22 декабря 2012, 00:27

Одна кнопка и одна дырка

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

О проблемах и перспективах показа футбола на телевидении корреспонденту "СЭ" рассказал генеральный директор компании "Лига-ТВ" Илья ГЕРКУС

Напомним, минувшим летом телекомпания "Лига-ТВ" была создана Российской футбольной премьер-лигой для трансляции матчей чемпионата России на различных платформах. Это подразделение занимается всеми вопросами, связанными с показом, распространением и рекламой телепродукта. Как было объявлено при ее создании, за три года "Лига-ТВ" планирует заработать более 300 миллионов долларов.

ПОВТОРЫ С ВОСЬМИ КАМЕР

- Чего удалось добиться за эти месяцы?

- Первое: мы сформировали телепродукт так, как хотели. Один матч показываем на общедоступном канале "НТВ", другие - на платной основе. Второе: РФПЛ получила в собственность телеканал "Наш футбол". Теперь им владеет Лига.

- Что значит - владеет? Разве "Наш футбол" не имеет больше отношения к "НТВ-плюс"?

- Организационно - имеет. Но РФПЛ перечисляет "НТВ-плюс" деньги.

- Сколько?

- 8 миллионов долларов за сезон. Столько стоят все трансляции и две футбольные передачи. Сумма была определена изначально, но мы в нее уже не вписываемся, поскольку понадобилось больше техники. Планируем и дополнительные телепрограммы. В межсезонье, например, хотим запустить передачу, в которой станем показывать контрольные матчи.

- Из каких средств берутся эти самые 8 миллионов или чуть больше?

- "НТВ-плюс" платит нам 35 миллионов долларов за сезон, мы ему должны деньги за "Наш футбол". Получается взаимозачет. Или просто вычет.

- Что имеете взамен?

- Технически в работу "НТВ-плюс" стараемся не влезать. Но в "Лиге-ТВ" появились люди, которые отвечают за трансляции и контролируют их качество.

- Прежние контролеры не справлялись?

- Не хочется критиковать наших телевизионных соратников. Они многое сделали, вводили новую технику, стандарты трансляции. Но "Лига-ТВ" как всякий собственник больше заинтересована в качестве конечного продукта. По этой причине мы теперь гоняем на самую дальнюю региональную трансляцию цифровую технику из Москвы. Не везде, впрочем, это пока помогает.

- Почему?

- Есть проблемы со взаимопониманием и взаимодействием режиссеров и операторов, с расстановкой камер. Кроме того, чтобы передать сигнал через спутник, его надо сжать. А потом соответственно разжать. Мы пока не контролируем все этапы процесса, и картинка иногда получается мутная. Сколотить продуктивные телебригады и отследить подбор техники для трансляций нам удалось лишь в последних турах. Сняты эти туры, если заметили, были хорошо: на качество трансляции влияли только погода и освещенность. При том что качественный свет - важнейшее условие хорошего показа. В общем, болевые точки определили, программу обучения сотрудников на зиму составили. С весны, надеюсь, сделаем шаг вперед. И не один.

- Но сигнал так и будет сжиматься и разжиматься?

- Нет, мы договорились насчет передачи сигнала по оптико-волоконным кабелям. Увеличили и количество камер, снимающих повторы. Прежде момент можно было детально рассмотреть с четырех точек. Но одна камера, к примеру, недобивала, у второй закрыт обзор, на третьей проспал оператор… Повтор в этих случаях получался куцым. Нас за это критиковали, и мы признавали обоснованность претензий. Теперь возим на игры вторую дорогостоящую коробку, позволяющую смотреть повторы с восьми точек.

- Насколько дорогостоящую?

- В значительной степени. Качество требует жертв. Камера-паук тоже невелика по размеру и позволяет снимать красивые планы. Но денег стоит сумасшедших. Потому ее и используют исключительно на центральных матчах.

- Ждать ли других технических новинок?

- Планируем привести в порядок архив. Не просто классифицировать, но и упорядочить все записи. Грубо говоря, расставить метки: угловые, подкаты, пенальти, офсайды, повторы с разных углов. Задаешь параметры поиска, как в интернете: "Березуцкий, предупреждения", например. И имеешь моментально то, что ищешь, во всех матчах всех сезонов. Очень полезно и удобно для аналитических передач. Естественно, для воплощения идеи в жизнь нужны время, персонал и инвестиции.

- Сколько сотрудников сейчас в "Лиге-ТВ"?

- Десять. В подобной структуре бундеслиги их около шестидесяти. Станем зарабатывать - сможем увеличить штат. Хотя главное - не количество людей, а эффективность их работы.

- Вы продолжаете трудиться в "Зените"?

- Сохраняю в клубе ту же должность: заместитель генерального директора по стратегическому развитию.

А ЕСЛИ БЕЗ "ЛИЧНОГО КАБИНЕТА"?

- С технической частью понятно. Что с распространением телепродукта?

- Со всеми крупными операторами на телерынке заключены договоры. Купить показ российского чемпионата за 149 рублей в месяц сегодня может большинство желающих. Но сохраняются, к сожалению, технологические препоны. Процесс подключения запутан: нужно куда-то звонить, заводить "личный кабинет" и так далее. Не все понимают, как это делать. И это проблема не людей, а оператора. Продажи необходимо свести, условно говоря, к нажатию одной кнопки и одной дырке для приема купюры. Если это не лесная избушка, а дом, в который централизованно подается телесигнал, футбол имеет все шансы появиться на экране телевизора. А мы - извлечь из этого 149 рублей. Пока, увы, маркетинг хромает.

Взять, к примеру, Питер, где цифровой сигнал подается в 90 процентов домов. Конвертер людям предлагается оператором бесплатно. То есть надо лишь позвонить, придет человек и подключит телевизор к бесплатной коробке. За программный пакет потом, понятно, придется вносить абонентскую плату. Удобно, согласны? И цифровое качество лучше аналогового.

Знаете, сколько из полутора миллиона квартир, до дверей которых доходит сигнал, воспользовались услугой? 150 тысяч - 10 процентов. Хотя и реклама идет широкая, и преимущества очевидны.

- В чем резерв роста?

- Плотнее работать с операторами, чтобы те активнее вербовали клиентов. Условно говоря, необходимо прийти к каждому оператору и разработать для него программу продаж, поскольку сами они продавать футбол желанием не горят.

- Сколько таких операторов?

- Восемь крупных и мелкие. С каждым садимся и разрабатываем алгоритм. Неделями сидим, выверяем каждый пункт, потом пытаемся внедрить. Тяжелейший труд. Не представлял себе, что будет настолько сложно. На Западе производитель доставил товар до дверей супермаркета - дальше за дело берется продавец. У нас не так. Нужно самому делать стеллажи, выставлять продукт и зазывать народ.

- Насколько удалось увеличить число подписчиков за время работы "Лиги-ТВ"?

- В пять раз. Было 60 тысяч домохозяйств - стало 300 тысяч. Особенно высок прирост на юге - в Дагестане, Чечне, Ставропольском, Краснодарском краях. В эти триста тысяч не входят обладатели тарелок "НТВ-плюс". У телеканала свои данные по абонентской базе и свои доходы.

- Сколько подписчиков вы хотели бы иметь в идеале?

- Миллион домохозяйств - не только круглое, но и внушительное число. Будем к нему стремиться.

- С иностранными специалистами по продаже телефутбола консультируетесь?

- Постоянно контактируем. Им по-прежнему интересен наш рынок и наши первые шаги. В Infront Sports&Media, кажется, понимают: в свое время они погорячились, сделав РФПЛ не слишком гибкое предложение. Итальянский футбол получает почти миллиард евро, нам обещали 70 миллионов. Понятно, что есть разница в интересе и развитии отрасли, но не такая же!  Особенно если учесть размеры населения Италии и России.

- Сейчас темпы извлечения доходов соответствуют вашим планам?

- Чуть-чуть отстаем. Как по причине недостаточного количества подписчиков, так и из-за непроданных коммерческих контрактов. Да, мы высоко подняли планку запросов и опускать ее не спешим. Подсчитали, установили определенный уровень. Теперь воюем. Предлагают меньше - не соглашаемся. Потому что уверены: любой бизнес-структуре почетно ассоциировать себя с теми эмоциями и переживаниями, которые дарит футбол.

ДОБРО И ЗЛО НА ЗАБРОШЕННОМ ЗАВОДЕ

- Что еще из намеченного пока не осуществилось?

- Процентов на 80 график выполняем. Однако дел невпроворот. Скажем, пока не нашли общего языка с клубами в части, касающейся стадионов. Свет, качество газона, пустые трибуны очень сильно влияют на картинку. Осенью исправить это не удалось. Но уже начали общаться, излагать клубам свои прось-бы и требования. Не решили пока вопрос и с календарем.

- В смысле?

- Календарь чемпионата должен учитывать интересы телевидения. Так принято везде, где оно обеспечивает лигам серьезный доход. Есть математическая модель - но есть и ручная жеребьевка. Ясно, допустим, что осенью и весной в России нужно по возможности играть на юге. У нас же "Анжи" с "Зенитом" в августе играли в Махачкале, а в декабре - в Питере. При ручной жеребьевке все было бы наоборот. Краснодар, Махачкала, Грозный, Ростов, Владикавказ - эти города в холодное время обязаны получить приоритет. Но идея механической жеребьевки у нас пока преобладает.

То же самое относится к обязательному наличию в каждом туре суперматча, что сейчас бывает не всегда. И к сохранению интриги в конце чемпионата. В данный момент матчи между ЦСКА, "Зенитом" и "Анжи" уже сыграны, значит, развязка получится заочной. Представляете боевик, в котором схватка главных героев происходит в середине фильма? Кто на такой пойдет? А должно быть по-другому: на последних минутах добро и зло встречаются на заброшенном заводе, с цепями, арматурой и оголенными трансформаторами… Вот на такую интригу все захотят посмотреть.

Переносы матчей для участников еврокубков - тоже проблема. Пусть наши клубы лучше выступают в Европе - я только за. Но и внутренние интересы забывать нельзя, потому что снижается продаваемость футбольного продукта. Потребителям обещан товар в удобное время в назначенном месте - они должны его получить. А если центральные матчи играются в понедельник, это неправильно.

- Что скажете про петарды, взрывы, мат, странные матчи, технические поражения?

- Беда, что тут скажешь? СМИ подхватывают моментально, жареная тема. Для телепродукта - серьезный урон.

- Клубы готовы всерьез менять стадионную аудиторию с воинствующей на приносящую доход?

- Сложная, в чем-то политизированная тема. У меня есть личное мнение по этому вопросу, основывающееся на тех еще временах, когда на "Петровском" не было ни буйных фанатов, ни полных трибун. Мы приходили, болели. Теперь с удивлением узнаем иной раз, что кто-то делает заявления от лица болельщиков "Зенита". А мое поколение 40-летних - кто тогда? 13-летняя дочь, которую взял как-то на стадион, отправила эсэмэску подруге: "Сижу на футболе, здесь ужасно". Будет очень жаль, если потеряем следующее поколение обычных болельщиков, не фанатов. В целом же, на мой взгляд, отношения клубов, лиг и зрителей должны отталкиваться от бизнеса, а не от ложного понимания социальной доброты.

Сейчас все ждут нового закона о спортивных мероприятиях. Что будет дальше? Неужели придут какие-то люди и скажут: "Есть новый закон, мы будем его за вас выполнять. Главное, ничего не делайте, а то устанете"? Само собой ничто по тарелкам не разложится. В собственном доме порядок нужно наводить самостоятельно. Те же кинотеатры не стали местом спокойного досуга, пока их владельцы не приняли к этому мер. Такого же подхода требует и футбол.

ПИРАТСТВО КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ

- Как боретесь с телепиратством?

- Начали определенную работу в этом направлении. Честно говоря, не представлял масштабов. По нашим подсчетам, матч "Спартак" - ЦСКА, который не транслировался на бесплатном канале, собрал на пиратских сайтах, и то не на всех, 500 тысяч просмотров. То есть интерес к футболу есть, но он утекает мимо нас. Проблема зафиксирована, как бороться с ней, понимаем, программа действий существует. Осталось прояснить некоторые технологические моменты и начать борьбу. Вот только приступать к ней, не предлагая разумной альтернативы, неправильно.

Сейчас можно официально посмотреть матчи в интернете за деньги. Но у "НТВ-плюс", который предлагает такую услугу, при просмотре одной из центральных игр как-то рухнул сервер - не хватило мощности. Это не очень хорошая альтернатива пиратству. Ценовая политика, наверное, тоже требует корректировки: 75 рублей за один матч в сети - не слишком гуманно, на мой взгляд, если месячный ТВ-пакет всего лишь в два раза дороже. Наконец, сезонное или месячное предложения для интернета отсутствуют вовсе, хотя многих они наверняка заинтересовали бы.

- А для мобильных платформ такое предложение есть?

- Да. Весь сезон можно купить за 300 рублей. И матчи, и нарезки, и аналитику. Иногда удобно, сидя на трибуне, смотреть игру параллельно, хотя бы в плане повторов. Но тут нужно решать вопрос с пропускной способностью и скоростью работы сотовых сетей. Одним словом - работы много.

- Когда убирали центральные матчи туров на платный канал, давление чувствовали? Никто не говорил вам, что намутили?

- Давление было. Общественное мнение, опросы, высказывания…

- Этот вопрос решался в бизнес-плоскости?

- Не только. Хотя здесь все очевидно: если футбол - товар, то его надо продавать за деньги.

- Время бесплатного показа матчей, 13.30, соответствует рейтингам футбола?

- По моим данным, до начала футбола и после него рейтинги были ниже, чем во время футбольной трансляции. Это позволяет надеяться, что мы уговорим руководство НТВ сдвинуть время показа на 16.00.

 Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Зенит 16 12 3 1 34-7 39
2
Краснодар 16 11 5 0 34-9 38
3
Локомотив 16 11 1 4 32-23 34
4
Спартак 16 9 4 3 30-14 31
5
Динамо 16 9 4 3 32-18 31
6
ЦСКА 16 8 3 5 25-12 27
7
Рубин 16 6 4 6 20-22 22
8
Ростов 16 5 5 6 22-27 20
9
Пари НН 16 4 4 8 15-27 16
10
Акрон 16 4 4 8 19-33 16
11
Динамо Мх 16 3 7 6 9-14 16
12
Кр. Советов 16 4 3 9 15-24 15
13
Химки 16 2 7 7 18-30 13
14
Факел 16 2 7 7 11-24 13
15
Ахмат 16 1 6 9 14-31 9
16
Оренбург 16 1 5 10 16-31 8
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
22.11 19:00
Рубин – Акрон
3 : 0
23.11 12:00
Оренбург – Зенит
0 : 1
23.11 14:15
ЦСКА – Ростов
1 : 2
23.11 16:30
Химки – Краснодар
2 : 2
23.11 18:00
Спартак – Локомотив
5 : 2
24.11 14:00
Кр. Советов – Ахмат
2 : 1
24.11 16:30
Факел – Динамо
1 : 1
24.11 19:00
Пари НН – Динамо Мх
0 : 0
Все результаты / календарь
Лидеры
Бомбардиры
Ассистенты
ЖК
Г
Манфред Угальде

Манфред Угальде

Спартак

12
Алексей Батраков

Алексей Батраков

Локомотив

10
Джон Кордоба

Джон Кордоба

Краснодар

8
П
Маркус Вендел

Маркус Вендел

Зенит

8
 Бителло

Бителло

Динамо

6
Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Кладуио Луис Родригес Клаудиньо

Зенит

6
И К Ж
Муталип Алибеков

Муталип Алибеков

Динамо Мх

7 1 1
Данила Прохин

Данила Прохин

Оренбург

13 1 5
Фернандо Костанца

Фернандо Костанца

Крылья Советов

11 1 3
Вся статистика

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости