"РФС - как государство образца 1937 года". Ультиматум агентов
"СЭ" целиком публикует обращение агентов РФС к Николаю Толстых, Йозефу Блаттеру и другим высокопоставленным чиновникам. Работая по лицензиям РФС и являясь официальными субъектами футбола, агенты крайне недовольны политикой федерации по отношению к их бизнесу. Обращение подписано более чем двадцатью ведущими агентами России.
"Министру спорта Российской Федерации Мутко В. Л.
Президенту Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" Толстых Н. А.
Президенту некоммерческого партнерства "Российская футбольная премьер-лига" Прядкину С. Г.
Президенту некоммерческого партнерства "Футбольной национальной лиги"
Ефремову И. В.
Президенту Международной федерации футбола Йозефу С. Блаттеру
Уважаемые господа!
Обратиться к Вам нас вынудили следующие события, имевшие место в течение последних нескольких месяцев.
1) 19 декабря 2012 г. Исполком РФС своим решением сменил главу комиссии по деятельности агентов РФС.
2) С начала 2013 г. Комиссия по деятельности агентов РФС активно приступила к разработке пакета изменений в Регламент по деятельности агентов, принятие которых планируется уже в июне. В рабочую группу никто из агентов приглашен не был.
3) В марте с.г. на официальном сайте РФС были размещены рекомендации Комиссии по деятельности агентов РФС относительно деятельности агентов футболистов и их сотрудничества с отечественными футбольными клубами. Суть этих рекомендаций сводилась к тому, что все проблемы российского футбола заключаются исключительно в существовании института агентов игроков, в связи с этим клубам было рекомендовано прервать уже существующие отношения с агентами и не сотрудничать с ними впредь.
4) 2 апреля в РФС состоялось совещание с участием руководителей и представителей РФС с лицензированными агентами. В ходе этой встречи в завуалированной форме были высказаны претензии к чрезмерным, по мнению руководства РФС, заработкам агентов, а также попыткам некоторых из агентов влиять на спортивные результаты.
5) В связи с содержащимся в Циркулярном письме от 19 апреля 2012 г. № 1298 решением Исполнительного комитета ФИФА о приостановлении применения статьи 17 Регламента по деятельности агентов футболистов Комиссия по деятельности агентов РФС дала разъяснения о том, что срок действия истекающих лицензий будут пролонгирован, но только на один год.
6) В апреле с.г. все лицензированные агенты получили из Комиссии по деятельности агентов РФС письмо с исх. № 58 от 19 апреля 2013 г., в котором им под угрозой применения санкций было предложено до 15 мая 2013 г. предоставить в комиссию следующий пакет документов:
– отчеты по всем договорам (соглашениям) за период 2012 г., оформлявшиеся в ходе исполнения агентских договоров (соглашений), по которым был получен доход и направленные принципалу;
– банковские выписки за 2012 г. из банков, в которых за этот период были открыты счета и по ним проводились операции, связанные с агентскими договорами (соглашениями);
– иные документы, которые могут подтвердить полученный доход, отраженный в налоговой декларации за период 2012 г.
Все указанные события, по нашему мнению, объединяет единая логика, и они укладываются во вполне очевидный общий план, вынашиваемый непосредственно руководством РФС.
В связи с этим мы, лицензированные агенты футболистов, считаем необходимым высказать свое консолидирова нное мнение относительно сложившейся ситуации.
Нам не понятна суть выпадов и претензий в нашу сторону. Хотелось бы услышать конкретные претензии к конкретным агентам, а не общие фразы о том, что агенты якобы "много зарабатывают" и все они оказывают влияние на спортивные результаты.
Мы считаем, что Регламенты РФС и другие документы, безусловно, нуждаются в доработке, некоторые их положения не всегда согласуются нужным образом с законодательством Российской Федерации и международными нормами, но в целом действующее законодательство и Регламенты РФС вполне достаточны для регулирования подавляющего большинства озвученных вопросов. Очень часто вопрос надо ставить о компетенции и банальной порядочности людей, которые отвечают за тот или иной участок работы в РФС, Лигах и, в первую очередь, в футбольных клубах и, соответственно, используют несовершенство существующих документов и правовой базы.
Необходимо учитывать тот факт, что для полноценного участия агентов в обсуждении и внесении изменений в положения Регламентов РФС необходимы не только правовые основания, но и другие факторы, а именно: желание РФС видеть представителей агентов в соответствующих комитетах, комиссиях и рабочих группах, а также изменение общего отношения к институту агентов игроков.
К примеру, агенты не привлечены к участию над работой не только над пакетом изменений в Регламент по деятельности агентов, но и к работе над новой редакцией Регламента по статусу и переходам (трансферам) футболистов и Регламента по разрешению споров, хотя эта работа ведется с широким привлечением общественности, в том числе и лиц, не являющихся субъектами футбола (практикующих в этой отрасли юристов, например).
Изменение в РФС отношения к вышеперечисленным факторам будет подтверждением того, что агенты являются полноправными субъектами отношений в футболе. При этом надо заметить, что такая практика ранее существовала. К примеру, представители Ассоциации агентов футболистов привлекались для обсуждения предполагаемых изменений в Регламенты РФС при прежних руководителях РФС. Чаще всего наши замечания не принимались во внимание, но начало участия агентов в подобной работе было положено.
Мы не питаем иллюзий по поводу "стерильности" всех агентов, впрочем как и в отношении "стерильности" руководителей клубов, тренеров, работников РФС, да и других субъектов футбола, однако, обвинять кого-либо без должных на то оснований нельзя. Напрямую претензии не озвучиваются, а лишь обозначаются вопросы по некоторым сделкам между клубами и агентами, где проходит приличные суммы, и звучат намеки на попытки влиять на спортивные результаты. Однако за каждым подобным намеком и претензией должны стоять весомые аргументы. Использование намеков и псевдоправовых абстракций, которыми были переполнены, всем уже известные Рекомендации РФС футбольным клубам, не могут служить аргументами для обвинений во влиянии на финансово-хозяйственную деятельность в футболе. Рекомендации Комиссии по деятельности агентов, данные клубам, выглядят как навязывание субъективного мнения по вопросам хозяйственной деятельности клубам с частным, смешанным и государственным финансированием, не говоря уже о том, что порой просто противоправны и нарушают регламенты ФИФА и самого РФС. Законы должны быть едиными для всех, даже если они не совсем совершенны, а давая подобного рода рекомендации, РФС должен был в первую очередь поинтересоваться мнением самих футбольных клубов и футболистов: нужны им агенты или нет?
Уж если и говорить о каком-либо ограничении выплат между субъектами футбола, то, прежде всего, нужно затронуть тему трансфертных выплат в пользу зарубежных клубов и комиссионных зарубежных агентов, а это, – сотни миллионов ЕВРО в год. Из этой же категории и тема чрезмерно высоких зарплат иностранных футболистов. Почему-то никто не высказался об этих проблемах ни разу. Складывается впечатление, что РФС хочет контролировать и регулировать только ту часть финансово-хозяйственной деятельности в футболе, которая непосредственно касается российских агентов и не считает нужным замечать ничего остального. Никто не говорит, например, о том, что клубы продают футболистов, пришедших к ним в статусе "свободных агентов", за миллионы в иностранной валюте, – это воспринимается как норма, в то время, как выплата агенту комиссионных при подобного рода операциях воспринимается, как близкое к преступлению действие.
Таким образом, даже "антиагентская" деятельность РФС ведется избирательно. Весь обличительный пафос направлен исключительно против соотечественников, в то время как агенты-иностранцы, на долю которых приходится не менее 70% выплат, произведенных российскими клубами, находятся в привилегированном положении. И это при том, что они, в отличие от российских коллег, не платят с этих доходов ни рубля налогов и не создают ни одного рабочего места в нашей стране.
Вызывает также массу вопросов волюнтаристский характер репрессивной политики РФС по отношению к агентам. Чем объяснить запредельные суммы штрафов за допускаемые агентами нарушения вроде однодневной задержки с подачей отчетности? Может ли штраф по договору на сумму в 30 тысяч рублей составлять 250 или 500 тысяч рублей? По нашему мнению, которое разделит большинство здравомыслящих людей, ненормально, когда клубы, чьи бюджеты на порядок выше совокупного заработка всех российских агентов, платят штрафы в 50-100 тысяч рублей за неисполнения решений юрисдикционных органов РФС (Палаты по разрешению споров и Комитета по статусу игроков).
Нам не понятно, на чем основано требование РФС – предоставить до 15 мая с.г. (и это притом, что срок подачи налоговых деклараций – до 31 мая!) информацию, относящуюся к сфере коммерческой тайны и предоставляемую только налоговой службе либо следственным органам, расследующим конкретное уголовное дело? На каком основании общественная организация, которая, судя по всему, нас ни во что ни ставит, берет на себя функции государства, причем образца 1937 г.? Это нарушает не только наши права, но и права наших партнеров и клиентов – клубов и игроков. Подобные требования, по смыслу статьи 18 Регламента РФС по агентской деятельности, можно предъявлять только конкретным агентам и исключительно по конкретному поводу.
По нашему мнению, "антиагентская" деятельность РФС прямо противоречит и проводимому руководством России курсу на всемерную поддержку и защиту малого бизнеса.
Наконец, и это, пожалуй, самое главное, – мы считаем необходимым отметить, что роль агента в формировании футболистов, как профессионалов, как личностей, зачастую очень трудно переоценить. Многие футболисты могли и не состояться, если бы не обратились к помощи агента. Особенно часто это проявляется в период перехода от детско-юношеского футбола к профессиональному. Правильно оценить роль агента в футболе вряд ли удастся, по причине отсутствия соответствующих критериев и механизмов, позволяющих это сделать, но факт того, что часто именно агент позволяет раскрыть футболисту свой талант, уже никто не оспаривает.
Систематизировать и оптимизировать отношения "агент – клуб", "агент – игрок", "агент – агент" ФИФА пытается уже не один год. Ужесточение отношений и санкций к агентам со стороны РФС вряд ли даст что-то позитивное. Большинство агентов, имеющих дипломы юристов, просто уйдут из-под юрисдикции РФС, сдав лицензии. Начав работать только в рамках законодательства Российской Федерации, они создадут не один неприятный для РФС прецедент.
Поможет ли это контролю за процессами, протекающими в российском футболе, особенно теми, что лежат в неправовом поле? Конечно же, нет!
Естественно возникает вопрос: тогда против кого РФС начинает борьбу? Так называемые "нелицензированные агенты" как были, так и останутся вне поля зрения РФС, да и люди, влияющие на результаты матчей, тоже…
На наш взгляд, если РФС хочет навести порядок в отношениях между субъектами футбола в России, то делать это нужно в контакте со всеми, кто разделяет принципы, предлагаемые к обсуждению, со всеми, кто хочет принести пользу отечественному футболу и вывести его на новый, более качественный уровень.
В связи с вышеизложенным и оставаясь ответственными участниками рынка футбольной индустрии, считаем необходимым сделать следующие заявления:
Первое. При любых обстоятельствах мы гарантируем нашим клиентам и партнерам из числа как физических, так и юридических лиц выполнение договорных обязательств в полном объеме!
Второе. Мы отвергаем голословные обвинения в адрес всего агентского сообщества. Если есть конкретные претензии к конкретным агентам, их надо публично предъявить!
Третье. Мы считаем неприемлемыми и незаконными попытки препятствовать нашей работе путем навязывания клубам субъективного мнения отдельных представителей РФС по вопросу того, как им организовывать свою хозяйственную деятельность и строить отношения с агентами. Требуем отозвать соответствующие рекомендации клубам!
Четвертое. Мы требуем отозвать письмо Комиссии по деятельности агентов футболистов с исх. № 58 от 19 апреля 2013 г. как явно незаконное и необоснованное!
Пятое. Мы требуем дать развернутые официальные объяснения, какие меры планирует принять РФС в плане упорядочения деятельности агентов-иностранцев!
Шестое. Мы готовы к диалогу и конструктивному сотрудничеству с РФС на основе разумного баланса взаимных прав и обязанностей и учета законных интересов сторон. Мы предоставим РФС свои предложения по внесению изменений в действующие Регламенты РФС, если нам предоставят такую возможность".