-й статье УК? Проблема в том, что статья - нерабочая. Берешь открытую аналитику МВД - привлекаются по ней буквально единицы. Да, уголовные дела по 184-й единично возбуждаются, но только в совокупности с другими преступлениями. И абсолютный ноль в области спорта. Не работает статья - и все. Кстати, привлечение к уголовной ответственности вообще за коммерческий подкуп значительно сокращается.

- Проблема.

- Надо отметить, что разрабатываемый законопроект как раз с ней борется. Ведь с ужесточением наказания и само преступление переводится в разряд тяжких. Тем самым открывая возможность для оперативной работы правоохранительных органов. Не секрет, что за границей наибольшего результата в борьбе с договорными матчами добились как раз благодаря такой оперативно-разыскной работе.

- Сразу вспоминаются итальянский "Моджигейт" и свежие события из Турции, той же Италии.

- Конечно. Прослушка, видео, фотосъемка, наблюдение, слежка, внедрение и так далее. Но эти меры могут применяться эффективно, только когда само преступление переводится в разряд тяжких. Что, повторюсь, уже заложено в новом законопроекте.

Но ведь есть еще одна проблема. Расследование - это процессуальная часть, а привлечение к ответственности - совсем иная отрасль права - уголовная. То есть не как, а за что привлекать-то будем? Этот вопрос пока открыт.

Допустим, с оперативной деятельностью все более или менее ясно. Но какой смысл что-то расследовать, если дело не пройдет в суде? Статья 184 - несовершенная. Когда правоохранительные органы увидят, что у них одно дело из-за этого завернули, потом другое - и в следующий раз просто не будут возбуждать и расследовать дело! Конечно, оперативно-разыскные мероприятия продолжатся, в исполнении ФСБ уж точно. Но ведь вся эта деятельность должна быть законно легализована, превратиться в материал уголовного дела. А главное - в обвинительный приговор!

- В чем конкретно выражается эта недоработанность 184-й статьи УК?

- Во-первых, само название статьи. В действующей редакции она называется "подкуп". Но при этом УК РФ не содержит понятия "подкупа". Нет законного конкретного определения на все случаи жизни. А ведь специфика уголовного законодательства в том, что презумпция невиновности заставляет доказывать и расписывать абсолютно все. И, значит, статью становится очень сложно применять.

Теперь же смотрите на новую редакцию. Название еще больше удлиняется и усложняется. "Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования…" Вдумайтесь. "Противоправное влияние…". А что, бывает какое-то другое влияние на результат матча вместо реализации спортивного принципа спортивного состязания? Это как в существующей статье 184 есть незаконное получение спортсменами денег в целях оказания влияния на результаты соревнований. Словно параллельно с этим еще существует законное получение денег спортсменом для этих же целей, - улыбается Сараев. - Понимаете, что обнаруживаем мы сейчас в своей экспертной работе над законом? Вместо того чтобы сделать статью 184 рабочей, перемены могут превратить ее в еще более трудную к применению!

- Иными словами, "подводные камни" начинаются уже с названия.

- Конечно. Зачем борьбу с договорняками ограничивать только официальными соревнованиями? Ведь это же полумера! Или возьмем другой нюанс. Лицо, получившее средства на организацию договорных матчей и заявившее об этом, от уголовной ответственности освобождается. Верховный суд, изучая законопроект, обратил внимание на это примечание. Мнение экспертного совета идентичное: так поступать нельзя. Выводить из-под ответственности можно только тех лиц, кто под вымогательством передал некую сумму и сам добровольно сообщил об этом. Кстати, здесь допущен необоснованный пробел, так как от уголовной ответственности не освобождается лицо, действовавшее под принуждением и заявившее об этом.

В РОССИИ ДОГОВОРНЯКИ ДЕЛАЕТ НЕ МАФИЯ, А КЛУБЫ

- Мы с вами сразу заговорили о наказаниях, но по идее законопроект должен содержать меры не только по выявлению, но и прежде всего по предупреждению и предотвращению сговора.

- Верно. Но эта более значимая функция почему-то ушла в тень! Законопроект должен быть обязательно доработан в этой части после принятия в первом чтении. "Нечистые" матчи можно предупреждать - если понять одну вещь. Это в Европе источником договорняков является массивная криминальная организация со стороны, этакая "спортивная мафия". А у нас фундамент пирамиды - сами клубы. И деньги на финансирование закулисных игр берутся внутри самих клубов. Вот только создается ощущение: те, кто прорабатывал законопроект в нынешнем виде, забыли об этой изнанке профессионального спорта. Забыли, что абсолютно все работники этой отрасли знают: деньги идут из клубов! Может, такой "провал в памяти" свидетельствует о чьих-то интересах. Но давайте считать, что это просто недоработка. Которая обязательно будет исправлена.

- Выводя клубы из-под влияния закона, кто-то боится очень быстрой, доказательной огласки?

- Главное, что вопрос финансирования договорняков абсолютно нетрудно выявить. Скажем, в бюджете с молчаливого согласия собственника выделяются средства на подкуп. Отдельной статьей в бюджете или нет - неважно. Ведь любая аудиторская проверка запросто выявит сумму, которую клуб сомнительно потратил. А объяснить "на что?" почему-то не может. Пока закона нет, все молчаливо краснеют, кивают наверх - и вопрос уходит в песок. А иногда генменеджеры даже бравируют, что у них есть такая статья расходов.

Или взять случаи, когда генменеджеры с тренерами обходятся без санкций владельца. И, боясь увольнения, мечтая о результате, занимаются самодеятельностью. Что, аудиторы с оперативниками не в силах установить, как спортсмены и персонал получают завышенные премиальные, расписываются за них в ведомости и относят эти деньги кому-то? Да все очень легко выявляется. Так вот, в поступившем на рассмотрение проекте закона о договорных матчах таких предупредительных мер пока не видно. Их просто нет. Что нужно считать серьезной, требующей исправления недоработкой. Кстати, одно из предложений: ввести обязательный независимый финансово-спортивный аудит от лиг и федераций, создать панель аккредитованных аудиторских фирм при федерациях и лигах.

ПОЗИЦИЯ РФС: ВЫГОДЫ НЕТ - ЗНАЧИТ, И СГОВОРА НЕТ

- Почему речь идет только о подкупе. Договорные матчи могут играться и на безвозмездной основе. Например, существует обмен победами, пул из нескольких команд (о них еще недавно ходили легенды), "очковый долг" из прошлого сезона…

- Шаг в этом направлении в законопроекте сделан. Главное - идти дальше. Поэтому-то в новой редакции статьи и появилось понятие "принуждение". По моей информации, источник трети договорняков - принуждение, шантаж, административное и иное давление. То есть деньги в этих историях не фигурируют. А вот от РФС по ходу законотворческого процесса шел такой посыл: странные матчи всегда должны быть связаны с корыстным мотивом. А где, мол, выгоды нет - там и сговора нет.

- Так это же в корне неправильно!

- Да, если передергивать понятия таким образом, становится непонятно: с чем будем бороться? Статья и так уже усложнена до предела. Но ее еще и предлагают сделать "карающей" только в отношении принуждающего, но не принужденного. А если ты прогнулся под чьим-то давлением (необязательно за деньги), в нужный момент не забил или пропустил и не заявил - конкретного уголовного наказания не предусматривается. Это неправильно! Явный пробел. Заполнять его придется нам, экспертам. Иначе статья получится нерабочей. Вспомните: когда кто-нибудь смог увидеть, потрогать реальные суммы внутри "грязной" индустрии? Ни у кого не вышло, хотя говорят о них постоянно. Значит, многие грязные матчи действительно играются без корыстного мотива. Как можно было забыть о такой специфике нашего спорта?!

СТАРЫЕ ДОГОВОРНЯКИ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА НЕ ПОПАДУТ

- Любое расследование должен кто-то инициировать. Кто способен делать это в случае с договорным матчем?

- Раз это тяжкое преступление - это не вопрос заявления, как, например, в случае с бытовой кражей кошелька. Обращения от федераций или лиг мы все равно не дождемся. На 80, а то и 90 процентов это будут оперативно-разыскные мероприятия. Выявили материалы - принесли их на легализацию в следствие - возбудили уголовное дело. Возбудили по факту, а не по заявлению. Данных будет достаточно.

- В истории российского футбола хватает игр, которые по сей день считают странными. Можно ли будет "вернуться в прошлое" и наказать виновных за старые грехи?

- Закон обратной силы не имеет. А значит, сыгранные в прошлом нечистые матчи и не квалифицируемые по новой статье под его действие не подпадут.

- Недавно в Италии "Наполи" хотели наказать не за сыгранный договорняк, а за то, что клуб не сообщил о предложении его сыграть.

- Полностью согласен с таким подходом. Если лицо, которому поступило предложение, не сделало эту информацию достоянием общественности, устранило препятствие и оно совершено, - это соучастие. И раз мы считаем договорную игру тяжким преступлением, то при определенных обстоятельствах это может квалифицироваться и как приготовление к преступлению. За такие деяния нужно наказывать.

НАДО НАКАЗЫВАТЬ ПОСРЕДНИКОВ

- Какие еще недоработки увидел ваш экспертный совет?

- Например, в законопроекте нет упоминания о посредничестве. А это важный момент - без "связующего звена" в таких делах редко что обходится. Для уголовного законодательства понятие "посредник" не ново. Преступление по взятке содержит ответственность и за посредничество - статью 291 пункт 1. "Посредничество во взяточничестве". То есть при взятках оно есть, а в новой 184-й - почему-то нет.

Скажу больше. Внутри спортивного мира все отлично осведомлены о странных делишках, которые происходят вокруг чемпионата, о том, кто запускает своеобразный черный тотализатор. Лет десять назад, до создания КХЛ, в хоккейной суперлиге все знали: есть два хоккеиста, Борис и Сергей. Играют в разных клубах, способствуют проведению договорных матчей, зарабатывают на посредничестве. Если эту сферу не закрыть сейчас - закон работать не будет, а у борьбы с договорняками не окажется результатов.

- Вообще-то реагировать на таких персонажей, как Борис и Сергей, должны не только компетентные органы, но и сами лиги с федерациями.

- Кстати, в законопроекте о договорных матчах мы увидели полумеру, которая связана как раз с этим вопросом. Спортивная дисквалификация для участников договорного матча в нем почему-то четко не прописана. То есть спортсмену, тренеру или судье, участвующему в азартных играх, наказание (дисквалификация) в законе предусмотрено. А вот если речь идет о договорняках - то только в том случае, если он подозреваемый или обвиняемый. И только по результатам обвинительного приговора.

Представляете? Данный законопроект ограничивает права лиг и федераций. При этом уверен: если бы в КХЛ был выявлен хоть один похожий на странный матч, корпоративную дисквалификацию всем виновным выписали бы без вопросов и проволочек. По аналогии с пожизненным отстранением виновных в деле Черепанова - например, клубного врача Белкина. Зачем же мы подталкиваем лиги с федерациями к тому, чтобы те самоустранялись? Если нет четкости, это неправильно.

Правда, есть еще более волнующие проблемы.

- Какие?

- Законопроект делает ставку на выявление договорняков через игорный бизнес. Вопрос из вопросов. Вся эта сфера криминализирована. И никаким помощником она не будет. Ворон ворону глаз не выклюет, а один преступник никогда не отдаст на расправу другого. Надеяться на работников этой сферы нельзя. Меры вроде "предъявить паспорт", "информировать компетентные органы о выигрышах" - все это превратится в чистую фикцию. Работы у правоохранителей, если связать их с букмекерами, будет вдвое больше, а результатов - соответственно вдвое меньше. Это первое.

Во-вторых, почему-то не предусмотрена борьба с интернет-криминалом. Мне каждую неделю приходит подборка рассылок со сведениями о договорных матчах. Мониторю их из научного интереса правоведа-борца с нечистыми матчами. Но какая аудитория есть у этого "рынка информации", представляете? Да еще со своей идеологией, борьбой, желанием вкладывать деньги.

В-третьих, у нового проекта очень широкая "юридическая география". Если закон о болельщиках, над которым мы также трудимся в эти дни, вносит изменения в два закона, то закон о договорных матчах - сразу в пять. Административный, налоговый, уголовный кодексы, законы о спорте и об азартных играх.

Появляется нюанс. Со стремлением привлекать всех причастных к договорному матчу к уголовной ответственности все ясно. Но нужно понять: а является ли эта цель единственной, или авторы законопроекта ставят перед собой и другие? Если нет, тогда зачем расширять "юридическую географию"? Вносить изменения в налоговый кодекс и закон об азартных играх? Ведь в своем нынешнем виде проект закона о договорных матчах предполагает одну вещь: букмекерские конторы и тотализаторы должны стать налоговыми агентами. То есть с выигрыша будет удерживаться и выплачиваться подоходной налог. А это уже область финансовой сферы, денежной выгоды государства.

- Ваш прогноз: когда законопроект о договорных матчах может стать законом?

- В эту весеннюю сессию. То есть до лета.

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Краснодар 15 11 4 0 32-7 37
2
Зенит 15 11 3 1 33-7 36
3
Локомотив 15 11 1 3 30-18 34
4
Динамо 15 9 3 3 31-17 30
5
Спартак 15 8 4 3 25-12 28
6
ЦСКА 15 8 3 4 24-10 27
7
Рубин 15 5 4 6 17-22 19
8
Ростов 15 4 5 6 20-26 17
9
Акрон 15 4 4 7 19-30 16
10
Пари НН 15 4 3 8 15-27 15
11
Динамо Мх 15 3 6 6 9-14 15
12
Кр. Советов 15 3 3 9 13-23 12
13
Химки 15 2 6 7 16-28 12
14
Факел 15 2 6 7 10-23 12
15
Ахмат 15 1 6 8 13-29 9
16
Оренбург 15 1 5 9 16-30 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
22.11 19:00
Рубин – Акрон
- : -
23.11 12:00
Оренбург – Зенит
- : -
23.11 14:15
ЦСКА – Ростов
- : -
23.11 16:30
Химки – Краснодар
- : -
23.11 18:00
Спартак – Локомотив
- : -
24.11 14:00
Кр. Советов – Ахмат
- : -
24.11 16:30
Факел – Динамо
- : -
24.11 19:00
Пари НН – Динамо Мх
- : -
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

8
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

8
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

6 1 0
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости