Толстых проиграл свою войну
На тоненького.
Как убирали Толстых
Александр ПРОСВЕТОВ
Николай Толстых больше не президент РФС. Кто-то несказанно рад, что закончился тысячедневный период смутного времени, когда энергия расходовалась не столько на созидание, сколько на выяснение отношений, кто-то сокрушается, что "схарчили" честного человека. Плотный результат голосования, между прочим, показывает: в регионах теперь уже экс-глава союза благодаря своей репутации аскета и борца за справедливость пользовался серьезной поддержкой.
Однако через какие очки, розовые или темные, ни смотри на итоги конференции, отечественному футболу от этого лучше не станет. "Впереди непаханое поле", – справедливо заметил генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов.
Смена власти сама по себе не может быть панацеей от всех бед. Один руководитель уходит, другой принимает присягу – и только через значительный промежуток времени выясняется, что произошли изменения. Или не произошли. Просто в данном случае есть надежда, что прекратятся склоки, что разберутся с Капелло – или будут исправно платить итальянцу, или цивилизованно с ним распрощаются.
Сейчас Толстых заслуживает сочувствия. В прошлом боец на поле, этот человек не признает поражений. Возглавляя российский футбол, он искренне стремился ему служить. Не хватило умения управлять, да в такой степени, что РФС дошел до положения, близкого к банкротству.
Удивительно, кстати, что аудит не произвели раньше, что исполком не настоял на том, чтобы президент раскрыл всю финансовую документацию, хотя материалы, свидетельствующие о том, что РФС в "преддефолтном", как теперь модно выражаться, состоянии, появляются уже как минимум полтора года.
В свою очередь, президент и сам мог бы с цифрами на руках "пойти в народ" и детально объяснить, сколько именно и почему не хватает на нашего во всех отношениях дорогого тренера, кто и какие ему давал гарантии. Нелепо, между прочим, что человек, входивший в совет директоров "Эргобанка" (перед новым годом его фамилия фигурировала на сайте этого учреждения, но потом исчезла), не заручился перед подписанием контракта с Капелло письменными обязательствами.
Для любого труда желательна предрасположенность. Чтобы руководить такой махиной, как российский футбол, своеобразной и противоречивой, в чем-то заскорузлой и в то же время амбициозной, безусловно, нужно обладать определенным набором личных качеств. Сочетать в себе решительность и жесткость с гибкостью и харизмой дипломата. Толстых же, как уже не раз отмечалось, был настроен на негатив.
Такое впечатление, что он чувствовал себя комиссаром Каттани из популярного в 80-е годы сериала "Спрут" о сицилийской мафии и не мог выйти из этой роли даже при общении со спонсорами, которых ему искали другие и, в частности, коммерческий партнер компания "Телеспорт". Людям, которые несли РФС деньги, Толстых изливал душу, рассказывая о "язвах" отечественного футбола. Грязь в этой среде, к сожалению, действительно есть. Но кто же "подаст" просителю, если тот заявляет с порога, что проект, простите, не столь привлекателен, как вы, наверное, себе представляли? А если еще не отдавать долги…
Товар надо уметь продавать, а за содействие – благодарить. И речь не о какой-то "подковерной" признательности, как вы, возможно, подумали.
…Читаю на интернет-ленте "СЭ" краткое изложение выступления на конференции РФС президент федерации футбола инвалидов России Георгия Луначарского:
– В 2014 году мы стали чемпионами мира. Знаете, кто нас поздравил? Никто. Но Толстых в этом не виноват, его загнали в яму. Последние три Кубка РФС я провожу за свой счет, 85 процентов времени трачу на то, чтобы договориться с руководителями о средствах на проведение турниров.
Так вы молодец, господин Луначарский, потому что и жертвуете, и договариваетесь. Это во-первых. А во-вторых, кто же должен был поздравить команду и организовать торжественную церемонию, как не президент РФС?
Итак, неуживчивый Толстых устранен. Однако важно, чтобы снижение общей напряженности не обернулось ситуацией "рука руку моет". Новому президенту РФС, которого изберут, вероятно, в августе, стоит задуматься и о выявлении "странных матчей", которые, есть подозрение, у нас не изжиты, и о продолжении борьбы с финансовыми злоупотреблениями. Причем на более эффективном уровне, чем сбор компромата, который не получает хода. В этом деле, как и в вопросе наведения порядка на стадионах, футболу не обойтись без участия государства, и президент должен будет убедить властные структуры в необходимости содействия.
Толстых видел корень зла в агентах. Мы не настолько наивны, чтобы представить их теперь невинными жертвами свергнутого "диктатора". Но надо отдавать себе отчет, что, с одной стороны, за спиной агентов обычно стоят определенные люди, а с другой, иные клубные руководители сами охотно участвуют в сомнительных сделках. Так не начинать ли поиски зла с руки дающего?
Кстати, не подумать ли новому президенту и о том, чтобы все-таки использовать опыт и наработки Николая Александровича? Возглавляя Палату по разрешению споров, Толстых не шел на компромиссы, и там это было, по-моему, уместно. Когда его отстранили от этой должности, Вячеслав Колосков прямо сказал "СЭ": "Вероятно, обиженное лобби сумело переломить ситуацию. Но на месте председателя Палаты жалеть никого нельзя. Там нужен палач".
Написав недавно, что Толстых подошла бы работа в некоем полицейском отделе, который занимался бы футбольными делами, я вовсе не шутил. Во Франции есть департамент, который отслеживает в первую очередь казино, но заодно присматривает и за всякими околоспортивными делишками – ставками, "договорняками" и т.п.
Впрочем, это лишь мысли вслух. Период правления Толстых – это, так или иначе, раздел нашей новейшей футбольной истории, а в ней общественное мнение если и жалует руководителя, то только после отставки. Очень хотелось бы, чтобы хоть теперь завтра было лучше, чем вчера.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Решением конференции РФС полномочия президента РФС Николая Толстых досрочно прекращены. Согласно Уставу этой организации временно исполняющим обязанности президента назначен первый вице-президент РФС Никита Симонян.
В ближайшее время пройдет заседание исполнительного комитета РФС, который утвердит дату проведения следующей конференции. Выборы президента находятся в ее исключительной компетенции – делегаты и определят нового главу союза. Между датой заседания исполкома и датой конференции должно пройти не менее 60 дней. Предположительно, она состоится в августе-сентябре.
В соответствии с Уставом РФС президент избирается на 4 года. Его полномочия начинают действовать после завершения выборов и заканчиваются завершением соответствующих следующих выборов.
Кандидатом на пост президента может быть любое физическое лицо, являющееся совершеннолетним гражданином Российской федерации, проживающее в Российской федерации и играющее активную роль в сфере футбола. Оно должно в письменной форме подтвердить, что признает уставы, регламенты, директивы и решения ФИФА, УЕФА и РФС.
Кандидатуры для избрания на пост президента выдвигаются членами РФС. Соответствующие уведомления с именами кандидатов направляются в избирательный комитет не позднее чем за 40 календарных дней до даты проведения конференции. Избирком, в свою очередь, не позднее чем за 30 календарных дней через аппарат РФС уведомляет ФИФА, УЕФА и членов союза о кандидатурах.
Не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
3) которому решением соответствующих органов ФИФА, УЕФА, РФС запрещена деятельность, связанная с футболом в качестве наказания за нарушение;
4) лицо, в отношении которого действует дисквалификация, наложенная в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с избирательным регламентом РФС голосование на выборах является тайным. Вмешательство правительства Российской Федерации и иных государственных органов в какой бы то ни было форме в процедуру выборов или определение состава выборного органа РФС не допускается.
Организацию выборов и контроль за ними осуществляет избирательный комитет. А апелляционный избирательный комитет рассматривает жалобы на действия (бездействие) избиркома.