Пока сборная гастролирует, "Лужники" превращаются в "белого слона"
Реконструкция за 24 миллиарда
"Break me down and build me up… Whatever it takes", – пару строчек из песни знаменитой рок-группы Imagine Dragons. Переводится это как-то так: "Разрушь меня и построй заново. Чего бы это ни стоило". Кажется, неплохой гимн для главной футбольной арены страны – обновленных "Лужников", и пускай Дэн Рейнольдс с товарищами поют совсем не про стадионы.
Так получилось, что реконструкция "Лужников" проходила очень быстро, и я был все время где-то неподалеку. Вот БСА принимает чемпионат мира по легкой атлетике-2013. Усэйн Болт бежит на фоне молний, Елена Исинбаева собирает полный пресс-центр в первом часу ночи, а мы все еще пишем про спорт, а не про допинг или финансовые скандалы. Вот, "Лужники" закрывают, ставят красные опоры, чтобы не обвалился исторический фасад, а за ним сносят все подчистую. Весь комплекс превращается в безразмерную стройку, через которую надо просачиваться на игры хоккейных "Динамо" и "Спартака".
Проект доверили Мурату Ахмадиеву, до этого он руководил строительством "Большого" в Сочи. Темпы просто выносят мозг, но в "Лужниках" обходится без ЧП: вывозят мусор, заливают фундамент, возводят трибуны. "Если брать в денежном выражении, то работы завершены ориентировочно на четверть", – рапортовал Ахмадиев уже в феврале 2015 года. А в августе 2017-го, то есть ровно через четыре года после легкоатлетического ЧМ-2013, пресс-конференцию международному пулу журналистов в полностью обновленной VIP-зоне "Лужников" давал Сергей Собянин.
– Реконструкция стадиона стоила 24 миллиарда рублей. Это самый дешевый стадион в мире подобного рода, – подвел черту мэр Москвы. И добавил: "По своему уровню качества и возможностей старый стадион был на порядок хуже сегодняшней арены. Так что коммерческое использование "Лужников" сейчас стало гораздо привлекательнее".
Собянин и его многочисленные заместители не предполагали, что российская часть журналистов в этот момент бьется в истерике: мобильная связь и Wi-Fi в "Лужниках", где строительные работы уже вроде бы давно закончились, обвалились. Передать новость про 24 миллиарда у нас никак не выходило, и вместо дополнительных вопросов мы хотели бежать и топиться в Москве-реке.
– Мы ведем переговоры с Минспортом, – спокойно продолжал Собянин. – Возможно, "Лужники" станут базой для пяти сборных России, в том числе для национальной команды. Так или иначе, спорт будет присутствовать здесь активно. Кроме того, "Лужники" могут использоваться для любых массовых мероприятий.
Полгода вхолостую
С тех слов прошел год. "Лужники" летом прекрасно справились с чемпионатом мира, мобильный интернет и Wi-Fi работали как часы. Но после турнира на "базе сборных России" было проведено только одно мероприятие – концерт тех самых Imagine Dragons, собравший около 55 тысяч зрителей. Не должно было быть и его: "помогли" строители стадиона "Динамо". Концерт перенесли с Ленинградского проспекта, где сдачу арены в очередной раз задержали. На выходе получилось, что уж говорить, красиво.
Перед концертом Басты в Ростове-на-Дону, который так всколыхнул ФК "Ростов", мы посчитали: все стадионы чемпионата мира хоть как-то задействованы в футбольной жизни страны. От "Фишта", где прошел только один матч местного "Сочи", до "Нижнего Новгорода", принявшего пять игр, включая Суперкубок. Радуют Волгоград, Саранск и Нижний, там по 20 тысяч человек ходят на матчи первого дивизиона, расстраивает Казань, жители которой так и не полюбили футбол после ЧМ. В "Лужниках" же футбола нет вообще.
– Эксплуатация "Лужников" стоит 1,1 – 1,2 миллиарда рублей в год, – рассказывал мне заместитель мэра Москвы Александр Горбенко. – Мы поэтому и говорим, что режим наследия – очень важный вопрос. Спортивно-коммерческая инфраструктура "Лужников" предполагает, что бизнес будет сбалансирован, и эти объекты не будут обречены на медленное разрушение, а будут иметь возможность развиваться.
Но на данный момент "режим наследия" главного стадиона страны – смех и слезы. Один концерт, которого не должно было быть, и три матча, которых тоже не предполагалось. Пока национальная сборная и "молодежка" осваивают регионы, БСА "Лужники" стоит пустой с съедает деньги. А если бы "Динамо" построили вовремя, а если бы ЦСКА не решился переносить Лигу чемпионов с Песчанки?
Арена принадлежит Москве и находится в доверительном управлении АО "Лужники". На запрос "СЭ" в пресс-службе акционерного общества ответили лаконично. "До конца года на БСА запланированы три матча. Надеемся, что они вызовут большой интерес у болельщиков! – говорится в ответе на наш запрос издания. – Уже ведутся переговоры по загрузке арены на следующий год футбольными матчами, несколькими шоу и большими концертами". Уже ведутся, будем спокойны.
Логично подумать, что пустые "Лужники" волнуют владельца стадиона, все-таки именно город платит сумасшедшие деньги за содержание. Но получить оперативный комментарий Департамента спорта Москвы "СЭ" не удалось. В пресс-службе ведомства выслушали вопрос, после чего, сославшись на электронный документооборот, попросили письмо на официальном бланке за подписью редактора и предупредили, что ждать ответа придется до трех рабочих дней.
"У страны должен быть флагманский стадион"
В мире есть примеры, когда стадион не принадлежит ни одному из футбольных клубов, но справляется с "простоем". Есть надежда, что в "Лужниках" смотрят в сторону "Уэмбли" – лондонский стадион находится в похожей ситуации, пусть там временно и прописался "Тоттенхэм".
Если открыть афишу британцев, то там полно событий 15 сентября матч "шпор" с "Ливерпулем", 22-го – боксерский поединок Джошуа – Поветкин. 6 октября "Тоттенхэм" принимает "Кардифф", через восемь дней в Лондон приезжает НФЛ: три воскресенья – три матча. Всего у "Уэмбли", по моим подсчетам, за год: 17 футбольных матчей различного уровня, три игры НФЛ, матч Кубка вызова по регби, бокс и шесть концертов. Итого 28 мероприятий, даже не считая домашних игр "шпор".
Чуть хуже у "Стад де Франс". После матча чемпионов мира с голландцами арена будет простаивать до 16 октября, когда в Париж приедут предыдущие триумфаторы ЧМ – немцы. Потом пауза еще почти на месяц, и в режиме нон-стоп два матча национальной сборной по регби, а также товарищеская встреча футболистов с командой Уругвая. Сказать, что у "Стад де Франс" все в порядке с афишей, сложно, хотя и это намного больше, чем ничего.
– Здесь нет ничего страшного. Со следующего года в "Лужниках" будет играть сборная. Решение за РФС, но предполагалось именно так, – сказал "СЭ" гендиректор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин. – Это – первое. Во-вторых, у страны должен быть такой флагманский стадион, его не может не быть. Вопрос его использования – вопрос к оператору. Я уверен, что "Лужники" можно загрузить. И думают над этим вполне компетентные люди. Несомненно, у них есть какое-то конкретное решение.
В РФС отметили, что ничего конкретного по поводу возможности проведения в "Лужниках" матчей сборной России в 2019 году, пока сказать невозможно.
– Потому что календарь матчей отборочного этапа чемпионата Европы-2020 станет известен только в начале декабря по итогам жеребьевки в Дублине, – сказали в пресс-службе РФС. – РФС совместно с тренерским штабом очень тщательно подходит к логистике подготовки команды и выбору городов и стадионов, поэтому что-то более четкое мы сможем сказать по этому поводу к концу текущего года.
Будем считать, что сборная России в следующем году прервет гастроли по стране, и сыграет несколько матчей в "Лужниках" – а может быть, и все свои домашние матчи.
Скорее всего, приедет на 80-тысячник и финал Кубка России, хотя при нынешнем уровне турнира заполнить арену получится только в случае выхода туда топ-команд. В сумме не получится и десятка матчей в год. По словам сотрудников "Лужников", в мире не больше десятка групп, способных собрать в Москве полную БСА. Получается еще, допустим, максимум два-три концерта, подобных Imagine Dragons. А то и меньше. Кто из знаменитостей выступал в "Лужниках" в этом веке? Мадонна в 2006-м (35 тысяч зрителей), Metallica в 2007-м (62 тысячи), U2 в 2010-м (60 тысяч), Red Hot Chili Peppers в 2012-м (около 60 тысяч). Негусто.
Вот и получается какая-то красивая игрушка, на которую за один только 2019 год будет потрачено 1,2 миллиарда рублей, а может и больше. Дороговато, не находите?