Уникальный объект в зоне особого внимания
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Вчера корреспонденты "СЭ" побывали в Тушине, где строится стадион "Спартака"
Александр ПРОСВЕТОВ
из Тушина
Еще в полях белеет снег... На просторах бывшего тушинского аэродрома, где развернулось сооружение спартаковского стадиона, снега и впрямь хватает. О прошлом этой территории напоминает возле въезда на нее хвост самолета, выглядывающий из непонятного нагромождения конструкций, а в будущее зовет крепкая "бытовка" в красно-белых цветах, в которой расположился штаб стройки.
В одной из комнат развешаны карты, планы и графики, в другой - устроен небольшой конференц-зал, в котором на вопросы журналистов вчера отвечали генеральный директор ООО "Стадион "Спартак" Андрей Федун и начальник отдела технического надзора стадиона "Спартак" Сергей Дадин, ранее принимавший участие в реконструкции "Лужников".
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
На сегодняшний день в Тушине пройдена примерно половина нулевого цикла, который включает закладку свай и фундамента. Этот этап работ - сложный, дорогостоящий и "неблагодарный", потому что "незрелищный". Точно так же закладка физического фундамента у футболистов в межсезонье не столь интересна для взгляда со стороны, как контрольные матчи, но без нее и ни туды, и ни сюды.
Длина свай, забиваемых в основание спартаковского стадиона, - 26 метров, а вот по толщине они подразделяются на три типа: диаметром 800, 1000 и 1200 мм.
А.Федун: - На сегодняшний день забито 900 из 1170 свай. Практически завершается первая фаза нулевого цикла. Сейчас идет выбор подрядчиков на следующую стадию. Рассматривается около 40 организаций.
Дадин: - Свайное основание планируем закончить к концу апреля. Второй этап - создание фундаментов, на которые будет монтироваться каркас стадиона. Третий - устройство каркаса, основные монолитные работы, в ходе которых будет уложено порядка 100 тысяч кубометров бетона, а также 16,5 тысячи тонн металлической арматуры. По ходу этих двух этапов будет осуществляться прокладка инженерных сетей. Далее предстоит сооружать крышу и фасад, оборудовать внутренние сети и производить отделочные работы. Последний этап - устройство футбольного поля. К концу текущего года можно ожидать, что каркас будет выполнен на одну треть, может быть, успеем даже на 50 процентов.
ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ!
Экскурсия по объекту была, по сути, сорвана погодой. Когда журналисты приехали в Тушино, светило солнышко, стоило высунуться из домика, усилился ветер, пошел дождь, а потом небеса и градом попотчевали. Весенние мотивы в душе заглохли.
Между тем на некотором отдалении строители - а их на сооружении стадиона занято около сотни, не считая трех десятков представителей инженерно-технического персонала, - продолжали по колено в грязи стучать по железу молотом. А ведь они в чистом поле трудились и в февральские морозы. Прямо Кузнецкстрой, воспетый Маяковским: "Гвозди бы делать из этих людей!"
А.Федун: - Сейчас строители постоянно занимаются противопаводковыми мероприятиями. Осталось установить шесть свай в вызывающем сомнения месте, и после этого вода нас волновать не будет.
Дадин: - Зима была суровая, снежная. Устройство свай сопровождалось выбуриванием грунта и большого количества воды, которая из-за мороза не всегда отводилась. Вместе с частицами грунта она намерзала, а теперь оттаивает и растекается вместе с грязью. Мы ее собираем, очищаем строительную площадку. Но угрозы наводнения нет. Работает дренажная система, она не позволит куда-то "уплыть".
- Если лето снова будет жарким, на ходе работ это не скажется. В прошлом году выдержали - и в этом выдержим.
НАВЕЯННОЕ ЯПОНСКОЙ ТРАГЕДИЕЙ
А.Федун: - Согласно нормативам города Москвы, стадион должен быть способен выдержать 6-балльное землетрясение. Это стандартное при проектировании условие.
ПРОБЛЕМЫ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА
А.Федун: - Есть некоторые проблемы с прохождением экспертизы. Но они понятны. Стадион - это большой уникальный объект, по которому возникают различные вопросы. Ни один подобный объект не проскочил экспертизу на ура. Может быть, это и хорошо, поскольку речь идет о безопасности людей.
- Сомнений у Мосэкспертизы нет. Просто каждый специалист перед тем, как дать заключение, должен ознакомиться с большим объемом материалов. Попутно возникают вопросы, на которые вместе с нами отвечают проектировщики. Это в принципе обычная работа. Но одно дело, когда приносят типовой проект, и вопросы касаются только фундамента. Другое - такой нестандартный объект, как стадион, к тому же сооружаемый в условиях сложной геологии, в пойме Москвы-реки. К сожалению, в этом случае процедура занимает довольно много времени.
Дадин: - Ставится задача подготовить стадион к пуску в эксплуатацию к концу 2013 года. Удастся ли уложиться в эти сроки, зависит как от проектирования, так и от разрешающих органов - мы до сих пор находимся в экспертизе. Кроме того, чтобы проводить на новом стадионе матчи, недостаточно построить только его. Нужно еще подвести к нему дороги и коммуникации, получить на то различные разрешения. Ведь все мощности в многомиллионной Москве расписаны и ограничены. Но мы давно работаем в этом городе, знаем все условия. Неожиданных препятствий не возникает.
ОТ ВЫХИНА ДО "СПАРТАКА" НА МЕТРО
Думал ли о поколениях спартаковских почитателей проектировщик, некогда заложивший "про запас" на Таганско-Краснопресненской ветке метрополитена бетонную платформу? Уверен, что он руководствовался иными соображениями. Как и чиновники, которые одобрили ее создание. Но факт остается фактом: она есть, и ее существование дает основание верить, что поезда метро будут останавливаться рядом со стадионом "Спартак", а не где-то в нескольких километрах.
Дадин: - Главная проблема - строительство входных групп метрополитена. Линия проложена, даже станция в законсервированном виде существует. Но без отделки и инженерного обеспечения. Чтобы ввести ее в эксплуатацию, требуются огромные средства. Мы рассчитываем в этом вопросе на помощь города.
А.Федун: - Мосархитектура и Генплан начали работу, связанную с созданием возле стадиона станции метрополитена. Насколько быстро будет продвигаться решение вопроса, мы сказать не можем. Но раньше эту тему с нами совсем не хотели обсуждать. Сейчас же город сказал, что будет заниматься вопросом, и мы ему за это признательны.
И СНОВА О ПОЛЕ - УЖЕ ФУТБОЛЬНОМ
Следующее известие, быть может, кого-то и разочарует, но на новом стадионе планируется уложить искусственный газон, который, впрочем, при необходимости будет тотчас заменяться на естественный травяной ковер. Не одним, конечно, движением руки, но очень оперативно.
Как сообщил Дадин, решение об оснащении стадиона искусственным газоном принято инвестором, и связано это с российским климатом и нашим футбольным календарем.
Все посмотрели в окно - и увидели еще белеющий, хотя и не отличающийся чистотой в условиях стройки снег.
О том, что происходит на стройплощадках других стадионов клубов премьер-лиги, сообщают корреспонденты "СЭ"
ЗЕНИТ
Строительство новой арены в Петербурге в полном объеме пока не возобновлено. Напомним, что работы были приостановлены из-за перепроектировки арены под ЧМ-2018. На данный момент изменения, связанные с безопасностью и количеством посадочных мест, утверждены Главгосэкспертизой. Однако заказчик строительства, администрация Петербурга, пока не утвердил новые сроки выполнения работ. По некоторым данным, объект будет сдан в эксплуатацию в лучшем случае осенью 2012 года, в худшем - весной 2013-го.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что арену после сдачи планировалось передать в управление ФК "Зенит". Но клуб на данный момент не является официальным участником проекта. То есть фактически не может влиять ни на ход строительства, ни на то, чтобы арена получилась максимально удобной для болельщиков.
Дмитрий БУШ, заместитель гендиректора "Моспроекта-4", генерального проектировщика арены:
- В настоящий момент на площадке заняты около 1000 человек, идут железобетонные работы. Что касается сроков сдачи объекта, то губернатор Петербурга Валентина Матвиенко дала поручение - завершить основную часть работ к осени 2012 года, чтобы в это время там можно было провести матч-открытие. Впрочем, не исключено, что отделочные работы будут продолжаться до весны 2013-го.
Сергей ЦИММЕРМАН
ДИНАМО
На новой динамовской арене завершается подготовительный этап реконструкции. Внутри ее специалисты подбираются к стенам, которые являются историческими и будут сохранены. Будут исследованы старинные фрагменты и с внешней стороны конструкции, чтобы выявить дефекты и не повредить стены при ремонте, сохранив их в первозданном виде. Необходимо также закончить разбор всех конструкций стадиона, не являющихся несущими.
В начале марта в Каннах прошла Международная инвестиционная выставка недвижимости, на которой была представлена доработанная концепция проекта "ВТБ Арены парк". В сравнении с показанным прошлым летом в текущем варианте учтены все высказанные замечания. Автор - Дэвид Маника, американский архитектор с богатым опытом. На следующем этапе начнется проектирование.
Александр МАРТАНОВ
ЦСКА
Евгений ГИНЕР, президент ЦСКА:
- Накануне 23 февраля произошло непредвиденное: мы спустя шесть месяцев после того, как купили землю, получили свидетельство о собственности на нее. Теперь наконец-то можем с открытой душой без нарушения законодательства РФ продолжать строительство. Стадион должен появиться к концу 2012 года. Вся подземная часть уже сделана, и 18 месяцев на сооружение должно хватить. ("СЭ" от 25 февраля)
ТЕРЕК
Хайдар АЛХАНОВ, вице-президент "Терека":
- Строительство идет полным ходом, согласно утвержденному графику работ. Поле уже находится в идеальном состоянии. Сооружены все трибуны, сейчас на западной возводятся металлические конструкции. Кроме того, идет монтаж электрического освещения и установка пластиковых сидений. Параллельно благоустраивается прилегающая к арене территория: сажаются деревья, укладываются газоны, прокладываются подъездные пути. Торжественное открытие стадиона намечено на 9 мая.
Александр ЛЬВОВ
РУБИН
Новый стадион в Казани должен появиться на берегу Казанки близ одного из крупнейших спальных районов города "Квартал" в 2013 году. Крайний срок окончания работ - июнь. К тому времени там же планируется сдать в эксплуатацию станцию метро на новой, второй ветке.
Казанская арена, как известно, в августе 2013-го должна будет принять Всемирную универсиаду. Изначально планировалось, что ее вместимость будет не менее 40 тысяч зрителей. Но с учетом того, что Казань выразила намерение провести у себя один из полуфиналов ЧМ-2018, предполагается увеличить ее до 60 тысяч. Кроме того, по словам руководителя АНО "Дирекция Универсиады-2013" Владимира Леонова, существует возможность разработки системы сборных и разборных трибун.
В "Рубине" информацией о строительстве, по утверждению главного тренера и вице-президента клуба Курбана Бердыева, не владеют: футбольный клуб будет структурой, которая займется эксплуатацией нового стадиона, но на нынешнем этапе к стройке "Рубин" не имеет никакого отношения.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Краснодар | 18 | 11 | 6 | 1 | 34-12 | 39 | |
2
|
Зенит | 18 | 12 | 3 | 3 | 37-12 | 39 | |
3
|
Спартак | 18 | 11 | 4 | 3 | 36-14 | 37 | |
4
|
Динамо | 18 | 10 | 5 | 3 | 37-20 | 35 | |
5
|
Локомотив | 18 | 11 | 2 | 5 | 33-26 | 35 | |
6
|
ЦСКА | 18 | 9 | 4 | 5 | 28-14 | 31 | |
7
|
Ростов | 18 | 7 | 5 | 6 | 29-28 | 26 | |
8
|
Рубин | 18 | 7 | 5 | 6 | 25-26 | 26 | |
9
|
Акрон | 18 | 6 | 4 | 8 | 22-34 | 22 | |
10
|
Кр. Советов | 18 | 5 | 3 | 10 | 19-29 | 18 | |
11
|
Динамо Мх | 18 | 3 | 8 | 7 | 11-17 | 17 | |
12
|
Пари НН | 18 | 4 | 4 | 10 | 15-34 | 16 | |
13
|
Химки | 18 | 3 | 7 | 8 | 22-35 | 16 | |
14
|
Факел | 18 | 2 | 8 | 8 | 11-25 | 14 | |
15
|
Ахмат | 18 | 2 | 7 | 9 | 16-32 | 13 | |
16
|
Оренбург | 18 | 1 | 5 | 12 | 16-33 | 8 |
28.02 | 19:00 |
Динамо Мх – Локомотив
|
- : - |
1.03 | 14:00 |
Пари НН – Акрон
|
- : - |
1.03 | 16:30 |
Зенит – ЦСКА
|
- : - |
1.03 | 19:00 |
Ахмат – Рубин
|
- : - |
1.03 | 19:30 |
Краснодар – Кр. Советов
|
- : - |
2.03 | 14:00 |
Химки – Факел
|
- : - |
2.03 | 16:30 |
Спартак – Оренбург
|
- : - |
2.03 | 19:30 |
Ростов – Динамо
|
- : - |