Однажды 30 лет спустя
Большим футбольным праздником в столице Грузии отметили 30-ю годовщину самого громкого успеха тбилисского "Динамо" - победы в Кубке кубков
Александр БОБРОВ
из Тбилиси
"Придешь на стадион,
А вместо песни стон,
Из уст моих несется.
Ну что же делать мне,
Когда проклятый гол
Забить не удается.
Ночью снится мудрый Мачаидзе, вах.
Сердце ранит травма Кипиани, э.
Нету края лучше, чем Гуцаев, о.
Ну-ка, братцы, вместе с Ахалкаци, ух!"
...И "ухнули" тбилисские динамовцы. Тридцать лет назад, выиграв в Дюссельдорфе финал Кубка кубков у "Карл Цейсса" из ГДР. Вместе с тренером Нодаром Ахалкаци, как пелось в пародии на песню из фильма "Мимино", но уже без братьев Мачаидзе, перешедших в "Спартак". Это был второй успех советского клуба в еврокубках - в 1975-м пионерами стали киевские динамовцы, выиграв тот же трофей.
* * *
Событиям 13 мая 1981 года предшествовала весьма любопытная история. Дело в том, что заявку в УЕФА на сезон-1980/81 нужно было отправлять в начале июля 1980-го. Финал же Кубка СССР запланировали на 9 августа. В него попали тбилисское "Динамо" и "Шахтер". Пришлось советской федерации футбола волевым решением заявить динамовцев в Кубок кубков, а донецкую команду - в Кубок УЕФА как серебряного призера предыдущего чемпионата страны. Решающий матч, к слову, выиграл "Шахтер", а Кубок впоследствии решили разыгрывать до истечения срока подачи заявок в клубные евротурниры.
До майского поединка в Дюссельдорфе динамовцы сыграли 8 матчей - с греческой "Касторией" (0:0, 2:0), ирландским "Уотфордом" (1:0, 4:0), английским "Вест Хэмом" (4:1, 0:1) и голландским "Фейеноордом" (3:0, 0:2). На поле "Райнштадиона", где собралось около десятка тысяч болельщиков, советская команда, которую тогда не делили на грузин, осетин и абхазов, вышла в следующем составе: Отари Габелия, Тамаз Костава, Александр Чивадзе, Нодар Хизанишвили, Георгий Тавадзе, Заур Сванадзе (его во втором тайме заменил Нугзар Какилашвили), Тенгиз Сулаквелидзе, Виталий Дараселия, Владимир Гуцаев, Давид Кипиани и Рамаз Шенгелия. Имена, легенды!
Вратарь "Динамо" Габелия играл не в привычной форме: его багаж был утерян при перелете то ли из Шереметьева, то ли из Франкфурта. Помните, как утверждал герой Владимира Этуша в известной комедии? Впрочем, Габелия тогда, наверное, было не до смеха: "ушли" тренировочные костюмы (два), комплекты маек, трусов и гетр, перчатки (несколько пар) и бутсы. Новую форму ему срочно выделил Adidas, а бутсы пришлось одалживать у Чивадзе, у которого нашлась подходящая по размеру лишняя пара.
* * *
Перед матчем патриарх Грузинской православной церкви прислал команде телеграмму: "Бог в помощь! Возвращайтесь с победой!" В раздевалке незадолго до стартового свистка по просьбе Кипиани остались только футболисты. Все они встали на колени и прочитали "Отче наш". Не забывайте, это был 1981 год, когда подобные действия, скажем так, не поощрялись. Кстати, ту же молитву читают перед игрой и нынешние динамовцы, за исключением, естественно, легионеров других вероисповеданий.
* * *
Тбилисцы вроде бы фавориты финала долгое время ничего не могли поделать с соперником, игравшим фактически на своем поле - пусть и в капиталистической ФРГ. Более того, Герхард Хоппе открыл счет в середине второго тайма. В наше время так действовать ему вряд ли позволили бы, а тогда он остался в одиночестве в центре штрафной, верно (в отличие от защитников) определив, куда прилетит мяч после подачи с левого фланга. Не поворачиваясь лицом к воротам, немец, словно издеваясь, внешне легко и непринужденно пробил "шведой" под перекладину - почти в "девятку".
К счастью, уже вскоре Шенгелия и Гуцаев разыграли короткую комбинацию, и Владимир Гаврилович, как теперь стоит обращаться к экс-депутату грузинского парламента, восстановил статус-кво. Ну а минут за пять до финального свистка красивый гол забил Дараселия. Получив пас от динамовского "мозга" Кипиани, юркий хавбек ушел вправо от опекуна, затем резко изменил направление движения, убрав мяч под себя и оставив в дураках еще одного немца, после чего неожиданно для Ханса-Ульриха Грапентина с левой резко и сильно пробил в ближний угол.
Четырежды прокричал слово "гол" Котэ Махарадзе, ведший репортаж на Советский Союз. А игроки... Нет, они не пластались по газону и не рвали на себе футболки. 30 лет назад все выглядело спокойнее и обыденнее.
Ханс Майер, тренер клуба из ГДР, зачесывал до дыр подбородок, а судья уже смотрел на секундомер, подбираясь к боковой линии, откуда мяч нужно было вводить из аута. Свисток - и два динамовца начали яростную борьбу за мяч... с арбитром. Рефери не сдавался, и тут вдруг откуда ни возьмись выскочил человек в спортивном костюме, выхватил мяч и устремился прочь. Одержана и вторая победа - сомнений в том, что это был кто-то из грузинской делегации, не возникло. В минувшую пятницу на банкете мне довелось познакомиться с обладателем заветного трофея. Им оказался массажист команды победителей Анзор Гавиташвили, по-прежнему бережно хранящий мяч в своей коллекции. Говорят, в свое время ему предлагали его продать - сначала за 25 тысяч долларов, потом за 50.
* * *
"Это успех всего советского футбола", - политкорректная фраза Махарадзе в телерепортаже. И в продолжение: "Представляю, что сейчас творится в Тбилиси... Ликует вся наша страна". Сотрудники соответствующих органов позднее решили уточнить, что же имел в виду легендарный комментатор. А он, думаю, лишь вспомнил о тысячах поклонников команды Ахалкаци, для которых та ночь навсегда осталась в памяти. Ну а мне запомнились следующие кадры: Чивадзе с кубком, спускающийся по трапу самолета, и, если не ошибаюсь, Гуцаев, которого прямо с того же трапа на руках несут по летному полю болельщики.
* * *
Кадры хроники еще раз продемонстрировали в пятницу на празднике в концертном зале Тбилиси, где выступили Нани Брегвадзе, Лиза Багратиони, Софико Нижарадзе, непревзойденные мастера танца из ансамбля Сухишвили. Теплые слова прозвучали из уст хорватского тренера Иво Шушака, обыгрывавшего со сборной Грузии нашу национальную команду, легенд советского и украинского футбола Андрея Бибы и Владимира Мунтяна, знаменитых в прошлом футболистов бакинского "Нефтчи" Искендера Джавадова и Машаллы Ахмедова, замечательного игрока ереванского "Арарата" и прекрасного человека Хорена Оганесяна. Поздравить тбилисцев приехал игравший против них в финале капитан немецкой команды Лотар Курбювайт, чешский тренер Душан Угрин, работавший несколько лет назад с "Динамо". Россию представляли три журналиста...
Завершился концерт выходом на сцену мастеров, добывших ту победу для себя, болельщиков, огромного Советского Союза и маленькой Грузии. Вместо ушедшего из жизни Кипиани рядом с Шенгелия и Гуцаевым встали его внуки Зураб и Давид. Место трагически погибшего в 82-м Дараселия заняла его вдова Марина, рассказавшая нам позднее, что в жизни лучшего игрока финала много хорошего было связано с числом 13. Но и трагедия произошла в их семье тоже 13-го.
* * *
Второй тайм торжества ветераны-динамовцы и гости провели на банкете. Что такое грузинская кухня и тосты, знают многие. А вот что такое контрольные тосты в исполнении Чивадзе, довелось испытать на себе. Серия "пенальти", казалось, не закончится никогда. Некоторое время помогала "предматчевая подготовка" в виде удивительно теплого ужина на берегу Куры накануне и поездки на завод Давида Сараджишвили, пионера коньячного производства в Российской империи и поставщика двора его императорского величества. Порции коньяка 30-летней выдержки, специально подготовленного для праздника, и коньячного спирта возрастом в 117 лет мне, непьющему, точнее, не пившему уже давно, конечно, помогли, но... В общем, "пенальти" закончились, кажется, часам к трем ночи.
* * *
"Забыв прошлое, мы никогда не построим будущее", - произнес расхожую, но от того не менее значимую фразу Джавадов. В компании грузин, русских, украинцев, азербайджанцев и армянина, говорящих на великом и могучем, я словно вновь оказался в почему-то быстро забытой огромной стране - СССР, в футболе своей юности. Красивом футболе, послевкусие от которого останется, наверное, навсегда. И еще было очень приятно вновь увидеть настоящих легенд советского спорта, которых мы порой вспоминаем редко, а то и совсем забываем. "Снимайте его. Он - звезда, а я лишь полумесяц", - скромно попытался уйти в сторону Хизанишвили-старший, показав на Шенгелия. Действительно, все упомянутые мною в репортаже - звезды и легенды. А сколько их в России? Но помнят ли о них новые поколения и слышали ли вообще о них?
* * *
Тбилиси похорошел за три года, что я не был здесь. До того довелось побывать в Грузии незадолго до августовской войны 2008 года - на прощальном матче Шоты Арвеладзе. К слову, война в разговорах упоминалась редко. Говорили все больше о дружбе, о том, какую великую объединяющую силу несет в себе футбол.
* * *
Ну и "Динамо", конечно, другое. Былые большие победы в прошлом. Может, новый импульс развитию клуба придаст Роман Пипия, в свое время возглавлявший саратовский "Сокол", а затем вернувшийся в Грузию? Очередной проект он, пообещавший однажды завязать с футболом навсегда, начал всего лишь пару месяцев назад. В беседе с корреспондентом "СЭ" совладелец и президент "Динамо" передал теплые приветы Виталию Мутко, Николаю Толстых и всем саратовским болельщикам.
Одним из первых шагов стала реконструкция базы, где уже вовсю идут строительные работы. Вложить в них руководство клуба планирует не менее 5 миллионов евро. Генеральным директором тбилисцев стал Зураб Пололикашвили, в недавнем прошлом министр экономики и посол Грузии в Испании. Откуда, к слову, скоро пожалуют для обмена опытом и проведения мастер-класса Фернандо Йерро и Жоан Лапорта.