Так кто же популярнее - "Спартак" или "Зенит"?
РОСГОССТРАХ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 23-й тур.
16 апреля. "СПАРТАК" – "ЗЕНИТ"
Воскресная встреча на "Открытие Арене" безумно важна с турнирной точки зрения. И не только! Верите или нет, но ее результат способен повлиять на итоги соцопросов, которые проведут в российских городах и деревнях спустя несколько лет. А спрашивать людей будут привычное: "За какой футбольный клуб болеете?"
Что такое популярность? Любовь или узнаваемость?
Это ведь далеко не одно и то же. Тебя могут знать, обсуждать, но не испытывать к тебе никакой симпатии или даже ненавидеть. Важно, что в условиях современного мира, когда информация стекается к потребителю бурными потоками со всех сторон, такая "популярность" тоже ценится, потому что отлично продается.
Поражение "Спартака" от АЕК и фиаско "Зенита" в гостевом матче с "Андерлехтом" "взорвали" новостное пространство, в статьи об этих матчах на сайте "СЭ" зашло близкое к рекордному число посетителей. Причем в большинстве своем с целью не посочувствовать, а позлорадствовать.
"Спартак" и "Зенит" – глыбы российского футбола. В спортивном плане москвичи возвышались над остальными чуть ли не всю концовку XX века, и абсолютно логично, что накопили за десятилетия миллионы лояльных сердец, стали неотъемлемой частью сотен тысяч семей, в которых любовь к красно-белым цветам переходит по наследству.
И речь не только о России, но и о бывших союзных республиках, о многочисленных русскоязычных людях в Европе, за океаном. Посчитать их всех невозможно никакими опросами и голосованиями, никакими социологическими исследованиями.
Просто нужно принять как данность: болельщиков "Спартака" ОЧЕНЬ много. Больше, чем у любого другого российского клуба.
Но!
С приходом нового тысячелетия к вершине стал подниматься клуб из Санкт-Петербурга. Прежде он был интересен исключительно своему городу. Успехи "Зенита" середины 80-х стали лишь вспышкой на фоне вечной спартаковской войны с киевским "Динамо", к которой был прикован всеобщий интерес.
В 90-е старые "друзья" встречались в Кубке содружества, собирая полный "Олимпийский", однако красно-белым все равно нужна была полноценная замена главному противнику, потерянному вместе с Советским Союзом.
Нишу поочередно занимали "Алания" Газзаева, "Ротор" Прокопенко, "Локомотив" Семина. Сформировалось в нечто большее, чем просто дерби, соперничество с ЦСКА. Особенно с учетом многолетней серии красно-синих без поражений, от злости на которую спартачи сжимали кулаки до белых костяшек.
Но сегодня можно с уверенностью сказать, что главный противник "Спартака" – это "Зенит". За последние 15 лет сине-бело-голубые выросли в гранда.
Если учесть, что за красно-белых исторически болела интеллигенция, своего рода фронда, то столкновение идеологий было неизбежным. Переломным моментом, после которого ненависть к ЦСКА отошла на второй план, стало возвращение Владимира Быстрова в "Зенит" в разгар сезона-2009, надломившее спартаковцев в чемпионской гонке. "Сверху сказали, что продавать надо", – рассказал позднее Карпин.
На тот момент питерцы как раз достигли пика своего могущества, выиграли Кубок и Суперкубок УЕФА. И действительно стали очень популярны. В том числе за пределами Петербурга. Великолепный Аршавин, цепкий Денисов, едкий правдоруб Широков, лучезарный Кержаков по праву становились кумирами для тех, кто только начинал следить за футболом. Потом появились мощный Халк, элегантный Витсель. Болеть за "Зенит" стало модно.
Тогда как "Спартак" год за годом давал поводы над собой смеяться. И нет ничего удивительного в том, что во всех социальных сетях "Зенит" опережает красно-белых по числу подписчиков, ведь интернет-аудитория в среднем пока заметно моложе, чем общая болельщицкая масса.
Высказываниями на тему популярности своих клубов не раз обменивались руководители клубов. К примеру, осенью это сделали генеральный директор питерцев Максим Митрофанов и вице-президент красно-белых Наиль Измайлов.
– По всем данным, которые есть и в открытом доступе: ВЦИОМ, Nielsen, Repucom и других международных компаний, "Зенит" популярнее остальных, – отметил Митрофанов.
– ВЦИОМ и прочие действительно проводили опросы, но посмотрите количество опрошенных. Оно совсем невелико (1600 человек – Прим. "СЭ"). А потом посмотрите, сколько людей собирается в наших секторах на гостевых матчах. Я езжу по стране, и у меня есть ощущение, что “Спартак” популярнее. При этом на “Открытие Арене” гостевой сектор впервые заполнился лишь на недавнем матче с “Локомотивом”. А это всего 4,5 тысячи, – ответил Измайлов.
Соцопросы – штука и в самом деле странная. К примеру, компания Nielsen, на которую сослался Митрофанов, считает, что у "Зенита" 15 миллионов болельщиков по всему миру. А "Спартак" утверждает, что за него только в России переживает 17,8 миллиона человек. Клуб заказывал свое исследование. Чье правдивее и объективнее? А поди разбери.
К телерейтингам тоже слишком много вопросов, чтобы судить по ним о популярности клубов. К примеру, сидят в баре сто фанатов "Спартака" – перед ними один экран. Домохозяйка во время поединка "Зенита" включает дома телевизор – это тоже один экран. Ну, или наоборот – фанаты питерцев и красно-белый дедушка. Суть в том, что погрешность весьма велика.
Хотя интерес к первому весеннему матчу "Спартака" против "Краснодара" впечатляет. Рейтинг 2,3 – серьезный показатель. Но опять же, возможно, многим было просто интересно, в каком состоянии лидер чемпионата выйдет из зимней спячки, а поддерживали они "быков".
То же самое касается и внушительного числа зрителей товарищеских матчей "Спартака" на сборах, которые транслировались на канале в YouTube.
И тут нужно отметить самое главное. У "Спартака", который с появлением Массимо Карреры уже влюбил в себя массу людей (в том числе тех, кто болел за команду в прошлом, но в смутные годы разочаровался), есть прекрасный шанс повернуть историю вспять. Долгожданное чемпионство и в перспективе яркое выступление в Лиге чемпионов снова сделает красно-белых самым модным клубом России. Со временем и результаты опросов ВЦИОМа изменятся.
И в этом смысле воскресный матч – едва ли не последний шанс "Зенита" сохранить пошатнувшийся трон популярности.
ПОСЕЩАЕМОСТЬ В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ-2016/17
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ
ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ФУТБОЛОМ?
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ СЕБЯ БОЛЕЛЬЩИКОМ КАКОГО-ЛИБО КЛУБА?
(закрытый опрос для первых двух категорий)
Цифры ВЦИОМ относительно предпочтений россиян в выборе любимого клуба зачастую вызывают бурную дискуссию в среде футбольных болельщиков и экспертов. Шутка ли, "народная команда", считающаяся, по мнению многих, самым популярным клубом в стране, ни разу не возглавляла этот рейтинг, хотя опросы подобного рода проводятся ВЦИОМ уже семь лет.
Итоги последнего опроса (лето 2016 года).
Несложные математические расчеты показывают, что за "Зенит", согласно этому опросу, болеют более 6% населения, за "Спартак" или ЦСКА почти по 4% населения. Однако речь в опросах ВЦИОМ идет не только и не столько о болении в классическом его понимании, сколько об узнаваемости того или иного клуба как бренда среди населения. Оттого, цифры в разных опросах скачут на многие проценты.
ПОДПИСЧИКИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СТРАНИЦ КЛУБОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ИНТЕРЕС
Интерес болельщиков к просмотру матчей "Спартака" и "Зенита" по телевизору осенью был примерно одинаков. Средние рейтинги матчей с участием "Спартака" и "Зенита" без приставки "топ" колебались в районе 1,1 – 1,4 процента при доле в 3-4 процента в зависимости от времени начала матча. Однако весной телевизионный интерес к матчам красно-белых возрос. Особняком стоит первая после зимнего перерыва игра "Спартака", когда подопечные Карреры встречались с "Краснодаром". Рейтинг составил 2,3 процента при доле 7,3 процента. Цифры для трансляции матча чемпионата России по "Матч-ТВ" – очень высокие.